О визите президента Турции Р.Т.Эрдогана в Казахстан. Часть 2

12-13 октября с.г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил официальный визит в Казахстан. Целью визита стали двусторонние переговоры с казахским коллегой, а также участие в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Напомним, что в прошлой части нашей публикации, доступной на сайте ИБВ по ссылке (http://www.iimes.ru/?p=90726) мы остановились на совместном заявлении, опубликованном казахстанским и турецким руководством и приуроченном к 30-летию установления дипломатических отношений. Отдельных слов с нашей стороны заслужило принятое решение по созданию Союза тюркских информационных агентств.

Продолжаем анализ итогов поездки турецкого лидера. Переходим, непосредственно, к участию президента Р.Т.Эрдогана в СВМДА. В частности, обратимся к его выступлению и его тезисам – по материалам, опубликованным на сайте Администрации президента страны. Цитируем:

«Выразив удовлетворение своим участием в 6-м Саммите СВМДА, президент Эрдоган сказал, что поздравляет всех казахстанцев в лице президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева с успешным председательством и с проведением этого значительного Саммита.

Сказав «Добро пожаловать» Кувейту, который только что был принят в члены, президент Эрдоган сказал: «Мы рады отметить 30-летие площадки, основы которой были заложены в соответствии с предложением Казахстана. Последний также выступил его организатором. Желаю, чтобы наш саммит и консультации, которые мы будем проводить, принесли пользу нашим странам и всему человечеству».

«Основная цель нашей инициативы «Азия снова», о которой мы объявили в 2019 году, — углубить наше сотрудничество со странами континента на двусторонних и региональных платформах», — заявил президент Эрдоган, отметив, что они решительно поддержали расширение конференции и расширение институционального потенциала, одним из основателей которого является Турция.

Заявив, что они действовали в том же направлении во время председательства Турции в период с 2010 по 2014 годы, президент Эрдоган заявил: «Сегодняшний саммит в Астане войдет в историю как Саммит, на котором было объявлено о процессе преобразования конференции в международную организацию».

Отметив, что мы переживаем период, когда баланс сил изменился по мере того, как человечество разорвало цепочки поставок, а во многих областях, от экономики до продовольственной безопасности, от энергетики до международных отношений, мы сталкиваемся с серьезными испытаниями, президент Эрдоган продолжил свои слова следующим образом:

«К уже знакомым проблемам, таким как терроризм, расизм, миграция, добавляются новые проблемы, такие как изменение климата, ислам и ксенофобия. Структурные проблемы нынешней системы, которая заботится об интересах стран, не выходят за пределы пяти пальцев стороны, но игнорирует подавляющее большинство населения мира, дают о себе знать все больше и больше. Мы уже некоторое время обращаем внимание на эту ситуацию, говоря: «Мир больше, чем 5». Мы считаем, что глобальная архитектура безопасности должна формироваться с более справедливым, равноправным и репрезентативным пониманием. Где бы мы ни находились в мире, всех мы разделяем одну и ту же участь членов большой человеческой семьи. Наш опыт снова напомнил нам об этом факте. Поскольку наши проблемы являются общими, мы должны искать и находить решения вместе с общим разумом».

Президент Эрдоган подчеркнул, что, Турция ценит идеи своих друзей и, в то же самое время, они чутко делятся своим опытом и знаниями.

Заявив, что они координируют «Приоритетную область новых вызовов и угроз» в рамках конференции с этим пониманием, президент Эрдоган сказал:

«С другой стороны, террористические организации продолжают свои усилия по развитию асимметричных элементов угроз перед лицом контртеррористических мер. Террористические организации, такие как FETO (так называемая «террористическая организация Фетхуллаха Гюлена – прим.), DAESH (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – прим.) и PKK (Рабочая партия Курдистана – прим.), поддерживают свои действия организованной преступной деятельностью. участвовать в пропаганде, финансировании и вербовке без какой-либо дискриминации. Я считаю «План действий по реализации Глобальной стратегии ООН по борьбе с терроризмом» Конференции, который мы примем сегодня, важным достижением в этом отношении», — сказал он.

Подчеркнув, что установление мира и стабильности в Афганистане имеет большое значение с точки зрения предотвращения незаконных миграционных перемещений и усиления террористической деятельности в дополнение к гуманитарному долгу по отношению к афганцам, президент Эрдоган сказал: «Мы не должны оставлять Афганистан на произвол судьбы, мы должны продолжать нашу поддержку в качестве международного сообщества для гуманитарной помощи».

Заявив, что как Турция, они доставили гуманитарную помощь, которая является приоритетом во внешней политике, в 122 страны в 2021 году, президент Эрдоган сказал:

«С общей суммой гуманитарной помощи в размере 5,6 млрд долларов мы занимаем первое место в мире по национальному доходу. Мы продолжаем принимать более 4 млн перемещенных лиц, 3,7 млн ​​из которых — сирийцы, находящиеся под временной защитой», — сказал он.

Выразив, что региональные и глобальные последствия кризиса в Украине ощутили все, президент Эрдоган дал следующую оценку:

«Я всегда говорю, что справедливого мира можно добиться с помощью дипломатии, в войне не будет победителей и в справедливом мире не будет проигравших. С другой стороны, наши интенсивные усилия с Организацией Объединенных Наций и сторонами по устранению негативных последствий войны получили признание всего мира. Стамбульский договор об экспорте украинского зерна через Черное море и обмен пленными, который состоялся в прошлом месяце, — это ощутимый успех в этом направлении. Наша цель — сохранить набранный импульс, несмотря на трудности на местах, и обеспечить скорейшее прекращение кровопролития».

Заявив, что в общих интересах укреплять транспортные связи стран Центральной Азии с прилегающими территориями, президент Эрдоган продолжил свои слова следующим образом:

«Как Турция, мы поощряем мультимодальные транспортные коридоры и поддерживаем возрождение современного Шелкового пути, соединяющего Азию и Европу. В этом контексте я придаю большое значение нашей инициативе Среднего коридора Восток-Запад, пересекающей Каспий, и железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, которая является основой Среднего коридора. В целях укрепления международных связей, за последние 15 лет, мы реализовали более 100 крупных инфраструктурных проектов на сумму в 100 миллиардов долларов. В этом году мы также координировали в ходе конференции «Приоритетное направление торговли и инвестиций»».

Отметив, что вопросы устойчивой энергетики и обеспечения энергетической безопасности стоят на повестке дня во всем мире, Президент Эрдоган заявил, что диверсификация ресурсов и маршрутов является одной из основных целей энергетической политики.

Заявив, что еще одним важным аспектом этого является переход к чистой энергии, который стоит у всех на повестке дня, президент Эрдоган сказал:

«Экологические проблемы, такие как глобальное потепление, утрата биологического разнообразия, опустынивание и стихийные бедствия, являются наиболее важными вызовами века. Поэтому я вижу экологическое измерение Каталога мер доверия как одно из важнейших направлений деятельности конференции. «Декларация о намерениях» в отношении глобального управления отходами, подписанная генеральным секретарем ООН господином Гутерриш и моей женой Эмине Эрдоган по случаю Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре, является практически дорожной картой для международного сообщества».

Выразив свое большое удовлетворение тем, что на сегодняшнем Саммите будет инициировано преобразование конференции в международную организацию, президент Эрдоган сказал: «Я поздравляю президента Республики Казахстан за его направляющий и решительный подход к этому процессу преобразования. Я у меня нет сомнений, что все страны-члены окажут максимальную поддержку процессу трансформации».

Итак, как мы можем видеть в послании выше содержатся несколько важных тем, которые имеет смысл резюмировать следующим образом:

  1. Необходимость трансформации глобальной системы управления и его главного органа – ООН, в контексте слогана «Мир – больше пяти».
  2. Важность вписывания Турции – Южного Кавказа – Центральной Азии в проект Нового Шелкового пути. Мы не раз говорили о том, что Турция плюс указанный регион – это, по сути, Организация тюркских государств в её нынешнем качестве. То есть, логистическая цепочка может выглядеть следующим образом: Европа – ОТГ – Китай.
  3. В указанном контексте, следует рассматривать тезисы турецкого лидера о необходимости развития транскаспийских логистических маршрутов, а также маршрутов Южного Кавказа.
  4. Украина привычно занимает свое место в выступлении турецкого руководителя – необходимость нахождения дипломатического способа урегулирования конфликта. Как мы уже говорили: встречи в Анталье и в Стамбуле, зерновая сделка и обмен пленными (справедливо – И.С.) рассматриваются турецким руководством в качестве индикаторов того, что переговорный процесс между Россией и Украиной возможен. Невзирая на то давление, которое оказывает на Украину Запад и, невзирая на то, что условная «партия мира» в российском руководстве сейчас, явно, не является доминирующей и не приветствуется российским обществом.
  5. Преобразование конференции в международную организацию, безусловно, Турцией приветствуется, имея в виду ту важную роль, которую страна может в этой структуре играть. Тем более, имея в виду турецкую инициативу «Азия снова», которая должна начать реализовываться турецкой стороной уже в краткосрочной перспективе. Безусловно, эта инициатива, будучи обнародованной, заслуживает самого серьезного внимания – ставя во главу угла новую расстановку сил на международной арене и смещение центра тяжести (экономического, политического, демографического) из Западного мира в направлении Азии.

Какие двусторонние встречи, в ходе поездки президента Р.Т.Эрдогана в Казахстан, обратили на себя внимание.

Разумеется, на первом месте для отечественной публики – та встреча, которая состоялась у президента Р.Т.Эрдогана с его российским коллегой – В.В.Путиным. Российские СМИ широко растиражировали те заявления, которые были сделаны В.В.Путиным перед встречей. Теперь обратимся к тому, что по поводу встречи официально сообщает сайт Администрации президента Турции:

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган встретился с президентом России Владимиром Путиным в рамках двусторонних контактов в Астане, столице Казахстана, где он находился в связи с 6-м саммитом Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

В своем выступлении на встрече президент Эрдоган выразил удовлетворение новой встречей. Поздравляя президента России Путина с 70-летием, президент Эрдоган сказал: «Еще много лет впереди».

Президент Эрдоган заявил, что у них будет шанс снова встретиться с президентом России Путиным в Самарканде, если тот приедет (на мероприятия Организации тюркских государств – прим.).

Подчеркнув, что развитие перевозок RO-RO в российские порты, особенно Новороссийск, и начало рейсов RO-PAX создадут мультипликативный эффект в двусторонней торговле, президент Эрдоган сказал:

«Аккую — очень важный шаг в этом процессе. Как вы сказали относительно «Аккую», открытие первой турбины в первой половине следующего года даст миру особый сигнал. Кстати, про «Синоп» (вторая планируемая Турцией АЭС, реализация которой планировалась в рамках турецко-японского межправительственного соглашения, но застопорилась – прим.) мы с вами тоже говорили. Если можно будет предпринять какие-то шаги в отношении «Синопа», это, конечно, будет иметь совсем другой мультипликативный эффект. «Аккую» удовлетворяет (будет удовлетворять – И.С.) наши энергетические потребности на 10%, а Синоп – ещё на 10%, то есть, они будут удовлетворять на 20%. Сотрудничество России в этих вопросах, тот голос, который зазвучит от этих станций, отзовется во всем мире».

Подчеркнув, что одним из вопросов, которым они уделяют особое внимание, является транспортировка зерна и удобрений, президент Эрдоган сказал:

«Мы полны решимости укреплять и продолжать Стамбульский консенсус по этому вопросу, а также транспортировать российское зерно и удобрения в слаборазвитые страны, как вы сказали, через Турцию. Мы делаем эту перевозку через себя. Мы можем даже работать вместе, чтобы определить названия их стран. Для нас это — забота о бедных, особенно бедных и зарубежных странах в этом процессе, а не о развитых странах. Я думаю, что это повернет многие балансы в мире в лучшем направлении. Я считаю, что шаги, которые предпримут Турция и Россия в этом процессе, обеспокоят определенные круги, но и обрадуют менее развитые страны. Наша решимость в этом вопросе и работа, которую наши друзья будут делать друг с другом, конечно, очень важны. Я думаю, что работа наших министров иностранных дел, сельского и лесного хозяйства и энергетики сделает нас намного сильнее».

Итак, что из приведенных выше заявлений нового можно узнать? – Прежде всего, заметим, что турецкий президент поднял вопрос о том, что Россия могла бы включиться в реализацию проекта строительства второй атомной электростанции в Турции – АЭС «Синоп» на Черноморском побережье Турции.

На самом деле, разговоры об этом проекте ведутся уже не один месяц – с тех пор, как стало понятно, что турецко-японское межправительственное соглашение, подписанное по следам АЭС «Аккую», дает сбои. В определенном смысле, это – ожидаемо. По крайней мере, по двум причинам:

  1. После аварии на АЭС «Фукушима» в Японии сложился особый взгляд на использование атомной энергии и на строительство атомных станций. Процедурные и бюрократические вопросы на японской стороне вышли на качественно новый уровень, при которое реализация проектов АЭС стала намного более затрудненной.
  2. Россия сделала Турции уникальное предложение по строительству АЭС «Аккую». Причем, восприятие данного проекта на российской стороне – в первую очередь, как проекта политического, а не экономического. С другой стороны, у той же Японии нет таких политических задач в Турции, чтобы для их решения привлекать такие инструменты. Получается, что такие уникальные условия, которые предоставила Россия Турции, повторить ни одному из других игроков (будь то Запад или ЮВА, включая Японию и Корею), действующих в рамках законов рынка, невозможно по определению.

Так что, с учетом изложенного выше, у Турции остается главная надежда на то, что ей удастся убедить Россию в том, что принять участие в строительстве АЭС «Синоп» является логичным, если рассматривать эту стройку как логическое продолжение АЭС «Аккую». Нельзя отрицать того, что, имея запущенную строительную площадку, строительство второго объекта запускать намного легче. Все-таки, уже создана структура исполнения сделки, определены главные игроки и кадры, наработаны связи с местными подрядчиками. Нельзя отрицать и того, что российская сторона получила опыт работы в Турции и, следовательно, может его эффективно использовать на втором аналогичном объекте. Что, впрочем, не снимает неизбежных вопросов и на российской стороне.

52.32MB | MySQL:103 | 0,507sec