12-13 октября с.г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил официальный визит в Казахстан. Целью визита стали двусторонние переговоры с казахским коллегой, а также участие в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Напомним, что в прошлой части нашей публикации, доступной на сайте ИБВ по ссылке (http://www.iimes.ru/?p=90726) мы остановились на совместном заявлении, опубликованном казахстанским и турецким руководством и приуроченном к 30-летию установления дипломатических отношений. Отдельных слов с нашей стороны заслужило принятое решение по созданию Союза тюркских информационных агентств.
Продолжаем анализ итогов поездки турецкого лидера. Переходим, непосредственно, к участию президента Р.Т.Эрдогана в СВМДА. В частности, обратимся к его выступлению и его тезисам – по материалам, опубликованным на сайте Администрации президента страны. Цитируем:
«Выразив удовлетворение своим участием в 6-м Саммите СВМДА, президент Эрдоган сказал, что поздравляет всех казахстанцев в лице президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева с успешным председательством и с проведением этого значительного Саммита.
Сказав «Добро пожаловать» Кувейту, который только что был принят в члены, президент Эрдоган сказал: «Мы рады отметить 30-летие площадки, основы которой были заложены в соответствии с предложением Казахстана. Последний также выступил его организатором. Желаю, чтобы наш саммит и консультации, которые мы будем проводить, принесли пользу нашим странам и всему человечеству».
«Основная цель нашей инициативы «Азия снова», о которой мы объявили в 2019 году, — углубить наше сотрудничество со странами континента на двусторонних и региональных платформах», — заявил президент Эрдоган, отметив, что они решительно поддержали расширение конференции и расширение институционального потенциала, одним из основателей которого является Турция.
Заявив, что они действовали в том же направлении во время председательства Турции в период с 2010 по 2014 годы, президент Эрдоган заявил: «Сегодняшний саммит в Астане войдет в историю как Саммит, на котором было объявлено о процессе преобразования конференции в международную организацию».
Отметив, что мы переживаем период, когда баланс сил изменился по мере того, как человечество разорвало цепочки поставок, а во многих областях, от экономики до продовольственной безопасности, от энергетики до международных отношений, мы сталкиваемся с серьезными испытаниями, президент Эрдоган продолжил свои слова следующим образом:
«К уже знакомым проблемам, таким как терроризм, расизм, миграция, добавляются новые проблемы, такие как изменение климата, ислам и ксенофобия. Структурные проблемы нынешней системы, которая заботится об интересах стран, не выходят за пределы пяти пальцев стороны, но игнорирует подавляющее большинство населения мира, дают о себе знать все больше и больше. Мы уже некоторое время обращаем внимание на эту ситуацию, говоря: «Мир больше, чем 5». Мы считаем, что глобальная архитектура безопасности должна формироваться с более справедливым, равноправным и репрезентативным пониманием. Где бы мы ни находились в мире, всех мы разделяем одну и ту же участь членов большой человеческой семьи. Наш опыт снова напомнил нам об этом факте. Поскольку наши проблемы являются общими, мы должны искать и находить решения вместе с общим разумом».
Президент Эрдоган подчеркнул, что, Турция ценит идеи своих друзей и, в то же самое время, они чутко делятся своим опытом и знаниями.
Заявив, что они координируют «Приоритетную область новых вызовов и угроз» в рамках конференции с этим пониманием, президент Эрдоган сказал:
«С другой стороны, террористические организации продолжают свои усилия по развитию асимметричных элементов угроз перед лицом контртеррористических мер. Террористические организации, такие как FETO (так называемая «террористическая организация Фетхуллаха Гюлена – прим.), DAESH (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – прим.) и PKK (Рабочая партия Курдистана – прим.), поддерживают свои действия организованной преступной деятельностью. участвовать в пропаганде, финансировании и вербовке без какой-либо дискриминации. Я считаю «План действий по реализации Глобальной стратегии ООН по борьбе с терроризмом» Конференции, который мы примем сегодня, важным достижением в этом отношении», — сказал он.
Подчеркнув, что установление мира и стабильности в Афганистане имеет большое значение с точки зрения предотвращения незаконных миграционных перемещений и усиления террористической деятельности в дополнение к гуманитарному долгу по отношению к афганцам, президент Эрдоган сказал: «Мы не должны оставлять Афганистан на произвол судьбы, мы должны продолжать нашу поддержку в качестве международного сообщества для гуманитарной помощи».
Заявив, что как Турция, они доставили гуманитарную помощь, которая является приоритетом во внешней политике, в 122 страны в 2021 году, президент Эрдоган сказал:
«С общей суммой гуманитарной помощи в размере 5,6 млрд долларов мы занимаем первое место в мире по национальному доходу. Мы продолжаем принимать более 4 млн перемещенных лиц, 3,7 млн из которых — сирийцы, находящиеся под временной защитой», — сказал он.
Выразив, что региональные и глобальные последствия кризиса в Украине ощутили все, президент Эрдоган дал следующую оценку:
«Я всегда говорю, что справедливого мира можно добиться с помощью дипломатии, в войне не будет победителей и в справедливом мире не будет проигравших. С другой стороны, наши интенсивные усилия с Организацией Объединенных Наций и сторонами по устранению негативных последствий войны получили признание всего мира. Стамбульский договор об экспорте украинского зерна через Черное море и обмен пленными, который состоялся в прошлом месяце, — это ощутимый успех в этом направлении. Наша цель — сохранить набранный импульс, несмотря на трудности на местах, и обеспечить скорейшее прекращение кровопролития».
Заявив, что в общих интересах укреплять транспортные связи стран Центральной Азии с прилегающими территориями, президент Эрдоган продолжил свои слова следующим образом:
«Как Турция, мы поощряем мультимодальные транспортные коридоры и поддерживаем возрождение современного Шелкового пути, соединяющего Азию и Европу. В этом контексте я придаю большое значение нашей инициативе Среднего коридора Восток-Запад, пересекающей Каспий, и железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, которая является основой Среднего коридора. В целях укрепления международных связей, за последние 15 лет, мы реализовали более 100 крупных инфраструктурных проектов на сумму в 100 миллиардов долларов. В этом году мы также координировали в ходе конференции «Приоритетное направление торговли и инвестиций»».
Отметив, что вопросы устойчивой энергетики и обеспечения энергетической безопасности стоят на повестке дня во всем мире, Президент Эрдоган заявил, что диверсификация ресурсов и маршрутов является одной из основных целей энергетической политики.
Заявив, что еще одним важным аспектом этого является переход к чистой энергии, который стоит у всех на повестке дня, президент Эрдоган сказал:
«Экологические проблемы, такие как глобальное потепление, утрата биологического разнообразия, опустынивание и стихийные бедствия, являются наиболее важными вызовами века. Поэтому я вижу экологическое измерение Каталога мер доверия как одно из важнейших направлений деятельности конференции. «Декларация о намерениях» в отношении глобального управления отходами, подписанная генеральным секретарем ООН господином Гутерриш и моей женой Эмине Эрдоган по случаю Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре, является практически дорожной картой для международного сообщества».
Выразив свое большое удовлетворение тем, что на сегодняшнем Саммите будет инициировано преобразование конференции в международную организацию, президент Эрдоган сказал: «Я поздравляю президента Республики Казахстан за его направляющий и решительный подход к этому процессу преобразования. Я у меня нет сомнений, что все страны-члены окажут максимальную поддержку процессу трансформации».
Итак, как мы можем видеть в послании выше содержатся несколько важных тем, которые имеет смысл резюмировать следующим образом:
- Необходимость трансформации глобальной системы управления и его главного органа – ООН, в контексте слогана «Мир – больше пяти».
- Важность вписывания Турции – Южного Кавказа – Центральной Азии в проект Нового Шелкового пути. Мы не раз говорили о том, что Турция плюс указанный регион – это, по сути, Организация тюркских государств в её нынешнем качестве. То есть, логистическая цепочка может выглядеть следующим образом: Европа – ОТГ – Китай.
- В указанном контексте, следует рассматривать тезисы турецкого лидера о необходимости развития транскаспийских логистических маршрутов, а также маршрутов Южного Кавказа.
- Украина привычно занимает свое место в выступлении турецкого руководителя – необходимость нахождения дипломатического способа урегулирования конфликта. Как мы уже говорили: встречи в Анталье и в Стамбуле, зерновая сделка и обмен пленными (справедливо – И.С.) рассматриваются турецким руководством в качестве индикаторов того, что переговорный процесс между Россией и Украиной возможен. Невзирая на то давление, которое оказывает на Украину Запад и, невзирая на то, что условная «партия мира» в российском руководстве сейчас, явно, не является доминирующей и не приветствуется российским обществом.
- Преобразование конференции в международную организацию, безусловно, Турцией приветствуется, имея в виду ту важную роль, которую страна может в этой структуре играть. Тем более, имея в виду турецкую инициативу «Азия снова», которая должна начать реализовываться турецкой стороной уже в краткосрочной перспективе. Безусловно, эта инициатива, будучи обнародованной, заслуживает самого серьезного внимания – ставя во главу угла новую расстановку сил на международной арене и смещение центра тяжести (экономического, политического, демографического) из Западного мира в направлении Азии.
Какие двусторонние встречи, в ходе поездки президента Р.Т.Эрдогана в Казахстан, обратили на себя внимание.
Разумеется, на первом месте для отечественной публики – та встреча, которая состоялась у президента Р.Т.Эрдогана с его российским коллегой – В.В.Путиным. Российские СМИ широко растиражировали те заявления, которые были сделаны В.В.Путиным перед встречей. Теперь обратимся к тому, что по поводу встречи официально сообщает сайт Администрации президента Турции:
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган встретился с президентом России Владимиром Путиным в рамках двусторонних контактов в Астане, столице Казахстана, где он находился в связи с 6-м саммитом Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
В своем выступлении на встрече президент Эрдоган выразил удовлетворение новой встречей. Поздравляя президента России Путина с 70-летием, президент Эрдоган сказал: «Еще много лет впереди».
Президент Эрдоган заявил, что у них будет шанс снова встретиться с президентом России Путиным в Самарканде, если тот приедет (на мероприятия Организации тюркских государств – прим.).
Подчеркнув, что развитие перевозок RO-RO в российские порты, особенно Новороссийск, и начало рейсов RO-PAX создадут мультипликативный эффект в двусторонней торговле, президент Эрдоган сказал:
«Аккую — очень важный шаг в этом процессе. Как вы сказали относительно «Аккую», открытие первой турбины в первой половине следующего года даст миру особый сигнал. Кстати, про «Синоп» (вторая планируемая Турцией АЭС, реализация которой планировалась в рамках турецко-японского межправительственного соглашения, но застопорилась – прим.) мы с вами тоже говорили. Если можно будет предпринять какие-то шаги в отношении «Синопа», это, конечно, будет иметь совсем другой мультипликативный эффект. «Аккую» удовлетворяет (будет удовлетворять – И.С.) наши энергетические потребности на 10%, а Синоп – ещё на 10%, то есть, они будут удовлетворять на 20%. Сотрудничество России в этих вопросах, тот голос, который зазвучит от этих станций, отзовется во всем мире».
Подчеркнув, что одним из вопросов, которым они уделяют особое внимание, является транспортировка зерна и удобрений, президент Эрдоган сказал:
«Мы полны решимости укреплять и продолжать Стамбульский консенсус по этому вопросу, а также транспортировать российское зерно и удобрения в слаборазвитые страны, как вы сказали, через Турцию. Мы делаем эту перевозку через себя. Мы можем даже работать вместе, чтобы определить названия их стран. Для нас это — забота о бедных, особенно бедных и зарубежных странах в этом процессе, а не о развитых странах. Я думаю, что это повернет многие балансы в мире в лучшем направлении. Я считаю, что шаги, которые предпримут Турция и Россия в этом процессе, обеспокоят определенные круги, но и обрадуют менее развитые страны. Наша решимость в этом вопросе и работа, которую наши друзья будут делать друг с другом, конечно, очень важны. Я думаю, что работа наших министров иностранных дел, сельского и лесного хозяйства и энергетики сделает нас намного сильнее».
Итак, что из приведенных выше заявлений нового можно узнать? – Прежде всего, заметим, что турецкий президент поднял вопрос о том, что Россия могла бы включиться в реализацию проекта строительства второй атомной электростанции в Турции – АЭС «Синоп» на Черноморском побережье Турции.
На самом деле, разговоры об этом проекте ведутся уже не один месяц – с тех пор, как стало понятно, что турецко-японское межправительственное соглашение, подписанное по следам АЭС «Аккую», дает сбои. В определенном смысле, это – ожидаемо. По крайней мере, по двум причинам:
- После аварии на АЭС «Фукушима» в Японии сложился особый взгляд на использование атомной энергии и на строительство атомных станций. Процедурные и бюрократические вопросы на японской стороне вышли на качественно новый уровень, при которое реализация проектов АЭС стала намного более затрудненной.
- Россия сделала Турции уникальное предложение по строительству АЭС «Аккую». Причем, восприятие данного проекта на российской стороне – в первую очередь, как проекта политического, а не экономического. С другой стороны, у той же Японии нет таких политических задач в Турции, чтобы для их решения привлекать такие инструменты. Получается, что такие уникальные условия, которые предоставила Россия Турции, повторить ни одному из других игроков (будь то Запад или ЮВА, включая Японию и Корею), действующих в рамках законов рынка, невозможно по определению.
Так что, с учетом изложенного выше, у Турции остается главная надежда на то, что ей удастся убедить Россию в том, что принять участие в строительстве АЭС «Синоп» является логичным, если рассматривать эту стройку как логическое продолжение АЭС «Аккую». Нельзя отрицать того, что, имея запущенную строительную площадку, строительство второго объекта запускать намного легче. Все-таки, уже создана структура исполнения сделки, определены главные игроки и кадры, наработаны связи с местными подрядчиками. Нельзя отрицать и того, что российская сторона получила опыт работы в Турции и, следовательно, может его эффективно использовать на втором аналогичном объекте. Что, впрочем, не снимает неизбежных вопросов и на российской стороне.