В начале октября турецкое правительство запретило Национальной разведывательной организации Турции (Milli Istihbarat Teşkilatı, MIT), представлять в Счетную палату страны отчет о расходах, тем самым препятствуя ее аудиту. Впервые за все время своего существования Национальная разведывательная организация Турции (Milli Istihbarat Teşkilatı, MIT) не представила отчет о своих расходах и активах в Счетную палату в этом году вопреки турецкому законодательству, что затрудняет надзор парламента за разведывательным агентством. До прошлого года Счетная палата (Sayıştay) проверяла бухгалтерские данные агентства, подтверждая, были ли расходы произведены в соответствии с правилами, а затем представляла свой отчет парламенту перед обсуждением бюджета на следующий год. Счетная палата является основным аудиторским органом турецкого государства, проверяющим расходы правительственных учреждений от имени налогоплательщиков. Несмотря на ограниченные масштабы и неудовлетворительное содержание, отчет Счетной палаты по-прежнему был одним из немногих доступных ключей к разгадке операций MIT. Но даже этот очень ограниченный надзор за бюджетом и расходами разведывательного агентства, похоже, был уничтожен в этом году.
Закон № 6085 о функционировании и структуре Счетной палаты с поправками, внесенными в 2010 году, уполномочивает суд проверять расходы и бюджет разведывательного управления в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета. Суд имеет право проводить аудит государственного учреждения не только с точки зрения его расходов, но и с точки зрения эффективности. Порядок обнародования данных регулируется вторичным законодательством и нормативными актами. В прошлом некогда могущественная армия Турции имела более широкие исключения из аудита, особенно для своих коммерческих предприятий, и аудиторский отчет держался в секрете от общественности. Но эта практика была отменена в 2012 году с поправками, внесенными в рамках процесса согласования вступления Турции с ЕС Теперь MIT, похоже, заменило в данном аспекте армию. В последние годы правительство Эрдогана внесло поправки в законы о разведке, фактически предоставляя MIT и ее сотрудникам полный иммунитет от любого уголовного преследования. MIT, которую возглавляет Хакан Фидан с мая 2010 года, уже была вовлечена во внесудебные убийства, похищения людей, организацию операций под «фальшивых флагом» и планирование политически мотивированных операций по укреплению режима Эрдогана. Доступные данные отчетности за прошлый год, хотя и не очень подробные, тем не менее показали, как правительство вложило в MIT огромную сумму наличных денег для финансирования расширения тайных операций, которые в основном предназначены для подрыва оппозиции и поддержания режима Эрдогана. В отчете Счетной палаты за прошлый год указано, что MIT потратила почти полмиллиарда турецких лир на секретные операции в 2020 году, одновременно наращивая число принадлежащих ему активов, оцениваемых более чем в 32 млрд лир. MIT потратил 495,4 млн турецких лир на то, что было описано как «расходы секретной службы». Более того, ее активы выросли до 32,7 млрд лир, что на 92% больше, чем в предыдущем году.
В 2018 году активы MIT составляли всего 3,8 млрд лир, но за два года агентство стало очень «богатым» учреждением, увеличив свой бюджет до 32,7 млрд лир, т. е. рост на 761% за короткий период времени. В отчете также показано, что MIT потратила 1,3 млрд лир на зарплаты сотрудников в 2020 году и потратило 756,1 млн лир на статью бюджета, которая была описана как «неопознанная». В другом разделе отчета та же цифра была отнесена к амортизации имущества, принадлежащего MIT. Правительственный документ показывает, что MIT потратила почти полмиллиарда лир на секретные операции в 2020 году. Агентство также потратило намного больше, чем его бюджет в 2,2 млрд лир, выделенный парламентом на 2020 год, превысив свой лимит расходов на 274 млн лир, который позже был предоставлен MIT из дополнительного бюджета. Тем не менее, это была не вся картина. MIT удалось привлечь средства Фонда поддержки оборонной промышленности (SSDF), внебюджетного ресурса для обороны, которым управляет Управление оборонной промышленности.
С изменением соответствующего закона в 2014 году Эрдоган просто позволил MIT использовать бюджет SSDF для своих расходов.
Обязательство MIT соблюдать правила SSDF, регулирующие тендеры, было отменено. В результате MIT не была обязана раскрывать какую-либо информацию о том, для чего ей нужны деньги, и могла проводить тендеры на закупку оружия в соответствии со своими собственными правилами, а SSDF просто предоставлял MIT средства, независимо от запрашиваемой суммы.
Согласно отчету, MIT использовала 76,3 млн лир из этого фонда обороны, который был первоначально создан в 1985 году для закупки оружия и сопутствующих товаров только для военных. Турецкую армию не устраивала новая практика, но критика была окончательно подавлена после неудавшегося переворота 15 июля 2016 года, когда сотни генералов и тысячи старших офицеров были уволены из армии. Баланс бюджета MIT за 2020 год показывает, что она имела гигантский бюджет за два года, который превысил 32 млрд турецких лир: В соответствии с целями и стратегией Эрдогана, MIT также пользуется значительной долей дискреционного фонда, предоставленного президенту, чтобы тратить его средства без необходимости раскрывать какие-либо детали. Деньги, потраченные из дискреционного фонда в прошлом году, составили 2,7 млрд турецких лир, что на 35% больше, чем в 2020 году. Согласно данным Главного управления государственного финансового управления и преобразований, деньги, потраченные из дискреционного фонда за первые восемь месяцев этого года, составили 2,5 млрд турецких лир. MIT всегда пользовалась некоторым иммунитетом от государственного аудита из-за деликатного характера своих операций, но она стала практически неприкосновенной, особенно после того, как Эрдоган смог сконцентрировать в своих руках максимум полномочий исполнительной власти. При этом, согласно последним по времени отчетам ряда американских НПО, MIT недавно вышла на первый план со многими нарушениями прав человека. MIT обвиняется в систематической практике спонсируемых государством экстерриториальных похищений и насильственных возвращений в Турцию. По меньшей мере 100 турецких граждан были вывезены в Турцию из нескольких государств, которые зависят от Анкары в финансовой, политической или гуманитарной поддержке, включая Афганистан, Албанию, Азербайджан, Афганистан, Камбоджу, Габон, Косово, Казахстан, Ливан и Пакистан. Некоторые жертвы насильственного возвращения заявили, что они подвергались пыткам в неизвестных местах в течение нескольких месяцев.