Как в Германии оценивают сообщения о достижении ливано-израильских договоренностей по морским границам

На фоне сообщений о том, что Иерусалим и Бейрут совершили прорыв в переговорном процесс и сумели, наконец, найти компромисс в проблеме разграничения исключительных экономически зон, с официальным заявлением по этому поводу выступило федеральное внешнеполитическое ведомство Германии. В пресс-релизе, распространенном МИД ФРГ 11 октября говорилось, что «политическая договоренность относительно соглашений о морской границе между Израилем и Ливаном является историческим успехом». Это событие, цитируя комментарий, представляет собой «важный шаг на пути к большей региональной стабильности и безопасности», а также «предлагает экономические возможности как для Израиля, так и для Ливана».

Обращает на себя внимание и то, что германская дипломатия, высказываясь по поводу ливано-израильских договоренностей, в значительной степени сфокусировалась на высокой оценке роли США. В частности, в указанном тексте отдельно было подчеркнуто, что «этот прорыв показывает, на что способна дипломатия даже в, казалось бы, зашедших в тупик конфликтах. Это стало возможным также благодаря неустанным посредническим усилиям специального посланника США Амоса Хохштейна, которому мы выражаем особую благодарность». В результате, как следует из приведенного фрагмента, Берлин фактически не просто поддерживает участие Вашингтона в урегулировании противоречий Иерусалима и Бейрута по морской границе, но и в целом дает высокую оценку американскому посредничеству и его потенциалу прежде всего в застарелых конфликтах.

Значимость сообщений о ситуации на ливано-израильском треке, судя из общей геополитической ситуации, должна определяться для ФРГ главным образом энергетическими запросами страны. Как уже отмечалось ранее, в Германии исходят из того, что даже если конкретный поставщик не начнет поставлять свой газ именно ей, его выход на рынки как таковой способен в лучшую сторону изменить ситуацию в том числе для немецких потребителей, поскольку увеличение предложения на международном рынке подталкивает снижение цен на «голубое топливо». В результате, любое сглаживание напряженности в регионе воспринимается правительством О.Шольца с большой поддержкой.

Однако эксперты и обозреватели из ФРГ в целом довольно сдержанно реагируют на возросшие шансы использовать «израильскую опцию». С одной стороны, если верить Иерусалиму, то ближневосточное государство готово взять на себя чуть ли не 10-15 % от газа, который ранее поступал из России. Уже сами специалисты из ФРГ отмечают, что на текущем этапе стране не хватает по меньшей мере 25 % от среднего объема поставок, причем речь идет именно о «голубом топливе», для получения которого нежны новые экспортеры и контракты. Следовательно, израильское предложение на рынке действительно имеет значение для Германии.

С другой стороны, возникает проблема, связанная с тем, что само по себе газовое сотрудничество в данном случае ограничено, прежде всего по времени, а точнее — срокам реализации климатической стратегии. В результате, как считают эксперты, Берлин должен кардинально пересмотреть свой подход к новым партнерам. В качестве опций взаимодействия, потенциально делающих контакты долгосрочными, предлагается несколько. Одна из них — строительство мощностей и достижение соглашений, которые в будущем позволят использовать их для поставок «зеленого» водорода. Еще в июне, посещая Израиль, федеральный министр экономики и климатической политики Р.Хабек («Зеленые») призывал власти ближневосточного государства сделать акцент именно на экологичных проектах и возобновляемой энергетике.

Вместе с тем, по данным федерального агентства по внешней торговле и инвестициям Germany Trade  & Invest, к настоящему моменту Иерусалим, хотя в общем и говорит о заинтересованности развивать сектор «зеленого» водорода, но сосредоточен прежде всего на исследовательской работе, в то время как долгосрочная стратегия развития сектора и вложений в него у правительства отсутствует. В частности, как указывает названный источник, в  плане перехода Израиля на низкоуглеродную энергетику, представленном министерством энергетики страны в 2021 г. говорится, что применение водородных технологий вероятно со временем и зависит от технологических возможностей страны и потенциала инвестирования в данный сектор, который определяется общей ситуацией.

Несмотря на то, что разработка ливанских месторождений была одним из акцентов, с помощью которых американцы пытались подтолкнуть Бейрут к соглашению, общая в результате приток доходов от продажи «голубого топлива» и иностранных инвестиций в инфраструктуру, о каких-либо возможностях использовать данную опцию в интересах урегулирования энергетического кризиса в Европе в германских источниках не говорится вовсе. Обусловлено это тем, что время и средства, требуемые для строительства инфраструктуры, слишком велики и продолжительны, чтобы всерьез рассматривать такую возможность, как минимум в контексте актуальных запросов на замещение газа из России.

Таким образом, можно предположить, что в действительности на первый план для Германии выходит политико-дипломатическая составляющая сделки, которая позволяет стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, а также несколько смягчить внутренний кризис в Ливане. Тем самым ФРГ может снизить свои опасения относительного того, что в краткосрочной перспективе столкнется с необходимостью участвовать в урегулировании еще одно открытого столкновения, что, в свою очередь, потребует дополнительных ресурсов. Кроме того, внутренняя нестабильность Ливана – выталкивающий фактор, подпитывающий неконтролируемую миграцию в Европу. Наконец, в интересах отношений с США, которые как раз напрямую участвуют в поставках газа в ФРГ, также важно выражать одобрение и поддержку миротворческих усилий Белого дома. Последнее, в том числе применительно к ближневосточному треку, весьма значимо для демократической администрации особенно в свете предстоящих промежуточных выборов в Конгресс.

53.11MB | MySQL:103 | 0,513sec