Реакция в Турции на удар по Крымскому мосту и ответные действия России. Часть 3

Продолжаем анализировать реакцию турецкой публики на ответный удар России по критическим объектам украинской инфраструктуры, который был запущен 10 октября и, судя по текущим сводкам, продолжается и 11 октября.

Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=90625.

Напомним мы остановились на том, что воздушные удары РФ по Украине, со всей неизбежностью, вызовут очередную попытку Турции запустить миротворческий процесс между сторонами участницами конфликта. При этом, заметим, что исходные данные для этого миротворчества начинают заметно отличаться от тех параметров, которые были ещё в марте месяце этого года в Анталье и Стамбуле. Речь, разумеется, идет о проведенных в четырех республиках и областях (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) референдумов. Которые стали исходными точками для переговоров с российской стороны.

Это – четкий сигнал украинскому руководству о том, что оно, разумеется, может не вступать сейчас в переговоры с «режимом Путина», ожидая «прихода нового президента», однако, к моменту следующего предложения «поговорить» могут быть новые ещё менее выгодные вводные. Разумеется, это делает любое миротворчество ещё более затруднительным на фоне того, что официальный Киев «ждет нового президента». А Кремль не сегодня – завтра объявит В. Зеленского «спонсором терроризма».

Как ты то ни было, в период 12-13 октября в столице Казахстана г. Астана ожидаются переговоры между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом. Переговоры состоятся на полях Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Эта площадка в этом году отмечает свое 30-летие.

Вот как анонсировал предстоящую встречу пресс-секретарь президента России Д. Песков: «Встреча готовится не завтра, а послезавтра (13 октября, прим.). Тема, конечно же, и Украина, и двусторонние отношения, которые тоже весьма многогранны, и обмен мнениями по текущим делам».

Обратимся к сайту президента Турции, где 11 октября был опубликован пресс-релиз по случаю его визита в Казахстан:

«Президент Турецкой Республики г-н Реджеп Тайип Эрдоган посетит Астану 12-13 октября 2022 года с целью председательствовать, вместе с Президентом Казахстана г-ном Касымом-Жомартом Токаевым, на четвертом заседании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня между Турцией и Казахстаном и принять участие в шестом саммите Конференции по сотрудничеству и мерам доверия в Азии.

На заседании Совета, которое состоится 12 октября с участием соответствующих министров, турецко-казахстанские отношения будут рассмотрены во всех их аспектах и ​​обсуждены возможности углубления нашего расширенного стратегического партнерства.

Помимо двусторонних отношений, в ходе встреч также состоится обмен мнениями по региональным и глобальным вопросам.

На шестом саммите Совещания по сотрудничеству и мерам доверия в Азии, который состоится 13 октября, наш уважаемый Президент выступит перед главами государств и правительств, и по этому поводу состоятся различные двусторонние контакты.

С уважением информируем публику».

Итак, что будет самым главным в визите президента Р.Т.Эрдогана в Казахстан. Представляется, что это главное можно перечислить следующим образом:

  1. Укрепление турецко-казахстанской оси, которая является лидирующей в Организации тюркских государств. Подготовка к участию в Саммите ОТГ в Узбекистане. Мероприятия состоятся 14 и 15 октября в Ташкенте и Самарканде. 17 октября состоится встреча ОТГ на уровне министров иностранных дел в Стамбуле. 19-21 октября в Азербайджане пройдет встреча глав религиозных ведомств стран-участниц ОТГ (от Турции – Управление по делам религии). А 21-23 октября в казахстанском Туркистане (который, напомним, был провозглашен одной из столиц Тюркского мира) состоится Конференция, посвященная «Видению – 2040» Организации тюркских государств. Так что, было бы преувеличением считать, что президент Турции Р.Т. Эрдоган прибывает в Казахстан лишь только с целью «повидаться» с президентом В. Путиным. У него — достаточно большая повестка с Казахстаном, в том числе, в контексте Организации тюркских государств, где можно ожидать очередных шагов по трансформации этой организации.
  2. Насыщение альтернативной Западу международной повестки Турции «азиатскими» мероприятиями. Саммит, безусловно, сыграет ту же роль, что ранее сыграл и Саммит ШОС. В этом смысле, вспоминаем про политику балансирования Турции, которая хочет одинаково твердо стоять и на Востоке, и на Западе. Другой вопрос, что на данном этапе Восток для Турции является более многообещающим. В то время, как Запад продолжает ждать результатов выборов президента и депутатов Меджлиса Турции 2023 года и не ведет с турецким руководством значимых для последнего переговоров, турецкий лидер является желанным гостем в азиатских столицах.
  3. Разумеется, переговоры между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом будут посвящены второму этапу российской СВО и активизации российских действий на украинских фронтах. Здесь, следует ожидать, что турецкое руководство может выступить с очередными миротворческими инициативами, допустим, гуманитарного свойства. Хотя сложно на данном этапе ожидать каких-либо прорывов, представляется, что и сбрасывать со счетов «лидерскую дипломатию» Путин – Эрдоган не следует.

В преддверии встречи между президентами Путиным и Эрдоганом известное турецкое издание Daily Sabah опубликовало статью под красноречивым заголовком «Путин обвинил Украину в попытке «взорвать» газопровод «Турецкий поток»». Цитируем издание – особенно интересна тональность, в которой выдержаны турецкие комментарии на обвинения, прозвучавшие от российского лидера:

«Президент Владимир Путин заявил в понедельник (10 октября), что Украина совершила «террористические акты» против России, обвинив ее, в частности, в попытке «взорвать» газопровод «Турецкий поток», и пообещал жестко реагировать, если они продолжатся.

В телеобращении Путин заявил, что в понедельник Москва нанесла ракетные удары дальнего радиуса действия по энергетической, военной и коммуникационной инфраструктуре Украины в отместку за нападение на жизненно важный мост, соединяющий Россию с аннексированным Крымским полуостровом в минувшие выходные.

«Очевидно, что украинские спецслужбы заказали, организовали и осуществили теракт, направленный на уничтожение критически важной гражданской инфраструктуры России», — сказал Путин о взрыве Керченского моста.

Украинские официальные лица ликовали после взрыва, но Киев не взял на себя ответственность.

«Своими действиями киевский режим поставил себя в один ряд с самой одиозной из международных террористических группировок. Оставлять такие преступления без ответа просто невозможно», — сказал Путин, открывая заседание своего влиятельного Совета безопасности.

Он также обвинил Украину в попытке совершить атаку на атомную электростанцию ​​в России и на один из участков газопровода «Турецкий поток», по которому природный газ из России поступает в Турцию и далее в Европу.

«Ими совершен ряд терактов и подобных покушений на преступления против объектов электроэнергетики и газотранспортной инфраструктуры нашей страны, в том числе попытка подрыва одного из участков газотранспортной системы «Турецкий поток», — сказал он.

«Все это доказано беспристрастными доказательствами, в том числе показаниями самих задержанных исполнителей этих терактов», — отметил Путин.

Россия и Турция официально запустили «Турецкий поток» в январе 2020 года. Трубопровод, который позволяет Москве обходить Украину в качестве транзитного маршрута в Европу, доставляет российский природный газ в Южную Европу через Черное море и Турцию.

Он имеет годовую мощность 31,5 млрд куб. м  и состоит из двух морских линий протяженностью 930 км (577,88 миль) и двух отдельных береговых линий длиной 142 и 70 км.

Первая линия мощностью 15,75 млрд куб. м предназначена для поставок внутренним потребителям Турции. Нисходящий канал в Турцию поставляет газ в несколько европейских стран, включая Сербию и Венгрию.

Города по всей Украине остались без электричества и воды, несколько человек погибли в результате российских ракетных ударов по более чем дюжине украинских городов в понедельник утром. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил: «Путин — террорист, который разговаривает ракетами».

Путин заявил, что Россия «жестко» ответит на любые дальнейшие атаки со стороны Украины.

«В случае продолжения попыток совершения терактов на нашей территории ответные действия России будут жесткими и по своим масштабам будут соответствовать уровню угроз, создаваемых для Российской Федерации. В этом ни у кого не должно быть сомнений», — предупредил Путин.

Он повторил, не предоставив доказательств, свое утверждение о том, что Украина и ее сторонники из НАТО стояли за до сих пор необъяснимыми разрывами газопроводов «Северный поток», которые проходят из России в Германию по дну Балтийского моря.

Он сказал, что Россия не участвовала в расследовании утечек в трубопроводах «Северный поток», добавив, что всем известен «конечный бенефициар».

Удары по всей Украине в понедельник утром угрожают дальнейшей эскалацией войны, которая бушует уже более семи месяцев с тех пор, как Россия вторглась в Украину 24 февраля.

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что теракты в час пик, по-видимому, были преднамеренно рассчитаны, чтобы убить людей, а также отключить электричество.

Его премьер-министр сказал, что 11 крупных объектов инфраструктуры были поражены в восьми регионах, в результате чего некоторые районы страны остались без электричества, воды и тепла».

Итак, как мы можем видеть, из приведенной выше публикации просматривается «бездоказательность» утверждений высшего российского руководства по поводу «Северного потока» и Крымского моста, а также достаточно спокойное цитирование заявления В. Путина о том, что и «Турецкий поток» может стать целью для атаки. Значительная часть публикации отведена под утверждения украинской стороны и под его обвинения в адрес официальной Москвы в «терроризме». В целом, турецкая газета предпочитает не нагнетать ситуацию вокруг «Турецкого потока».

Полагаем, что Украина не заинтересована в том, чтобы этот газопровод был выведен из строя по причине особого характера своих отношений с Турцией и того тяжелого ущерба, который может потерпеть турецкая экономика в случае лишения её поставок российского газа.  С другой стороны, это – в несомненных интересах Запада, поскольку бьет не только по России, но и по турецкому руководству в преддверии важнейших президентских и парламентских выборов.

Вот, что на тему взрывов «Северного потока» сообщает турецкое издание Daily Sabah:

«Немецкая прокуратура в понедельник начала расследование предполагаемого саботажа двух газопроводов, построенных для доставки российского газа в Германию по дну Балтийского моря.

Подводные взрывы в конце прошлого месяца разрушили газопровод «Северный поток-1», который до конца августа из России был основным маршрутом поставок газа в Германию. Они также повредили газопровод «Северный поток — 2», который так и не был введен в эксплуатацию Германией незадолго до вторжения России в Украину в феврале.

Федеральная прокуратура Германии, которая расследует дела о национальной безопасности, заявила, что начала расследование в отношении неизвестных лиц по подозрению в преднамеренном взрыве и антиконституционном саботаже.

Прокуроры заявили, что имеется достаточно доказательств того, что трубопроводы были повреждены, как минимум, в результате двух преднамеренных взрывов, и цель их расследования — помочь установить преступника или преступников, а также возможный мотив.

Немецкое расследование идет параллельно расследованию в Швеции. Прокурор там сказал на прошлой неделе, что (работы проводятся) на месте.

Правительства Дании и Швеции ранее заявляли, что подозревают использование несколько сотен фунтов взрывчатки в совершении преднамеренного акта саботажа. Утечки из газопроводов Nord Stream 1 и 2 привели к выбросу в воздух огромного количества метана.

Федеральная прокуратура Германии заявила, что причина их участия также заключается в том, что атака на энергоносители может повлиять на внешнюю и внутреннюю безопасность Германии. В воскресенье власти заявили, что два немецких катера отправились в район, где произошла утечка, чтобы выяснить, что произошло.

Президент России Владимир Путин обвинил Запад в нападении на трубопроводы, что категорически отрицают Соединенные Штаты и их союзники». – Опять же видим достаточно нейтральную подачу версии российского руководства в отношении Запада, подразумевая США и Великобританию, как главных организаторов взрывов.

11 октября один из ведущих турецких политологов, генеральный координатор Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттин Дуран опубликовал в известном турецком издании, газете Sabah материал под заголовком «Растущее напряжение в войне». Обратимся к этому материалу:

«Пока Турция сосредоточилась на предвыборной повестке дня, российско-украинская война вступила в новую фазу. После решения о частичной мобилизации Дума российского парламента приняла аннексию четырех областей Украины, и Путин встал на необратимый путь. В ответ Зеленский занял аналогичную позицию, подписав указ Совета национальной безопасности Украины об отказе от переговоров с Путиным. После этого выяснения отношений мировая общественность стала больше говорить о возможности применения Россией ядерного оружия. В то время как Путин сказал, что его страна «имеет более современное оружие, чем страны НАТО», Байден подчеркнул, что угроза Путина «реальна», заявив, что «со времен Кеннеди и кубинского кризиса мы не сталкивались с возможностью Армагеддона».

Ядерное противостояние между Россией и Западом усилило беспокойство в столицах мира. Еще больше усилили напряженность между Москвой и Киевом вчерашняя бомбардировка моста через Керченский пролив и попадание российских ракет в четыре города, включая Киев. По мере нарастания напряженности неудивительно, что Кремль решает еще больше обстрелять украинские города. Опять же, Путин в заявлении перед заседанием Совета Безопасности заявил, что Украина пыталась взорвать газопровод «Турецкий поток». Такой возможности не хотела бы Турция, пытающаяся вывести дипломатию на первый план с самого начала войны. Было бы хорошо, если бы все стороны войны считали, что Турция — единственная страна, которая может вести переговоры как с Россией, так и с Украиной, и что ее продолжение следует ценить.

Заявление Кремля о том, что проводится оценка (возможности) встречи России и Украины, организованной Турцией, является неэффективным заявлением, поскольку совпадает с решением после аннексии. Вряд ли, Зеленский согласится вернуться к дипломатическим переговорам. Потому что понятно, что Кремль будет настаивать на том, чтобы коридор, соединяющий Крым и четыре вновь присоединенных региона, остался за Россией за столом переговоров.

На данном этапе не представляется возможным, чтобы Украина, которая вынудила российскую армию уйти в Херсоне и Харькове и продолжает получать военную помощь с Запада, приняла бы такой подход.

Ход войны вступил в спираль новых критических атак, ответных массированных бомбардировок, новых западных санкций и возобновления ядерной угрозы.

Сообщения из США и ЕС говорят о том, что Россия и дальше будет ослабляться войной на истощение. Хотя ядерные угрозы витают в воздухе, ожидается, что Соединенные Штаты будут настойчиво держаться в стороне от такого пути. На самом деле аналитические центры в США говорят, что если Россия прибегнет к тактическому ядерному оружию, Вашингтон удовлетворится эффективной интервенцией с применением обычных вооружений. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что пересечение Москвой границы, считавшейся красной линией со времен Второй мировой войны, перенесет мир в более неопределенный и рискованный период».

52.37MB | MySQL:106 | 0,626sec