О планах США по развитию и укреплению отношений с Алжиром

США активно развивают с Алжиром долговременное сотрудничество с целью создания здесь себе прочной базы. И речь не идет лишь о намерении вынудить его элиту «поделиться» «свежими газодолларами» в результате наращивания торгово-экономических отношений. Замысел Вашингтона простирается и дальше попыток расширения с Алжиром военно-технического сотрудничества.

О намерении Вашингтона качественным образом пересмотреть свои отношения с Алжиром свидетельствует работа назначенной в начале 2022 года послом США Элизабет Мур Обен, развившей невиданную по сравнению с ее предшественниками на этом посту активность.

О векторах ее дальнейшей работы может служить ее интервью алжирским СМИ 29 октября 2022 г., признающим, что «Всего за 8 месяцев она стала самым популярным американским послом в Алжире».

По ее словам это признание отражает общий рост популярности Соединенных Штатов в Алжире. Она утверждает, что «Существует огромное количество молодых людей, которые очень заинтересованы в американской культуре и изучении английского языка».

И потому посольство США работает через американские культурные центры, которые мы называем американскими уголками, чтобы обучать молодых людей английскому языку.

Она утверждает, что в данный момент «Мы работаем совместно с Министерством высшего образования АНДР над трехлетней программой по реорганизации программ его преподавания в 109 алжирских университетах».

Кроме того, мы очень активны в социальных сетях, рекламируя нашу культуру, и кто такие американцы для алжирцев».

Цель данной работы – популяризация английского языка среди алжирской элиты для ее тесной привязки к Вашингтону, что в будущем должно повлиять и на выбор ее политического курса.

С другой стороны, она позволит США замечать в Алжире лучшие интеллектуальные кадры и «выкачивать» их из него без особо крупных затрат, причем уже в виде почти готовых специалистов, как это уже наблюдается практически по всему миру.

Кроме того, по словам американской посла, «У нас также есть программа с Министерством культуры и другими организациями (АНДР – авт.), направленная на восстановление древних артефактов, являющихся частью алжирского культурного наследия. Поэтому мы обращаемся ко всем слоям алжирского общества, чтобы помочь продемонстрировать, что Алжир и Соединенные Штаты могут сделать вместе».

Судя по всему, речь идет о выявлении активистов, готовых не просто сотрудничать с Вашингтоном относительно реставрации алжирского культурного наследия на местах, но и получении потенциальных проводников американского влияния в Алжире вообще.

Причем, по словам американской посла, углубление работы по изучению английского языка в Алжире способствует «развитию наших деловых отношений в геометрической прогрессии». Второй вектор активизации работы США в Алжире по словам Элизабет Мур Обен – «расширение деловых отношений, это беспроигрышный вариант как для Соединенных Штатов, так и для Алжира».

Она утверждает, что «Благодаря новым партнерским отношениям Вашингтон усиливает свое присутствие в сферах сельского хозяйства, авиации, здравоохранении, фармацевтике, информационно-коммуникативных технологий, помогая Алжиру, стремящемуся диверсифицировать свою экономику».

По данным же Элизабет Мур Обен, в данных отраслях «уже создаются рабочие места в данных отраслях. Причем в 2020 году наш торговый оборот составлял 1,2 млрд долларов, а в этом году на октябрь мы уже имеем соответствующие показатели на уровне 2,9 млрд долларов. Мы в 2020 году являемся крупнейшими прямыми иностранными инвесторами в Алжире, и на США приходится 28 процентов всех прямых иностранных инвестиций на сумму 6,2 млрд долларов. Я бы хотела удвоить этот объем за время моего пребывания здесь».

Также, отвечая на вопрос алжирских журналистов, американская посол заявила «о своей усердной работе относительно открытия прямого рейса между США и Алжира». По ее словам, «Если мы сможем иметь прямой рейс между Алжиром и любым городом в Соединенных Штатах, это выведет наши экономические отношения на совершенно новый уровень», поскольку бизнесмены двух стран смогут оперативно совершать поездки с целью развития своего дела. Пока же им приходится делать это через Доху или Стамбул, что крайне неудобно и затратно.

Особый интерес у алжирских журналистов вызвали перспективы развития политических отношений между двумя странами. В частности, их интересовало, введут ли члены Конгресса США санкции против Алжира, «как они это недавно предложили, за оружейную сделку с Россией?»

На это американская посол Элизабет Мур Обен ответила уклончиво – «Я не могу ответить на такой гипотетический вопрос». Она указала, что «три отдельные, но равные» ветви власти США ведут между собой диалог по данной теме «как в частном, так и в публичном порядке». А она со своей стороны, разъясняет сторонам позиции американских и алжирских руководителей. Из этого следует, что санкции все же возможны.

Такой неопределенный ответ вызвал другой вопрос журналистов, возможны ли санкции против АНДР? На это опять ответила уклончиво:

И тут алжирские журналисты задали вопрос, заставивший ее быть более словоохотливой: «Готовы ли в таком случае Соединенные Штаты продавать оружие Алжиру, как это делает Россия?»

На это заметно оживившаяся Элизабет Мур Обен отреагировала куда более длинной тирадой: «Правительство США поддерживает прочные и динамичные деловые отношения с Алжиром, включающие прямые коммерческие продажи алжирским военным. Мы уже продаем им оборонные товары (не уточняя, правда, какие именно — авт.) Соединенные Штаты по-прежнему открыты для обсуждения с Алжиром других способов закупки иностранного оружия».

Иными словами, это можно расценить как проявление серьезной заинтересованности Вашингтона в его более серьезном, чем ранее, приходе на алжирский оружейный рынок, где до сих пор преобладала Россия.

Заметим, что сейчас абсолютное большинство изданий в АНДР в той или иной степени за редким исключением сотрудничают с алжирскими властями и заданные их журналистами вопросами определены заранее. Иными словами, власти Алжира не против диверсифицировать свои военные связи с Москвой их разбавлением поставками американского оружия ради того, чтобы избежать гнева Вашингтона, а тот относится с большим пониманием к такому подходу.

Еще один многозначительный вопрос был задан относительно того, не желает ли «Администрация США провести часть учений «Африканский лев» в Алжире», на что посол обещала «передать этот вопрос командованию Africom».

Напомним, что в октябре – ноябре текущего года алжирские военные проводят учения со своими российскими коллегами. И изъявление готовности провести их и с американцами свидетельствует о том, что руководство АНДР демонстрирует готовность работать с Вашингтоном по принципу «и вашим, и нашим», чтобы доказать ему свою многовекторность и отказ от ориентации только на Москву и Пекин.

Отдельный вопрос был задан относительно оценки состояния проблемной для Алжира «ситуации с правами человека», на что американская посол опять ответила уклончиво в духе «Каждая страна работает над этим». И это также можно перевести: «будем относиться в зависимости от того, как вы будете себя вести на мировой арене».

Интересно, что при этом Элизабет Мур Обен выразила желание «с нетерпением продолжить посещение этой прекрасной страны, особенно Юга», что может свидетельствовать о конкретной заинтересованности США ситуацией именно в этой части Алжира. Заметим, что там имеются серьезные запасы редкоземельных, цветных и драгоценных металлов, и которая ранее неоднократно служила маршрутом для проникновения на его территорию мигрантов (и далее в Европу) и джихадистов.

При этом в своем интервью американская посол продемонстрировала «мягкую» готовность следовать соблюдению алжирских интересов по принципиальным для него вопросам вроде вопроса о принадлежности Западной Сахары.

Так, отвечая на вопрос, будет ли администрацией Дж.Байдена менять подход к данной проблеме после того, как перед оставлением своей должности «бывший президент Дональд Трамп признал суверенитет Марокко» над ней (то есть выступив против алжирских интересов – авт.), посол США в Алжире заявила, что новый глава ее страны «ясно дал понять, что хочет нового решения, согласованного при посредничестве ООН. Мы полностью поддерживаем Стефана де Мистуру, личного посланника генерального секретаря этой организации, и у нас было много дискуссий с ним, властями Алжира, Марокко, ПОЛИСАРИО и всеми вовлеченными сторонами, поощряя прагматичные подходы к поиску решения этой проблемы».

Иными словами, на словах Вашингтон поддерживает стремление АНДР к «деколонизации» Западной Сахары, но демонстрирует нежелание действовать реально на данном направлении вразрез с интересами своего старого союзника Марокко, что чревато в таком случае неизбежным ухудшением отношений с одной из сторон.

То есть при таком подходе Алжиру ясно дают понять, что реального давления на Марокко в связи с этим оказываться не будет.

Подытоживая всё вышесказанное, отметим, что сама американская посол не скрывает повышенного интереса США к сотрудничеству с Алжиром, причем одновременно она выражает твердость в диалоге с ним по проблемным вопросам, таким как отношения с Россией и правам человека.

И алжирскому руководству ясно дают понять, что в случае «правильного понимания ситуации», отказа от односторонней поддержки Москвы (а значит, в будущем и Пекина), оно сможет извлечь из этого много конкретных выгод.

Причем для достижения нужного результата США, по ее реакции, не намерены лишь ограничиваться «предостережениями», а вовлекая в свою орбиту экономически, и ведя активную агитационную обработку молодежи. Как представляется, сочетание таких подходов уже в ближайшие годы может дать свой эффект.

Тем более, что, несмотря на свою недавнюю антизападную «классическую» риторику в свете международных событий Алжир склоняется занять наблюдательную позицию. Чтобы оценить, чем закончится противостояние Запада с одной стороны, и Россией с Китаем с другой.

Это может означать более серьезное, чем прежде, его взаимодействие с США и Евросоюзом, чтобы избежать негативных последствий для себя и напротив, извлечения пользы от лавирования между разными центрами силы в мире.

52.29MB | MySQL:103 | 0,509sec