О замораживании «зерновой сделки» и о турецкой роли. Часть 2

29 октября МИД РФ опубликовал официальный пресс-релиз о приостановке российского участия в так называемой «зерновой сделке». Продолжаем разбиваться со складывающейся вокруг неё ситуацией.

Часть 1 нашего обзора доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=91154.

Напомним, что вплоть до вечера 31 октября российская сторона не реагировала на озвученные планы Украины, Турции и ООН продолжать «зерновую сделку» без её участия.

Тем не менее, вечером 31 октября появилось заявление Министерства обороны Российской Федерации. Напомним, что именно глава оборонного ведомства России Сергей Шойгу является подписантом в Стамбуле зерновой сделки от российской стороны. Его контрагентом по сделке является министр национальной обороны Турции Хулуси Акар. Российско-турецкая сделка дополняется зеркально идентичной сделкой, заключенной между Турцией и Украиной. Третью подпись на обоих документах поставил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Итак, заявление российского оборонного ведомства:

«До прояснения ситуации вокруг совершенной Украиной 29 октября с. г. террористической акции против боевых кораблей и гражданских судов в г. Севастополь, движение по коридору безопасности, определенному «Черноморской инициативой», приостановлено.

Подчеркиваем, что Российская Федерация как основной участник указанных соглашений не выходит из них, а приостанавливает их действие.

В связи с этим, движение судов по коридору безопасности является недопустимым, так как украинское руководство и командование ВСУ используют его для ведения боевых действий против Российской Федерации.

В складывающихся условиях, не может быть и речи о гарантиях безопасности любого объекта на указанном направлении до принятия украинской стороной дополнительных обязательств не использовать данный маршрут в военных целях.

С учетом того, что подписание соглашение – Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из портов Украины («Черноморская инициатива») и его реализация осуществлялись при посредничестве Генерального секретаря ООН А.Гутерриша, довели до него и Совета Безопасности ООН нашу позицию.

Рассчитываем на содействие международной организации в получении гарантий со стороны Украины о неиспользовании гуманитарного коридора и украинских портов, определенных в интересах вывоза сельскохозяйственной продукции, для ведения боевых действий против Российской Федерации».

Итак, обращаемся к ситуации по состоянию на момент написания данного материала (1 ноября).

Утром 1 ноября ведущим турецким англоязычным изданием, газетой Daily Sabah была опубликована следующая информация, касающаяся развития ситуации:

«Министр обороны Турции Хулуси Акар во вторник заявил министрам обороны и инфраструктуры Украины, что сохранение сделки по экспорту зерна из Черного моря имеет важное значение, подчеркнув, что эта инициатива является гуманитарной инициативой, которую следует отделять от конфликта в стране.

Телефонные разговоры Акара со своим украинским коллегой Алексеем Резниковым и министром инфраструктуры Александром Кубраковым последовали за приостановкой Россией своего участия в сделке, заключенной в июле при посредничестве ООН и Турции и направленной на продолжение поставок продовольственных товаров на мировые рынки.

В субботу Россия вышла из договора на «неопределенный срок», поскольку не смогла «гарантировать безопасность гражданских судов» после нападения на ее Черноморский флот.

Пакт позволил Украине безопасно экспортировать зерно из своих черноморских портов во время многомесячной войны. Такой экспорт имеет решающее значение: Украина и Россия являются ключевыми мировыми поставщиками пшеницы, ячменя, подсолнечного масла и других продуктов питания в страны Африки, Ближнего Востока и части Азии, где многие уже борются с голодом.

Акар сказал, что поставки зерна являются «полностью гуманитарной деятельностью» и должны осуществляться отдельно от условий конфликта, говорится в заявлении, опубликованном его Министерством.

Он подчеркнул важность устойчивости сделки по зерну, поскольку она внесла большой вклад в решение глобального продовольственного кризиса и доказала, что «проблемы можно решить путем сотрудничества и диалога».

Акар также подчеркнул, что Турция и президент Реджеп Тайип Эрдоган готовы сделать все возможное, как они делали это в прошлом, для обеспечения мира в регионе и потока гуманитарной помощи.

Зерновая инициатива стала редким примером сотрудничества между Украиной и Россией после вторжения Москвы в феврале. Это позволило более 9 млн тонн зерна благополучно покинуть украинские порты.

По данным ООН, соглашение о зерне привело к снижению мировых цен на продовольствие примерно на 15% по сравнению с их пиковым значением в марте. После заявления России цены на фьючерсы на пшеницу подскочили на 5% в понедельник в Чикаго.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал Россию и Украину возобновить соглашение, когда оно истечет 19 ноября.

В понедельник (31 октября – И.С.) Акар обсудил последние события со своим российским коллегой Сергеем Шойгу и сказал, что Москве следует пересмотреть свое решение.

Акар заявил, что «продолжение зерновой инициативы, которая в значительной степени способствовала разрешению глобального продовольственного кризиса… имеет большое значение».

«Ожидается переоценка решения о приостановке инициативы по экспорту зерна, которая должна проводиться отдельно от условий конфликта и является полностью гуманитарной деятельностью», — также сказал Акар, сообщает Минобороны.

Ранее в понедельник (31 октября – И.С.) министр предупредил, что приостановка сделки по экспорту зерна из Черного моря не принесет пользы ни одной из вовлеченных сторон и приведет к дальнейшему накоплению в портах.

«В такой ситуации будет задержан проход судов и усилится загрузка портов», — сказал он.

«Нуждающиеся уже срочно ждут зерна. В этой ситуации бедствие еще больше усилится», — сказал Акар».

Утром 1 ноября информационное агентство Anadolu сообщило, следующую информацию:

«Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу провел телефонный разговор с российским коллегой Сергеем Лавровым. Об этом говорится в сообщении МИД Турции.

Согласно сообщению, стороны обсудили ситуацию вокруг «зернового коридора».

Также состоялся обмен мнениями относительно последних событий на Южном Кавказе.

В ходе беседы министры затронули подготовку к заседанию в рамках платформы регионального сотрудничества в формате «3+3» с участием Азербайджана, Армении, Ирана, России и Турции».

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу: «Мы, как Турция, продолжим наши усилия (по зерновой сделке — прим.)». Турецкий министр заявил, что президент Эрдоган проведет переговоры с лидером Украины Зеленским и президентом России Путиным.

Свет на текущую ситуацию с функционированием зернового коридора проливают дальнейшие подробности, прозвучавшие от турецкого министра.

В своем заявление министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил следующее: «Мы следим за процессом с Организацией Объединенных Наций (ООН) (как с гарантором по сделке – И.С.)». Также М. Чавушоглу подчеркнул, что «необходимо предпринять конкретные шаги для устранения препятствий». Цитируем турецкого министра: «В настоящее время проблем с загруженными судами нет. Проблемы должны быть преодолены, чтобы отгрузка зерна продолжалась».

Иными словами, эти слова турецкого министра следует трактовать так, что по тем судам, которые уже стоят на рейде и готовятся либо к отправке из украинских портов, либо к досмотру в Стамбуле, по ним «проблемы нет». То есть, они обрабатываются в штатном режиме, и они следуют по «зерновому коридору». Однако, вопрос возникает, что будет происходить с дальнейшей погрузкой зерна на корабли и с их отправкой.

Здесь необходимо вновь вернуться гарантий неиспользования «зернового коридора» украинской стороной для военных и диверсионных целей, которых, как следует из контекста, Россия добивается от Украины, ООН и Турции.

В практике международных отношений, включая политические и торгово-экономические отношения, существует два вида гарантий:

  1. Гарантии политические.
  2. Гарантии финансовые.

Путь политических гарантий был российской стороной был испробован, включением в зерновую сделку ООН и Турции. Хотя роль Турции в сделке — это скорее роль страны-держателя «зернового хаба».

Если атаки Украины на Севастополь и Крымский мост с использованием зернового коридора подтверждаются и о них официально говорится российскими политиками, то неясно каких ещё дополнительных политических гарантий можно требовать? Единственное, что в этом смысле просматривается, то это — включение в состав «зерновой сделки» новых игроков-гаранторов типа США и Великобритании. Насколько данный путь реализуем на практике – это отдельный вопрос, но лишь только он позволит придать новый смысл и новый вес политическим гарантиям в рамках зерновой сделки.

Второй подход – это финансовые гарантии, путь выдачи безотзывных, безусловных обязательств покрытия Украиной всех видов ущерба в случае использования «зернового коридора» для атак на российскую инфраструктуру. К примеру, путем выдачи банковской гарантии первоклассного западного банка с подтверждением в первоклассном российском банке. В мировой практике, впрочем, подобных прецедентов нижеподписавшемся неизвестно, однако, сейчас происходит много из того, чего вплоть до настоящего времени не происходило никогда.

Как бы то ни было, существует два вида гарантий и два возможных пути, которым может следовать российское руководство — либо расширение состава гаранторов, либо прямые финансовые обязательства. Третьего пути – получение, допустим, формальных обязательств от Украины – попросту не существует. Как по причине того, что украинская сторона данных гарантий не даст. Так и по причине того, что вес этих гарантий в глазах российской стороны – пренебрежимо мал.

Альтернативой является полный выход России из сделки, чего как мы можем заметить из действий России наше руководство пытается избежать.

Третий путь — «дать честное-пречестное честное пионерское никогда больше этого не делать» — это несмешной анекдот.

52.29MB | MySQL:103 | 0,631sec