О новых формах взаимодействия Турции и Греции на фоне продолжающегося кризиса двусторонних отношений

Крупные турецкие морские игроки пригласили Грецию в качестве почетного гостя на Стамбульскую международную конференцию по судоходству (Istship International Shipping Conference), которая впервые состоялась 22 сентября под девизом: «Türkiye connects the seas and oceans. Türkiye connects the continents» («Турция соединяет моря и океаны. Турция соединяет континенты»). Как известно, Турция имеет длинную береговую линию в Средиземном море. Подсчитано, что примерно 30% объема международной морской торговли происходит или направляется в средиземноморские порты или проходит через Средиземное море и примерно 20-25% мировых морских перевозок нефти также проходят через Средиземное море[i].

Джихан Эргенч, президент Ассоциации судовладельцев Турции в самом начале мероприятия заявил: «Я хочу поблагодарить наших многочисленных друзей из Греции за их сотрудничество, поддержку и дружбу». Судя по публикациям, это было взаимно и с греческой стороны. Димитрис Фафалиос, представляющий Союз греческих судовладельцев в своем выступлении отметил: «Сплочение рядов имеет первостепенное значение для совместного решения будущих задач, главным образом по декарбонизации». Заметим, что декарбонизация создает особые проблемы для Греции и Турции, особенно с учетом стареющего флота ближнемагистральных и пассажирских судов по обе стороны Эгейского моря.

Верфи в Турции приобрели важную роль как место, где греческие владельцы могут ремонтировать, ставить в сухой док или переоборудовать свои суда. Возможно, турецкое судоходство не может сравниться с гигантским океанским флотом Греции, но оно растет. Согласно последнему ежегодному прогнозу Ассоциации судовладельцев Турции, владельцы Босфора контролируют всего 1,5% мирового флота, по сравнению с примерно пятой частью, находящейся в руках Греции.

Турки, однако, все больше напрягают свои силы. Их доля в мировом флоте увеличилась в прошлом году впервые за десятилетие на 6%. «Мы предполагаем, что это расширение продолжится в 2022 году», – говорится в прогнозе Ассоциации судовладельцев Турции.

Последние  по времени события на рынке купли-продажи подтверждают эту оценку. В последнее время турки были заняты расширением своего флота, скупая танкеры, стоимость и прибыль от которых резко возросли после конфликта на Украине.

Однако, не все направления турецко-греческого взаимодействия получают развитие. Так, греческие СМИ пишут, что Турция закладывает основу для легитимации «превентивных» действий против Греции[ii]. Так же, как Россия делала до СВО на Украине, Турция создает среду, в которой любые агрессивные действия будут рассматриваться как самооборона. Издание отмечает, что после усиливающейся изоляции России, даже самые протурецкие международные акторы вряд ли могли оправдать превентивный удар Турции по греческим островам. В связи с этим, Турция формирует условия для действия, которое будет  связано с отправкой военнослужащих и военной техники на греческие острова, но это не будет ни оккупацией или нападением на греческие острова.

Таким образом, рост рисков вооруженной конфронтации между Турцией и Грецией, сценарии которой сейчас активно описываются зарубежными аналитическими центрами, повышает для обеих стран необходимость просчитывать последствия. Есть основания считать, что президент Р.Т.Эрдоган манипулирует темой внешней угрозы, чтобы нарастить политический капитал перед всеобщими выборами 2023 года. Согласно сентябрьскому опросу MetroPoll, более половины избирателей в Турции уверены, что пикировка между Анкарой и Афинами – не более, чем попытка властей адаптировать повестку к борьбе за президентское кресло и депутатские портфели. Около 64% респондентов выразили сомнение в том, что вражда между странами вообще существует[iii].

Тем не менее, наиболее крупные фигуры местого политического поля едины в готовности эскалировать ситуацию. Даже председатель крупнейшей оппозиционной фракции в парламенте Кемаль Кылычдароглу продемонстрировал более жесткие взгляды на проблему, заявив, что настоящий лидер Турции без всяких риторических увертюр высадит десант на причитающиеся Анкаре, по ее собственному мнению, острова в Эгейском море, чтобы привлечь Афины к ответственности[iv].

В заключение отметим, что даже ограниченная по масштабам вооруженная конфронтация будет иметь цену для обоих участников. Туристический сектор, одним из центров активности которого является побережье Эгейского моря, представляет собой существенную опору ВВП той же Турции. Торговля республики более чем на три четверти находится в зависимости от морского транзита. В этой связи Р.Т.Эрдогану придется выбирать между коротким и, возможно, даже неявным мобилизационным эффектом и хотя бы имитацией заботы об экономике Турции.

[i] https://www.tradewindsnews.com/people/greece-made-guest-of-honour-as-turks-launch-shipping-jamboree/2-1-1308506?zephr_sso_ott=41OHSn

[ii] https://www.liberal.gr/diethni-themata/stronei-edafos-gia-na-nomimopoiisei-proliptiki-energeia-se-baros-tis-ellados

[iii] https://www.ekathimerini.com/news/1193321/poll-most-turks-see-tension-with-greece-as-pre-election-ploy/

[iv] https://twitter.com/herkesicinCHP/status/1569743560655753218

52.12MB | MySQL:103 | 0,543sec