О проблемах афганской транзитной торговли через территорию Пакистана

Значение Пакистана как транзитного маршрута для Афганистана очевидно из того факта, что основной объем импорта в Афганистан из стран, с которыми он не имеет общей границы, проходит транзитом через пакистанскую территорию. Исламабад и Кабул подписали Афгано-пакистанское соглашение о транзитной торговле (APTTA) в феврале 2010 года, чтобы облегчить поток транзитной торговли между двумя странами. Отмечается, что афганская транзитная торговля через Пакистан в последнее время оставалась неспокойной, в отличие от процветающих объемов, наблюдавшихся несколько десятилетий назад. Причины тенденции к снижению афганской транзитной торговли через Пакистан включают снижение совокупного спроса в результате вывода сил НАТО из Афганистана; финансовый кризис и закрытие банковской системы после захвата власти афганскими талибами; ситуация с обеспечением  правопорядка; частые закрытия пакистано-афганской границы; рост таможенных тарифов; и отвлечение афганской торговли на другие соседние страны. В конечном счете, афганские торговцы переключились на Иран в качестве альтернативного пути, заменив Пакистан. APTTA призывает к различным мерам по борьбе с контрабандой беспошлинных товаров как в Пакистан, так и в Афганистан, предписывая: устройства отслеживания товаров; финансовые гарантии и специальные лицензии перевозчиков для транзитных грузовиков; системы отслеживания транспортных средств; и депозиты безопасности контейнеров. Афгано-пакистанское управление по координации транзитной торговли (APTTCA) было создано для координации APTTA. Официальный пятилетний срок действия APTAA истек в 2015 году, и с тех пор страны ведут переговоры о пересмотре соглашения. Пакистан разрешил временное продление APTTA на еще шесть месяцев после 11 ноября 2021 года, пока Исламабад и Кабул не завершат текущие обсуждения предлагаемых поправок, предложений и дополнений в обновленном соглашении. Реализация договора была непоследовательной, и обе стороны жаловались на сохраняющиеся барьеры в торговле. Пакистанские официальные лица прежде всего обеспокоены незаконной или несанкционированной торговлей. Поэтому они ввели три уровня безопасности в рамках APTTA, включая страховые гарантии; связанные перевозчики, устройства слежения. Афганские торговцы считают, что эти уровни безопасности являются слишком жесткими мерами для решения  проблемы незаконной торговли. Вот почему первая проблема для них заключается в том, что для выпуска товаров требуются страховые гарантии, необходимые в качестве таможенной безопасности, равные взимаемым пошлинам и налогам. Афганские торговцы считают, что они серьезно страдают из-за строгих требований к страховым гарантиям, которые чрезмерно высоки (от 100 000 до 150 000 пакистанских рупий на перевозчика) и требуют много времени для оформления. Бюрократизм и длительные требования банков обеих стран к документации для выдачи таких гарантий еще больше задерживают таможенное оформление. Кроме того, такие страховые гарантии не предоставляются даже после того, как товары пересекут Самархель (для контрольно-пропускного пункта Торхам) и Спин-Болдак (для контрольно-пропускного пункта Чаман) в Афганистане и достигнут своих пунктов назначения. Длительные задержки с выдачей страховых гарантий значительно увеличивают операционные издержки для афганских трейдеров.

Вторая проблема заключается в том, что товары должны перевозиться только через таможенных перевозчиков в соответствии с APTTA. Это требование увеличило транспортные расходы в диапазоне от 50 000 до 80 000 пакистанских рупий от Карачи до Джелалабада.

Третья проблема заключается в том, что на транспортных средствах должны быть установлены устройства слежения. Необходимые системы слежения за грузовиками были внедрены в Пакистане, в то время как афганская сторона еще не установила такие системы на свои собственные грузовики. Фактически, Афганистан жаловался на то, что меры безопасности по борьбе с контрабандой, согласованные в APTTA, являются ограничительными и непомерно высокими. При наличии длительного процесса оформления документов на транзитные товары и страховых гарантий требование электронных устройств усложняет процесс, а также еще больше увеличивает стоимость, и, следовательно, усугубляет проблемы афганских торговцев.

Медленные операции привели к увеличению среднего времени пересечения границы, что создает препятствия для бесперебойного функционирования транзитных товаров из Афганистана. Среднее время пересечения границы увеличилось до 38,2 часов. Грузовики получают разрешение на въезд в Афганистан после многодневного ожидания. Время на пересечение Чамана составило 60,1 часа, что является самым трудоемким пунктом пересечения границы; ожидание в Пешаваре составляет 45,8 часа — третье место по времени. Пограничный переход Торхам был открыт 24 часа в сутки с 2019 года для содействия двусторонней и транзитной торговле между Пакистаном и Афганистаном. Внезапное и длительное закрытие границы после теракта в Пакистане привело к тяжелым финансовым потерям для афганских торговцев. После закрытия пункта пропуска для его повторного открытия требуются недели.

Только официальные перевозчики в Пакистане могут работать с афганскими операторами грузовых автомобилей, что увеличивает стоимость автомобильных грузовых перевозок, поскольку такие перевозчики должны заплатить 32 000 долларов США Федеральному налоговому управлению в качестве гарантийного депозита для получения лицензии на эксплуатацию. Затем эти расходы перекладываются на операторов грузовых автомобилей за счет более высоких сборов, что в конечном итоге снижает привлекательность транзитного маршрута. Дизельное топливо на альтернативном маршруте, таком как Иран, значительно дешевле, чем в Пакистане, что обеспечивает дополнительное преимущество с точки зрения ценовой конкурентоспособности.

Афганистан обеспокоен тем, что погрузка и разгрузка контейнеров, приостановка транзитной торговли под тем или иным предлогом и система оформления документации на таможне в пакистанских портах вызывают ненужные задержки, которые имеют финансовые последствия в виде платы за простой для афганских торговцев, которым не приходится сталкиваться с этими проблемами при транзите через Иран. Существует определенный период времени   (около 12 дней), в течение которых продавец должен получить контейнер от фирмы, которая продала товар. По истечении указанного количества дней компания взимает с трейдера 60 долларов США в день. Затем эти сборы увеличиваются до 80 долларов США в день, а штраф увеличивается каждые 20 дней. С другой стороны, пакистанское правительство взимает 20 долларов США в день за каждый 40-футовый контейнер через 12 дней, который удваивается через каждые 20 дней. Это не только увеличивает время и затраты, но и влияет на цены товаров, импортируемых в Афганистан.

Аналогичным образом, Пакистан также поднял проблему транзита через Афганистан, подчеркнув, что, когда пакистанские грузовики, перевозящие товары для государств Центральной Азии, без необходимости останавливаются, им приходится оплачивать простои с учетом положения о том,  что пакистанские грузовики, предназначенные для экспорта в государства Центральной Азии, должны пересекать территорию Афганистана за 5 дней, но меры властей  Афганистана по контролю делают эти сроки нереалистичными.

На данный момент Афганистан может торговать с Индией через Пакистан в рамках APPTA. Афганские грузовики допускаются только до Вага и возвращаются порожними, что увеличивает транспортные расходы. Афганистан желает иметь двустороннюю торговлю с Индией через границу Вага, в то время как принципиальная позиция Пакистана в этом отношении заключается в том, что соглашение о торговом коридоре между Исламабадом и Кабулом является не трехсторонним, а двусторонним, из-за чего Пакистан не может содействовать двусторонней торговле Индии с Афганистаном через Вага ввиду часто напряженных и напряженных отношений с Нью-Дели. Более того,  Афганистан не смог убедить Индию договориться с Пакистаном  о перегрузке  индийских товаров на афганские грузовики. Индия довольно неохотно дает разрешение на транзитную торговлю Пакистана с Непалом, Бутаном и Бангладеш.

Пакистан хочет либерализации правил грузового автомобильного траффика через Афганистан. Во время правления президента Ашрафа Гани правительство Пакистана было разочаровано отказом Афганистана разрешить доступ пакистанских товаров на рынки Центральной Азии до тех пор, пока индийскому экспорту не будет предоставлен взаимный доступ на афганские рынки, что прямо противоречит статье 5 Соглашения, которая прямо исключает индийский экспорт из Соглашения. Однако после возвращения талибов к власти в Афганистане озабоченность Пакистана по поводу запрета транзитного маршрута для автомобилей, похоже, в значительной степени решается действующим правительством в Кабуле. В этой связи первая в истории колонна грузовиков из Узбекистана в соответствии с Конвенцией о международной перевозке грузов для транзитных перевозок товаров через границу достигла Пакистана через границу в Торхаме. Кроме того, аналогичная автоколонна из Пакистана уже прибыла в Узбекистан через границу в Торхаме. Пакистан расширяет возможности транзита в форме транзитной торговли в не имеющий выхода к морю Афганистан, который существенно сократился за последнее десятилетие. Старший вице-президент Пакистано-афганской совместной палаты (PAJC) Зия-уль-Хак Сархади сказал, что «за последние 10 лет через Пакистан прошло 832 000 контейнеров афганской транзитной торговли на сумму 33 миллиарда долларов США, что означает 30-процентное сокращение транзитной торговли с 60 процентов в 2008 году, когда она сдвинулась в Иран». В этом контексте Индия, Иран и Афганистан подписали трехстороннее транзитное соглашение в 2016 году. В своем отчете об измерении и мониторинге эффективности коридоров ЦАРЭС (CPMM) за 2019 год Азиатский банк развития также заявил, что около 70% афганской транзитной торговли было перенаправлено через Иран из-за более низких затрат, более привлекательных залоговых депозитов и тарифов на задержание, поскольку Пакистан по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами в снижении структурных барьеров для грузовых автомобильных перевозок, которые сохраняют высокие затраты.

После возвращения талибов в Кабул двусторонняя торговля между Индией и Афганистаном пострадала, потому что в этих условиях будущее кажется неопределенным. Однако после кратковременного прекращения транзитной торговли из Ирана ожидается, что первый экспортный груз из Афганистана в Индию вскоре будет отправлен через иранский порт Чабахар, цитирует правительственный пресс-релиз Ирана Хусне Мубарака Азизи, главу отдела иностранных дел Министерства транспорта Афганистана.

Принимая во внимание эти препятствия и стремясь стимулировать афганскую транзитную торговлю, правительство Пакистана пересмотрело существующий ее режим в целях упрощения процедур и сокращения времени ожидания: были сделаны три основных улучшения. Ручная оценка груза была заменена автоматической оценкой без участия человека, отменен обязательный осмотр и введена единовременная возобновляемая страховая гарантия вместо страховой гарантии по декларированию товаров (GD), согласно SRO 1013 (I) / 2021 от 5.8.2021. Кроме того, Пакистан удалил 5-процентный сбор за сканирование пустых контейнеров, а также простои и обвинения в задержании. В этой связи пакистанские эксперты солидарны во мнении, что афганская транзитная торговля нуждается в модернизации с инфраструктурой для бесперебойного функционирования. В этой связи Пакистану необходимо существенно повысить скорость, надежность логистики и пограничного контроля. По этой причине необходимо улучшить обработку на пограничных постах для снижения стоимости перевозок и увеличить количество сканеров при пересечении границы для ускорения обработки товаров. Банковские контакты между двумя странами также остаются недостаточно развитыми. Одновременно необходимо улучшить упрощение процедур торговли путем упорядочения расчетов по платежам и совершенствования механизмов страхования, финансирования торговли и документации.

52.34MB | MySQL:103 | 0,550sec