Оценки в Израиле соглашения о демаркации морских границ с Ливаном. Часть 3

Израильское правительство 22 октября с. г. сообщило администрации Дж.Байдена, что готово подписать соглашение о демаркации морских границ с Бейрутом. Президент Ливана Мишель Аун также объявил об одобрении сделки. Верховный суд Израиля рассматривал четыре апелляции против соглашения, что потенциально могло задержать процесс согласования, но в итоге их отклонил, открыв путь для ратификации сделки кабинетом министров на заседании, намеченном на 27 октября этого года[i]. Если правительство, как ожидается, выступит за соглашение, премьер-министр Израиля Яир Лапид его подпишет.

Орна Мизрахи, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), отмечает, что в кабинете министров Израиля решили, что соглашение не будет передано в Кнессет для утверждения. В парламент оно было представлено для рассмотрения на две недели, но окончательное решение будет принято правительством. Это произошло вопреки тому, что такой вариант не являлся предпочтительным для юридического советника израильского правительства.

По оценке эксперта INSS, достижение соглашения стало возможным, прежде всего, благодаря изменению позиции Бейрута в июне этого года. Ливан переживает глубокий экономический и политический кризис. С прибытием 5 июня в Израиль буровой установки «Кариш» советник Госдепартамента Амос Хохштейн отправился в ливанскую столицу, где он смог добиться отказа от требования проведения границы по линии 29, в результате чего достигнут компромисс и проявлена готовность завершить сделку в ближайшее время. Угрозы и действия Хасана Насраллы (запуск БПЛА над месторождением «Кариш» 29 июня и 2 июля, а также угрозы в июле и августе этого года атаковать израильскую буровую установку) также способствовали усилению напряженности в сфере безопасности и опасений по поводу военной эскалации. Более того, на решимость поскорее заключить соглашение повлияли предстоящие выборы в Израиле (1 ноября) и окончание президентского срока Мишеля Ауна (31 октября). В качестве дополнительного фактора эксперт указывает на то, что А.Хохштейн сосредоточился на наиболее важном для каждой из сторон, чтобы у всех было осознание того, что они чего-то добились, а не проиграли.

О.Мизрахи объясняет, что в виду отказа Ливана вести прямые переговоры с Израилем соглашение было оформлено в виде письма США обеим сторонам, и оно включало все согласованные пункты и процедуру реализации. Принципы, изложенные в соглашении, касались, прежде всего, демаркации морской границы. Обе стороны договариваются об установлении «постоянной и справедливой границы» на основе «Линии 23». В 5 километрах от израильского побережья сохраняется статус-кво в соответствии с «линией буев», которую Израиль обозначил после своего ухода из Ливана в 2000 г. (хотя это было требование, на которое Израиль не хотел соглашаться по соображениям безопасности). Эксперт выделяет раздел Е1: он определяет, что стороны согласны с тем, что граница является «постоянной и справедливой» и разрешает морской спор между ними, в том числе в отношении пункта о 5 километрах по существующей «линии буев». Таким образом, этот спор не может быть возобновлен в будущем. Было заявлено, что демаркация морской границы не повлияет на сухопутную границу. Израиль действительно уступил большую часть спорной территории между «Линией 1» и «Линией 23» (860 кв. км), но большая часть этой территории находится в его исключительной экономической зоне (ИЭЗ), и на деле Израиль отказался только от 5,8 кв. км территориальных вод.

Что касается добычи газа, само месторождение «Кариш» не упоминается, поскольку оно полностью находится в ИЭЗ Израиля. Эксперт предполагает, что Израилю ничего не мешает его эксплуатировать. При этом отмечается, что Ливан имеет полные права на потенциальное газовое месторождение «Кана-Сидон», которое своей оконечностью расположено на израильской стороне. Разведку газа сразу после подписания соглашения будет осуществлять надежный международный консорциум, отвечающий высоким профессиональным стандартам и не находящийся под международными санкциями. Израиль получит компенсацию в обмен на часть месторождения, которая находится в его ИЭЗ. Размер компенсации будет согласован в ходе переговоров между Израилем и консорциумом (во главе с французской компанией Total и при поддержке правительства Франции), который начнет работу на месторождении «Кана-Сидон», и будет закреплен в финансовом соглашении до начала разведывательных работ. Ливан не будет иметь отношения к этой компенсации или обязательству ее предоставить. Консорциуму получит возможность бурения по мере необходимости на израильской стороне только после разрешения Израиля.

О.Мизрахи выделяет центральную роль США, которые обязуются приложить максимальные усилия для посредничества между Израилем и Ливаном, а также для передачи информации и сообщений между государствами и посредничества в случае возникновения споров относительно выполнения соглашения или в случае обнаружения дополнительных месторождений газа в этом районе. Тот факт, что обязательство США оказать помощь Ливану в его газовой деятельности немедленно и на постоянной основе не сопровождается подробностями, эксперт объясняет усилиями по продвижению сделки по транспортировке газа из Египта в Ливан по Арабскому трубопроводу через Иорданию и Сирию. Отмечается, что в обнародованном соглашении нет описания американских гарантий Израилю. Эксперт допускает, что они включают гарантии безопасности и предотвращения поступления «Хизбалле» доходов от добычи газа на месторождении «Кана-Сидон».

О.Мизрахи полагает, что поскольку в самом соглашении не содержится упоминания о сути израильско-ливанских отношений, за исключением определения, что они соглашаются на постоянную демаркацию морской границы между двумя странами, это можно рассматривать как признание Бейрутом Израиля.

По поводу процедурных аспектов реализации соглашения было определено, что после одобрения его принципов в Израиле и Ливане, обе стороны в письменном виде сообщат об этом Соединенным Штатам, и каждая из них отдельно представит ООН данные о согласованной морской границе, что заменит их прежние представления по этому вопросу. Соглашение вступит в силу в день, когда Соединенные Штаты направят письмо, подтверждающее, что два государства осуществили эти действия. Дата подписания в Накуре под эгидой ООН планировалась на 27 октября.

По оценкам О.Мизрахи, соглашение сулит выгоду обеим сторонам, несмотря на то, что им пришлось пойти на уступки, а в некоторых областях — прежде всего в вопросе региональной стабильности и безопасности — даже отвечает взаимным интересам.

Так, в плане экономики, Ливан сможет немедленно приступить к поиску газа на месторождении «Кана-Сидон», так как до сих пор ни одна международная структура не соглашалась вести работы до разрешения спора о морской границе. Если на этом месторождении действительно будет обнаружен газ, добыча на нем начнется только через несколько лет, так что ожидать немедленной экономической выгоды Ливану не приходится. Однако соглашение дает надежду ливанскому народу, перспективы стабильности и спокойствия в этом районе и, в свою очередь, может привлечь дополнительные инвестиции, а также ускорить оказание Ливану международной помощи, которая до сих пор откладывалась. Кроме того, соглашение повышает шансы находящегося в кризисе Ливана на вступление в клуб газодобывающих стран Ближнего Востока. Израилю обещают финансовую компенсацию за ту часть месторождения, которая находится в его зоне. Отмечается, что в соглашении процент компенсации не упоминается, но в СМИ говорилось как минимум о 17%, что ниже того, на что Израиль был готов согласиться в прошлом, но с другой стороны, без действующего соглашения у него вообще не было бы доходов. Кроме того, эксперт отмечает такие экономические выгоды для Израиля как привлечение инвесторов и снижение затрат на безопасность и страхование от установления стабильности на море и безопасности в результате этого соглашения.

Эксперт INSS полагает, что соглашение никоим образом не наносит ущерба израильской обороноспособности на море. Сохраняется 5-километровая «линия буев», а уступка территории в ИЭЗ не влияет на возможности ВМФ или разведки, которые действуют на расстоянии. Кроме того, соглашение может уменьшить вероятность инцидентов в море с участием «Хизбаллы», поскольку она не хочет наносить ущерб перспективам добычи газа на месторождении «Кана-Сидон». Однако допускается возможность конфронтации с шиитской организацией в других районах, учитывая возросшую самоуверенность руководства «Хизбаллы» и утверждения, что соглашение было достигнуто благодаря их угрозам. Предполагается, что несмотря на то, что «Хизбалла» не заинтересована в войне, она может пойти на риск ограниченной конфронтации с Израилем, которая может привести к эскалации напряженности.

На стратегическом уровне О.Мизрахи выделяет следующие важные, на ее взгляд, аспекты соглашения.

Во-первых, несмотря на непрямые переговоры и усилия Ливана по предотвращению каких-либо признаков нормализации отношений с Израилем из-за решительной оппозиции «Хизбаллы», соглашение отражает коренное изменение в отношениях между двумя государствами. Это лишает смысла утверждения «Хизбаллы» о том, что Израиль является незаконным образованием, которое не следует признавать; доказывает, что эта организация не всесильна в Ливане и тоже вынуждена идти на компромисс; соглашение может способствовать позитивному изменению отношения ливанской общественности к Израилю и стать основой для будущего прогресса в двусторонних отношениях. Кроме того, стабильность, безопасность и улучшение внутренней ситуации в Ливане важны и для Израиля.

Во-вторых, соглашение скажется на статусе «Хизбаллы». Несмотря на то, что договоренность была представлена сторонникам организации как доказательство важности ее сопротивления сионистскому проекту и оружия для защиты Ливана, на практике, полагает эксперт, она станет еще одним примером, в котором «Хизбалла» была вынуждена пойти на компромисс. Отмечается, что организация подвергается мощной критике внутри страны; она изо всех сил пытается повлиять на формирование правительства (которое после майских выборов все еще функционирует в качестве временного) и добиться избрания поддерживаемого ею президента.

В-третьих, учитывая то, что Иран выступает против любой договоренности с Израилем, это соглашение становится еще одной неудачей в его конфронтации с еврейским государством, которое по версии О.Мизрахи иранцы называют «маленьким сатаной», тогда как Соединенные Штаты – «большим сатаной». Кроме того, эксперт рассматривает соглашение как дополнительное препятствие на пути иранских усилий, возглавляемых «Хизбаллой», по расширению плацдарма в Ливане. Оно способствует развитию связей Ливана с Западом (в основном с США и Францией) в противовес планам Насраллы присоединить Ливан к «шиитской оси».

В заключении О.Мизрахи подчеркивает, что соглашение о морской границе между Израилем и Ливаном стало возможным благодаря совпадению интересов двух государств и их готовности идти на компромисс, чтобы успеть воспользоваться ограниченным во времени окном возможностей. «Соглашение предполагает компромисс, но создает взаимовыгодную ситуацию между государствами, а значит, шансы на его реализацию весьма велики»[ii].

[i] Lebanon, Israel set to sign maritime deal Thursday, US envoy confirms // Times of Israel. 23.10.2022. https://www.timesofisrael.com/lebanon-israel-set-to-sign-maritime-deal-thursday-us-envoy-confirms/

[ii] The Agreement with Lebanon: The Benefits Outweigh the Drawbacks / INSS. 25.10.2022. https://www.inss.org.il/publication/israel-lebanon-agreement/

52.37MB | MySQL:106 | 0,560sec