О роли СМИ в политической жизни Ирака

Как полагают некоторые иракские наблюдатели,  местные СМИ в Ираке в настоящее время переживают расцвет  из-за большого количества политических партий, организаций и вооруженных группировок, которые крайне заинтересованы  в  информационных платформах для саморекламы и критики своих оппонентов.  Некоторые из этих платформ регулярно  обвиняются в шантаже бизнесменов и компаний, отмывании денег и обелении лиц, обвиняемых в коррупции, что работающие в них журналисты не отрицают. На прошлой неделе  сторонники движения Муктады ас-Садра напали на штаб-квартиру 4-го канала в Багдаде из-за комментариев в программе, которые были сочтены оскорбительными для движения и его лидера. Они уничтожили оборудование, принадлежащее каналу, который принадлежит политической партии в рамках Координационного рамочного альянса, союзника Ирана. При этом руководители  СМИ   не раскрывают источники своего финансирования, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. В Ираке на сегодня около пятидесяти телевизионных станций, большинство из которых финансируются и поддерживаются различными иракскими политическими партиями и вооруженными группировками. Несмотря на различия в содержании, минимальная стоимость каждого из них составляет не менее 1,5 млн долларов в год; некоторые обходятся до 5 млн долларов в год. Все они являются рупорами своих спонсоров. При этом несколько партий и политических деятелей финансируют одно и то же средство массовой информации и продвигают один и тот же дискурс. Это привело к значительному увеличению числа спутниковых и радиоканалов, газет и веб-сайтов в Ираке, особенно в преддверии парламентских выборов в октябре прошлого года. Они также используют Facebook, Twitter и Telegram. Большинство этих каналов открыли офисы в Бейруте, в дополнение к своим базам в Багдаде, извлекая выгоду из низких затрат на производство продукта и наличия большого количества квалифицированных и дешевых ливанских кадров  в сфере электронных СМИ средств массовой информации.  Ряд журналистов и сотрудников иракских спутниковых станций подчеркивают, что редакционная политика в основном контролируется ставленниками тех или иных партий, хотя у них нет фактического названия их должности в этих организациях. Эти кураторы назначают корреспондентов, ведущих и редакторов новостей, но не вмешиваются в назначение технических специалистов и других лиц, которые работают за кулисами. Они также не получают зарплату от спутниковых станций, но они несут ответственность за выплату ежемесячной заработной платы в конце каждого месяца. Известный иракский журналист, пожелавший остаться неназванным, сказал, что «иракские телеканалы сейчас предлагают те же товары, но, возможно, другого происхождения. В периоды политической напряженности расходы увеличиваются, чтобы продвигать позицию спонсоров и клеветать на оппонентов. Подозрительные сделки привели к потере миллионов долларов для Ирака, а политические деньги отмываются через медиа-учреждения. Есть спутниковые станции, которые уже более десяти лет живут на политические деньги или используют ресурсы министерства или органа, возглавляемого членом партии или конкретного политического блока».

Иракский союз радио и телевидения, учреждение, которое поддерживает иракские СМИ, близкие к иранской ориентации в стране, вносит свой вклад в эту финансовую поддержку. Несмотря на снижение этой поддержки за последние два года из-за серьезного экономического кризиса в Иране, он по-прежнему представляет собой важнейшую финансовую артерию примерно для десяти каналов, в том числе Alghadeer, аффилированного с организацией «Бадр»; Al-Nujaba TV, аффилированного с ополчением «Аль-Нуджаба»; Al-Anwar Al-Thani, аффилированного с организацией «Бадр»; «Аль-Мавкиф», связанный с «Сайида аль-Шухада»; и «Аль-Айям» связан с Высшим исламским советом.

«У каждой политической партии и вооруженной группировки есть спутниковая станция, радио, газеты и агентства, и это предоставило журналистам множество возможностей для трудоустройства. Журналисты в Ираке стали наименее безработной группой по сравнению с их коллегами в регионе. Однако сами учреждения демонстрируют невежество, искажают факты и скрывают важные гуманитарные вопросы, подпитывая сектантский дискурс. Этот хаос в иракских СМИ должен контролироваться Комиссией по СМИ и коммуникациям, которая при этом закрывает глаза на источники финансирования этих учреждений», — пояснил член Синдиката иракских журналистов Али Карим.  Это подтвердила известная иракская  журналистка Фатен аль-Нуайми: «Комиссия такая же, как и остальные правительственные органы; она страдает от доминирующих в ней партий, и на нее распространяются партийные и сектантские квоты при назначении своего наблюдательного совета, что является подходом, применяемым для работы во всех официальных ведомствах в Ираке.  Таким образом, хаос в средствах массовой информации требует нового законодательства и законов для контроля за финансированием спутниковых каналов». «Иракские власти не боятся партийных и милицейских СМИ», — добавила она. «Это соответствует характеру политических соглашений, но они преследуют и преследуют независимых журналистов и работников арабских и иностранных учреждений».

По словам Али Халима, члена группы мониторинга Иракского медиа-дома: «Около пятидесяти процентов существующих спутниковых станций были созданы за последние восемь лет, и большинство из них получили финансирование от лидеров вооруженных группировок, чтобы продвигать свою повестку дня и рекламировать своих членов, которые участвовал в боях против ИГ («Исламское государство», запрещено в России – авт.). Эти группировки воспользовались выделенными им государственными деньгами. Эти радиостанции — не что иное, как платформы, которые говорят от имени вооруженных сторон, и они обычно распространяют подстрекательские и разжигающие ненависть высказывания в своих ежедневных программах, особенно в периоды народных протестов, которые отвергают неконтролируемое оружие и требуют реформы системы».

52.21MB | MySQL:103 | 0,497sec