29 октября МИД РФ опубликовал официальный пресс-релиз о приостановке российского участия в так называемой «зерновой сделке». Продолжаем разбиваться со складывающейся вокруг неё ситуацией.
Часть 2 нашего обзора доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=91416.
На момент написания данного материала, ситуация получила новые вводные. 1 ноября украинская сторона заявила о том, что отгрузок в рамках сделки по зерновому коридору 2 ноября не будет. Если и был соблазн рассматривать данную информацию в контексте того, что «зерновая сделка» без Российской Федерации распалась, то последующие события показали, что это – далеко не так. Украинская сторона, находясь в плотном диалоге с Турцией, пытается перенастроить «зерновую сделку» на новые рельсы.
То, что Турция, как минимум, рассматривает для себя альтернативные, то есть – без участия России, варианты сохранения сделки показали официальные заявления министра национальной обороны Турции Хулуси Акара, опубликованные на сайте его Министерства вечером 1 ноября. Хулуси Акаром была созвана пресс-конференция и он ответил на вопросы журналистов. Приведем информацию с сайта турецкого оборонного ведомства (перевод на русский язык – неофициальный, авторский – И.С.):
«Министр национальной обороны Хулуси Акар ответил на вопросы журналистов о зерновом коридоре после приема по случаю Дня независимости Алжира.
Отвечая на вопрос о последней ситуации в зерновом коридоре после приостановки участия России, министр Акар напомнил, что документ Черноморской зерновой инициативы был подписан 22 июля под председательством президента Реджепа Тайипа Эрдогана и генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.
Напомнив, что созданный в связи с этим Совместный координационный центр начал свою работу, министр Акар сообщил: «Более 10 млн тонн зерна, выходящего из украинских портов, отправлено нуждающимся».
Напомнив заявление России от 29 октября о том, что зерновая инициатива временно приостановлена из-за терактов в Севастополе, министр Акар сказал:
«Мы все видим, что если так будет продолжаться, если прекратится транспортировка зерна, могут возникнуть серьезные проблемы с голодом в развивающихся странах, рост цен и ухудшение политической стабильности в результате. Сразу после подписания соглашения было серьезное снижение и облегчение цен на зерно. Мы желаем, чтобы это продолжалось. Мы, как Турция, делали и продолжаем делать все, что должны делать в этом отношении. Наш господин президент продолжает телефонные разговоры со своими партнёрами господином Зеленским и господином Путиным. Что касается сегодня, у него был разговор с господином Путиным».
Подчеркнув важность зернового коридора, министр Акар сказал: «Мы заявляем, что заключенное соглашение выгодно для всех сторон и что его нарушение будет проблематичным для всех сторон. Мы хотим продолжения этого соглашения и продолжения транспортировки зерна. Мы также заявили, что мы сделали и будем делать свою часть в этом отношении».
Отметив, что вчера он разговаривал по телефону с министром обороны России Сергеем Шойгу, министр Акар сказал: «Г-н Шойгу заявил, что они были обеспокоены взрывами, что нападение в Севастополе 29 октября было нарушением ранее достигнутых договоренностей, безопасность не может быть обеспечена, и что они не могут разрешить этот транспорт в этих условиях и выразили нам свою озабоченность».
После этого сегодня утром (1 ноября) состоялись отдельные разговоры с министром обороны Украины Алексеем Резниковым и министром инфраструктуры Украины Александром Кубраковым. Министр Акар отметил: «Мы поделились как нашими взглядами, так и обеспокоенностью господина Шойгу. Наши украинские партнёры, как в ходе разговоров с нами, так и в ходе встреч уполномоченных в стамбульском Совместном координационном центре, сделали заявления в выражениях, снимающих эти опасения. Они были также переданы нам в письменной форме».
Поясняя, что сегодня у него был очередной телефонный разговор с министром обороны России Сергеем Шойгу, министр Акар сказал:
«Есть договоренность между сторонами по вопросу выхода из портов там только зерна и использования коридора для гуманитарной помощи. Господин Шойгу продолжает переговоры с собственными властями в рамках предоставленной нами информации. Ожидаем от них ответа сегодня-завтра. Мы напомнили, что не должно быть задержек в этой деятельности, не должно быть возвращения снова к началу (переговорного процесса) без указания причины проблемы. В этом направлении продолжается продвижение. Мы анализируем имеющиеся в нашем распоряжении данные в направлении продолжения сделки».
Заявив, что на встрече с Шойгу, министром обороны Украины Резниковым и министром инфраструктуры Украины Кубраковым они обсудили два основных вопроса, а именно условия конфликта и транспортировку зерна, министр Акар продолжил следующим образом:
«Важно не путать условия конфликта с отгрузкой зерна. Мы сообщили нашим собеседникам, что если мы будем рассматривать их по отдельности (то есть, если отгрузка зерна будет полностью рассматриваться автономно от конфликта между сторонами – прим.), то нам будет легче урегулировать инцидент. Мы снова и снова повторяем всем сторонам, что для того, чтобы не нарушить отгрузку зерна, необходимо воздержаться от деструктивных мер, неправильных действий и провокаций, и всем проявлять чувствительность с точки зрения безопасности зернового коридора. Наша надежда заключается в том, что, как и прежде, зерно будет отгружаться из Украинских портов, будет осуществляться его перевалка по согласованному коридору, его контроль будет осуществляться в Стамбуле.
Известны указания и подход нашего Президента по этому поводу. Зерновой механизм имеет особенность в плане прокладывания пути к миру. Он представляет собой ярких пример не только поставки зерновых, но того, что некоторые проблемы могут решаться между сторонами путем переговоров. Мы искренне желаем того, чтобы с помощью использования этой модели, в предстоящие дни, был открыт путь к прекращению огня и миру, и мы станем нашими соседями на Черном море мирными путями и методами».
На вопрос журналиста о последнем статусе судов, загруженных после того, как Россия приостановила зерновой коридор, министр Акар сказал: «Со вчерашнего дня суда, которые вышли из украинских портов и курсируют по морю, продолжают свой путь. Проблемы с выходом судов под турецким флагом нет. Они и дальше будут выходить».
На вопрос того же самого журналиста, как он оценивает критику России в отношении того зерна, которое не покидает её собственные порты, министр Акар заявил:
«Российская сторона продолжает переговоры с ООН относительно выпуска зерна, продуктов питания и химикатов, находящихся в российских портах. Мы, как Турция, продолжаем нашу работу с тем, что внести свой вклад в этот вопрос и эффективно выполнять свою роль посредника».
Ключевые фразы в выступлении министра национальной обороны Турции выделены нами жирным шрифтом. Прежде всего, обращает на себя внимание упоминание турецким министром судов, находящихся под турецким флагом, которые продолжают ходить по зерновому коридору, и, как следует из заявления Хулуси Акара, они продолжат свое следование и дальше. Это заявление является достаточно головной болью и даже вызовом для России.
По сути, турецкий министр поставил перед российской стороной вопрос следующим образом: все возможные гарантии и разъяснения в устной и письменной форме украинской стороной через Турцию России предоставлены, и дальнейшее затягивание Россией вопроса с «разморозкой» своего участия не выглядит ни как разумное, ни как обоснованное с турецкой точки зрения. Это – к вопросу о тех самых «гарантиях неиспользования». Тем самым России дан ответ: каких-то новых гарантий, на данном этапе (политических или финансовых, см. наш предыдущий обзор) даваться не будет. В случае, если они будут рассмотрены Россией, как удовлетворительные, то она может вернуться в сделку. В том случае, если Россия не вернется в сделку, то на повестку дня выходит «перенастройка» сделки на её функционирование без России.
Была структура зерновой сделки: Украина — заинтересованный поставщик зерна на мировые рынки, Россия — сторона, контролирующая выход из портов Украины в рамках проводимой СВО, Турция — посредник между конфликтующими сторонами и «зерновой хаб», ООН — «высший разум» международного сообщества.
Россия заморозила свое участие в «зерновой сделке». По факту — только свое соглашение с Турцией, потому что прямого соглашения между Россией и Украиной нет — подписано два зеркальных документа Россия — Турция и Турция — Украина. Итак, соглашение Россией заморожено с идеей о том, что это остановит всю сделку, а именно соглашение Турция — Украина.
И, как можно видеть, тут возникла «очередная неожиданность»: сделка Турция — Украина, после российского заявления 29 октября, не только не развалилась, но и продолжила жить своей жизнью, а отгрузки с некоторыми техническими паузами продолжаются и планируются. Под ними понимаются отгрузки 31 октября и намеченные и озвученные украинской стороной отгрузки на 3 ноября.
Можно говорить про то, что «Россию обманули» и «Россию вытесняют» и что-нибудь ещё про «договороспособность» Украины, и «надежность» Турции и ООН как партнёров.
На самом деле, если твое участие в сделке является одним из её несущих элементов, опорных конструкций, тебя из сделки «вытеснить» нельзя. Если Россия по праву занимает свое место в «зерновой сделке», имея полный и признаваемый всеми контроль над выходом из ЧМ портов Украины, то без неё обойтись невозможно.
Дальше возникает «вилка»:
Если у тебя все под контролем, то, конечно, можно ставить вопросы ребром.
Если твое положение шаткое — то тогда лучше сохранять статус-кво сделки, при этом не забывая постоянно упрочнять свою позицию до «эксклюзивного партнёра». До железобетонной уверенности в своей позиции, должна идти кропотливая работа над своим статусом до ситуации, когда без тебя обойтись нельзя.
Возвращаясь к зерновой сделке: российская сторона поставила вопрос (полу)ребром, когда заявила о замораживании сделки со своей стороны. А другие три стороны сделки (Украина, Турция и ООН) с этим не согласны и своими действиями если не ставят под вопрос «эксклюзивность» России, то пробуют её на зуб. Действительно ли все так и на что готова Россия?