Иран: конференция по вопросам азербайджано-израильского диалога. Часть 3

Состоявшаяся в Тегеране в середине октября при сотрудничестве Тегеранского Университета им. Алламе Табатабаи и Института международных исследований научная конференция, посвященная изучению «отношений между сионистским режимом и Азербайджанской Республикой (АР)», уделила большое внимание и попыткам Баку  и Иерусалима «создать этнический раскол в Иране». Как сказал выступивший на этом научном форуме иранский политолог Мир Мохаммади, в этом больше усердствуют израильтяне: «Их страна хотела бы разжигания  этнических движений в населенных азербайджанцами районах на северо-западе нашей страны».  Активен в этом посол Израиля в Баку (Джордж Дик – В.М.). Большой резонанс  в СМИ получил его твит, «тенденциозно освещающий вышедшую в столице провинции Восточный Азербайджан – Табризе —  книгу местного автора, посвященную культуре и цивилизации Тебриза и Азербайджана в целом». Посол, настаивает автор, ищет в этом произведении факты, позволяющие утверждать культурную специфику этого региона, продвигая таким образом идею этнического разделения страны. Другой твит посла Израиля утверждал, что Низами Гянджеви отнюдь не иранец, а азербайджанец. Понятно, что такого рода заявления вызывают реакцию в СМИ и общественном мнении.

Мир Мохаммади в своем докладе, изложенном на фарсиязычном сайте «Иранская дипломатия», утверждает, что израильтяне продвигают дестабилизирующую  стратегию против Ирана несколькими способами. Они учитывают, что во времена Советского Союза динамично шли процессы атеизации населения, терявшей свою исламскую идентификацию. Между тем, ее корни в современной действительности постепенно восстанавливаются. Однако и США, и Израиль обеспокоены восстановлением шиитской идентичности в этой республике, и пытаются это предотвратить. Этого хотят и местные власти. Они не хотели бы, чтобы люди обретали религиозную идентичность, а элемент религии играл значительную роль в политической и социальной жизни Азербайджана. Как утверждает в своем докладе Мир Мохаммади, в возврате к исторической и культурной идентичности шиитов в азербайджанском народе лежат политические, экономические и экономические интересы Ирана, и если это произойдет, ничто не будет стоять на пути Ирана в Азербайджане. В Израиле также это понимают и пытаются действовать в деструктивном направлении.

Мир Мохаммади в своем докладе на прошедшей в Тегеране научной конференции по азербайджано-израильскому диалогу приходит к следующему выводу: чтобы предотвратить все угрозы, которые направляются «злонамеренными израильтянами», надо радикально укрепить отношения ИРИ и АР.  «У нас почти 750 километров общей границы с Азербайджанской Республикой, и если мы не стабилизируем и не укрепим наши отношения с Азербайджаном, мы не сможем предсказать и предотвратить стоящие перед нами угрозы», — сказал он. Мир Мохаммади придерживается мнения, что иранская дипломатия  в отношении Азербайджанской Республики не была в течение 30 лет достаточно активной и динамичной: «Нужно наполнить ее активностью и напористостью на долгие годы, признать свои ошибки и приложить больше усилий для их исправления. Несомненно, что наши интересы заключаются в возвращении народа Азербайджанской Республики к его исторической и культурной самобытности, и наша активная дипломатия должна быть направлена ​​на реализацию этого важного и принципиального дела».

Выступивший на конференции с докладом д-р Расул Исмаил-заде Дозал, эксперт по вопросам культуры Кавказского региона, обратил внимание на то, что Азербайджанская Республика, несомненно, важна для Ирана, как и наоборот. И там, и там живет много тюрок, то есть, азербайджанцев. В такой ситуации нужно дать правильную характеристику понятию пантюркизм, которое по разному интерпретируют в разные времена и в разных регионах. Это касается и Ирана, где наблюдается произвольное определение этого понятия и его использования в разных случаях. В иранской реальности даже называют пантюркистом любого, кто требует преподавания на азербайджанском языке или, скажем, пишет на нем стихи.

Отметим от себя, что в этой связи в провинциях Иранского Азербайджана много лет наблюдается социально-политическая активность, направленная на внедрение языка иранских азербайджанцев в школьное и высшее образование, создание азербайджаноязычых культурных учреждений и сети СМИ. Несмотря на это, никаких конкретных результатов до сих пор не достигнуто.  И в этом проявляется разительный контраст между азербайджанским регионом ИРИ и АР, где родной язык обрел государственный статус и бурно развивается, выполняя все возможные функции в коммуникативной сфере. Это как раз и служит элементом дезинтеграции, возбуждая в иранских азербайджанцах сепаратистские настроения. Как заявил в своем докладе д-р Расул Исмаил-заде Дозал, использование этого фактора как АР, так и Израилем подрывает этническую стабильность в ИРИ и подогревает разногласия в иранско-азербайджанском диалоге. Идя дальше, иранский ученый говорит в своем докладе, что экзистенциальный характер политического суверенитета Азербайджана противоречит установлению отношений с Израилем. «Азербайджану следует иметь в виду, что политический иудаизм по своей сути враждебен местному населению и исламской религии, а политический иудаизм даже стал когда-то причиной распада Османской Империи. В этом кроются зерна большого конфликта», — сказал он. По мнению иранского политолога, Израиль, как и другие страны Запада, является на Южном Кавказе «фактором напряженности». Он считает, что присутствие на Южном Кавказе  «Запада и евреев»      может быть заметным и опасными добавил: «Поэтому нации Кавказа, в том числе и Азербайджан, должны задуматься о сути этих отношений в регионе Кавказа». Аргументация этому довольно проста: «Чем больше будут укрепляться и развиваться отношения между Исламской Республикой Иран и Азербайджанской Республикой, тем слабее будут отношения между Израилем и Азербайджаном». Поэтому, весьма логично считает иранский политолог, «отсутствие в той или иной сфере Исламской Республики Иран в диалоге с АР противоречит национальным интересам страны». Виновата в этом «злонамеренность Израиля в нарушении мира в регионе». При этом, он настаивает на том, что азербайджанцы не заинтересованы в налаживании широких отношений с Израилем, ибо это может привести к тому, что они лишатся в регионе «такого великого партнера и несомненно полезной силы», как Исламская Республика Иран. Однако, резюмирует д-р Расул Исмаил-заде Дозал, есть много акторов, «которые интригами и увещеваниями, под видом благодетелей и друзей, стремятся теми или иными действиями минимизировать отношения между Азербайджаном и Ираном. Во избежание  этого, утверждает ученый, следует всячески поддерживать добрые отношения Исламской Республики Иран с Азербайджаном, и для этого укреплять взаимное доверие, взаимопонимание, иметь сильную дипломатия. Мы должны развивать наши торговые и экономические отношения, потому что это основа для развития культурных, а иногда и политических отношений. Расширение диалога, среди прочего, решит проблемы двух соседних шиитских стран, приведет к поистине братским отношениям».

Таким образом, состоявшаяся в Иране научная конференция, посвященная проблемам диверсифицированного диалога между Азербайджанской Республикой  и Государством Израиль зафиксировала, что в Тегеране по-прежнему крайне враждебно оценивают азербайджано-израильские отношения, считая, что они являются серьезным препятствием полноценным связям между ИРИ и АР, хотя признают, что версия двустороннего взаимодействия между Баку и Иерусалимом на сегодня развивается достаточно успешно. При этом в Тегеране считают, что оно не имеет явной перспективы подняться на уровень стратегического партнерства.

62.83MB | MySQL:102 | 0,556sec