О проблемах оказания гуманитарной помощи Афганистану

Более чем через 10 месяцев после того, как Организация Объединенных Наций обратилась  с призывом смягчить гуманитарный кризис в Афганистане, по факту было профинансировано всего менее половины этого призыва, при этом мусульманские правительства явно отсутствуют в списке основных доноров. Для примера — гуманитарный призыв на сумму 4,29 млрд долларов для Украины, уступающий только Афганистану примерно на 200 млн долларов, получил 68% необходимого финансирования. Призыв к Афганистану имеет 55%-ный дефицит финансирования, при котором заметен недостаток крупных взносов именно от мусульманских доноров. «Афганистан ждет суровая зима. Я призываю Китай, Россию и ОИС [Организация исламского сотрудничества] последовать примеру Великобритании, США, ЕС и других, значительно увеличив гуманитарную помощь», — предупредил Томас Никлассон, специальный посланник Европейского союза по Афганистану, в Твиттере после своего визита в страну в начале октября. Несмотря на то, что на протяжении десятилетий Афганистан был одной из беднейших стран мира, он еще глубже погрузился в нищету с тех пор, как в прошлом году рухнуло поддерживаемое США правительство страны, а фактический режим талибов подвергся разрушительным международным экономическим санкциям. По данным ООН, почти все афганцы сейчас живут за чертой бедности. «В прошлом году, безусловно, была большая конкуренция за гуманитарные ресурсы, поскольку война в Украине привлекла много внимания и финансов со стороны Запада. Есть некоторые опасения, что в будущем Афганистан превратится в забытый кризис», — полагает Нил Тернер, директор Норвежского совета по делам беженцев в Афганистане. На прошлой неделе Саудовская Аравия объявила о выделении 400 млн долларов гуманитарной помощи Украине. Это заявление, хотя и приветствуется учреждениями по оказанию помощи, резко контрастирует с 11 млн долларов, которые богатое нефтью  королевство пообещало выделить на гуманитарную помощь Афганистану в этом году. Другие относительно богатые мусульманские страны, такие как Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Турция, также либо отсутствуют, либо отстают в списке доноров гуманитарного призыва по Афганистану. На данный момент в этом году ОАЭ выделили более 309 млн долларов в ответ на гуманитарные призывы ООН в 23 странах, из которых 171 млн долларов — Эфиопии и только 1,9 млн долларов — Афганистану. Катар, который имеет один из самых высоких показателей ВВП на душу населения в мире, выделил менее 1 млн долларов в глобальную систему гуманитарных призывов ООН в 2022 году, из которых около 500 000 долларов было выделено Камеруну. В декабре 2021 года министры иностранных дел, присутствовавшие на конференции ОИС в Исламабаде, договорились о создании специального гуманитарного целевого фонда при Исламском банке развития (ИБР) в ответ на гуманитарный кризис в Афганистане. В августе ИБР объявил о выделении 525 000 долларов Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца для немедленных гуманитарных мероприятий в Афганистане. При этом с августа с. г. дополнительное финансирование Афганистану этот трастовый фонд не предоставил. «Большинство планов гуманитарного реагирования и призывов недостаточно финансируются», — считает Марьям З. Делоффр, адъюнкт-профессор международных отношений в Школе международных отношений Эллиотта при Университете Джорджа Вашингтона.

Чем объясняется такая пассивность стран ССАПГЗ?  «С геополитической точки зрения Саудовская Аравия после 11 сентября разорвала связи с талибами, обвинила их в клевете на ислам и укрывательстве террористов … поэтому есть некоторые опасения, что они могут нарушить санкции ООН, санкции США, законы США», — считает Делоффр.

То есть причина в позиции той или иной страны к талибам. Вторая причина. Вводя санкции против лидеров и институтов движения «Талибан», Соединенные Штаты предложили отказаться от финансирования гуманитарной помощи Афганистану. США и некоторые другие страны также заморозили активы центрального банка Афганистана на сумму около 9 млрд долларов на том основании, что фактические правители в лице талибов могут использовать эти деньги для финансирования терроризма. Существует также некоторая критика системы гуманитарного реагирования под руководством ООН за то, что она не классифицирует самые неотложные потребности, на которые следует направить больше средств, а также традиционное нежелание богатых арабских стран действовать под эгидой  ООН в силу ее малой эффективности. «У нас есть система, которая немного похожа на то, как нищие выстраиваются в очередь перед дверью мечети, а молящийся входит и может выбрать, какому нищему он или она даст монету, думая, что один нищий более достоин, чем другие. Это полностью сделка, которая зависит от прихоти донора», — полагает Алекс де Ваал, исполнительный директор организации «Мир во всем мире» Университете Тафта. По словам де Ваала, система ООН традиционно финансировалась в основном западными донорами, в то время как мусульманские доноры действовали избирательно. Скептицизм в отношении системы помощи, возглавляемой ООН, не ограничивается мусульманскими странами с большинством населения, которые не имеют постоянного места в Совете Безопасности.  Китай и Россия, оба постоянные члены Совета Безопасности, также критиковали систему ООН как неэффективную и манипулируемую. «Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива, как правило, с опаской относятся к системе, возглавляемой ООН. Существует мнение, что ООН и международные неправительственные организации больше заинтересованы в выживании организации, чем в оказании помощи. Существует также мнение, что большая часть средств идет на расходы на персонал и консультантов из западных стран, а не на местную экономику2, — считает Делоффр.  В течение почти двух десятилетий деятельность в области развития и гуманитарная деятельность в Афганистане финансировались в основном США и европейскими странами. «По мере продолжения войны в Украине и развития других гуманитарных кризисов по всему миру, мы можем обнаружить, что доноры все меньше и меньше желают выделять средства Афганистану, особенно на фоне внутренних экономических кризисов среди многих давних доноров», — уверен Тернер из Норвежского совета по делам беженцев. По его оценкам, для 1,8 млрд мусульман в мире Афганистан — не единственная чрезвычайная гуманитарная ситуация, нуждающаяся в помощи. От Йемена до Сирии и Сомали многие мусульманские страны с преобладающим населением сталкиваются с природными и / или антропогенными бедствиями, требующими срочного гуманитарного реагирования. По словам Йенса Рудбека, профессора Центра глобальных проблем Нью-Йоркского университета, ООН и другие международные организации по оказанию помощи более эффективно запрашивают средства в западных странах, чем в странах, где гражданское общество ограничено или контролируется государством. «Западным странам легче предоставлять средства, потому что у них уже есть организационная инфраструктура, так что они могут направлять деньги на это», — считает Рудбек, добавив, что, несмотря на существование некоторых международных исламских благотворительных организаций, их финансирование и инфраструктурные ресурсы ограничены.

52.22MB | MySQL:103 | 0,592sec