Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 72

Президент Украины Владимир Зеленский 24 октября с.г. раскритиковал Израиль за то, что его нейтральная позиция и решение его руководства не поддерживать украинскую армию оружием способствовало военному сближению между Ираном и Россией. Выступая по видеосвязи на конференции «по демократии», организованной Haaretz, Зеленский заявил, что сотрудничества между Москвой и Тегераном не было бы, если бы Израиль согласился предоставить Украине военную помощь[i].

Под сотрудничеством между Ираном и Россией, прежде всего, подразумевается взаимодействие в сфере вооружений, в частности, БПЛА. Считается, что Украина недавно стала полигоном для применения боевых беспилотников, в том числе иранского производства, которые доказали свою эффективность.

Во время визита в Вашингтон президент Израиля Ицхак Герцог, выступая в Атлантическом совете, показал фотографии, якобы «однозначно доказывающие», что Иран поставляет свои беспилотники для использования на Украине. «Это только верхушка айсберга большого количества разведывательной информации, в том числе, конечно, нелегальной. Мы в состоянии это показать, но приходится предполагать: Иран участвует в войне на Украине, предпринимает действия против народа Украины и причиняет огромные страдания и боль», – сказал он[ii].

Ряд израильских экспертов считает необходимым подготовиться к возможности того, что подобные беспилотники будут задействованы в военной кампании с участием еврейского государства, и «без должной предварительной подготовки один из центральных городов Израиля может превратиться в Киев 2022 года». В частности, об этом говорит Лиран Антеби, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), руководитель программы «Передовые технологии и национальная безопасность», включающей изучение искусственного интеллекта и национальной безопасности; бывший руководитель исследовательской программы «Технологическое прогнозирование и последствия для политики»; преподаватель в Университете им. Бен-Гуриона по академической программе Академии ВВС и в Школе государственного управления, дипломатии и стратегии им. Лаудера в Университете Райхмана; бывший член Международной группы по регулированию автономных систем вооружений (iPRAW), консультирующей ООН[iii].

По мнению Л.Антеби, за последнее десятилетие беспилотники, в том числе разного рода ударные аппараты, из эксклюзивного оружия, имеющихся в распоряжении нескольких стран, превратились в широко распространенное оружие, находящееся, в том числе в руках несостоявшихся государств и государств-изгоев, а также негосударственных акторов.

Она отмечает, что боевые действия на Украине дают возможность многим странам, в том числе Израилю, извлечь определенные уроки. Прежде всего, имеется в виду российская атака в октябре 2022 г. якобы с использованием иранских беспилотников Shahed-136. Она должна стать важным уроком для ЦАХАЛа и лиц, принимающих решения в Израиле.

Эксперт INSS хоть и отказывает в решающем потенциале использованным на Украине БПЛА «Герань-2», в котором в Израиле распознали не что иное как Shahed-136, тем не менее, она призывает  израильских лиц, принимающих решения, обеспокоиться в виду следующих военных кампаний с возможным участием Израиля.

Shahed-136 описывается следующим образом. Это относительно дешевые беспилотники (по сравнению с аналогичными западными моделями) по цене около 20 000 долларов каждый. Они могут нести боеголовку массой около 40 кг, и их дальность полета составляет примерно 2500 км, что представляют угрозу для Израиля как при возможном конфликте на границе, так и в случае запусков из глубины территории Ливана или из самого Ирана. Эти аппараты курсируют на относительно небольшой высоте, что обычно позволяет избежать обнаружения радаром (при этом некоторые утверждают, что они обладают рядом скрытых возможностей), и они относятся к виду барражирующих боеприпасов. Их также называют дронами-камикадзе, так как они взрываются на своей цели и при этом самоуничтожаются.

Барражирующие боеприпасы работают независимо от пуска и могут атаковать цели без ручного управления человеком в соответствии с заранее определенными параметрами, такими как точка заданной траектории или данными, которые могут быть идентифицированы в реальном времени датчиками на аппарате – радиолокационными, тепловыми или радиационными сигналами. Такие самолеты считаются «летальными автономными системами вооружения» (LAWS) или «роботами-убийцами». Ограничение их использования обсуждается в ООН с 2013 г.

По мнению Л.Антеби, «иранские беспилотники, приведшие к масштабным разрушениям на Украине, были поставлены в сопровождении иранских экспертов, членов Корпуса стражей исламской революции (признанного в США террористической организацией), для обучения управлению ими российских военных». Эксперт INSS допускает, что «иранцы опираются на свой предыдущий оперативный опыт (о чем упомянул бывший премьер-министр Нафтали Беннетом в выступлении в ООН в 2021 г.), такой как атаки на Саудовскую Аравию и американские объекты в Ираке».

Оценивая украинские системы ПВО, Л.Антеби относит российские атаки в разряд сложной для них задачи. Она объясняет это тем, что находящиеся на Украине американские системы ПВО не подходят для обнаружения относительно небольших целей, таких как иранские беспилотники, а имеющиеся у украинцев системы радиолокационного наведения, пригодные для обнаружения и перехвата небольших аппаратов, поставлены в небольшом количестве и не обеспечивают надлежащего прикрытия.

Эксперт INSS сомневается в том, что поставки НАТО сотен подавителей сигналов помогут Украине справиться с российскими иранскими дронами-камикадзе. Она объясняет это двумя основными причинами. Во-первых, для защиты секретных объектов Украине потребуется очень большое количество глушителей. Во-вторых, хотя глушилки затрудняют точное попадание дронов в цель, они не делают их непригодными для использования. Этот эксперт исходит из того, что «иранские беспилотники в любом случае не отличаются точностью», поэтому «использование глушителей может нанести дополнительный ущерб гражданскому населению». При этом она допускает, что «не всегда нужны масштабные удары с использованием множества дронов, и достаточно несколько аппаратов, которым удастся уклониться от ПВО и нанести удар по цели (типа электростанции или штабу войск), чтобы произвести желаемый эффект.

Л.Антеби анализирует «первый в мире воздушный бой (воздушную дуэль) между двумя беспилотниками». Она ссылается на видео, размещенное в социальных сетях, на котором управляемый украинцами квадрокоптер DJI Mavic китайского производства (дешевый, легкодоступный, готовый к использованию и легко обслуживаемый аппарат) сбивает российский квадрокоптер. Этот инцидент, хоть и не похожий на воздушные бои между пилотируемыми истребителями, тем не менее, рассматривается как предвестник будущих сражений и указывает на значительные угрозы, которые несут в себе дроны, а также на важность готовых систем на поле боя.

Таким образом, на Украине, ставшей полигоном для использования разных видов оружия, в первую очередь, беспилотной техники, вырисовываются черты «поле боя будущего». Однако, по мнению Л.Антеби, это не то «поле боя будущего», на которое все рассчитывали. «В то время как многие западные страны инвестируют миллиарды долларов в разработку роботизированных и автономных военных систем, предназначенных для повышения точности поражения целей, одновременно уменьшая ущерб гражданским объектам (наряду с уменьшением риска для тех, кто управляет этими системами), иранские беспилотники на территории Европы из-за своей значительной неточности принесли разрушения и гибель мирных граждан», – пишет эксперт INSS.

В этих условиях она рекомендует израильским спецслужбам хорошенько изучить иранские БПЛА, несмотря на то, что их качество и надежность, по ее мнению «не столь высоки, как у западных аналогов». По ее оценкам, эти беспилотники будут участвовать в следующем витке боевых действий на Ближнем Востоке и потребуют ответа. В контексте более долгосрочной перспективы эксперт считает важным, чтобы израильская армия изучила и подготовилась к отражению в будущем автономных угроз, которые являются не только воздушными. Ей представляется, что это центральное направление будущей войны, будь то между государствами или негосударственными акторами.

Атаки на Киев она предлагает изучить как удары не только по военным объектам, но и тылу. Следует внести изменения, которые позволят повысить уровень готовности Израиля, что включает в себя опознавание с большим упреждением по времени, что в случае небольших аппаратов, таких как Shahed-136 и им подобных, а также различных других беспилотников, является сложной задачей и требует систем, отличных от тех, которые сегодня развернуты в Израиле.

Требуется повышение готовности не только для защиты тыла, но и комплексной обороны сухопутных войск. Дроны Shahed, которые атакуют в соответствии с заранее определенной для них траекторией, не представляют серьезной проблемы для маневрирующих сил (которые находятся в движении, а не в заданной путевой точке, в отличие, например, от командного пункта), за исключением тех, которые расположены в районах сосредоточения. Однако, как правило, дроны, в том числе управляемые оператором дроны-камикадзе, способные отслеживать движущиеся силы, создают проблему, иную по своему характеру, чем при защите стационарных объектов или тыла от атак с воздуха. По мнению Л.Антеби, это вызов не только Израилю, но и НАТО и США. Эта многоуровневая угроза сухопутным войскам должна быть устранена путем военного наращивания и требует технологий, оперативных доктрин и соответствующей подготовки.

Учитывая совершенствование систем перехвата и тот факт, что даже самые лучшие системы не обеспечивают герметичную оборону, Л.Антеби советует израильскому руководству заняться подготовкой основной инфраструктуры и тыла в целом, чтобы быть способным выдержать удары и восстановиться. Отмечается, что этот вопрос подробно обсуждается в отчете государственного контролера, и утверждается, что сегодня пробелы не устраняются должным образом. В качестве одной из причин называются высокие показатели успешных перехватов ПРО «Железный купол» в период столкновения с военизированными организациями из сектора Газа.

Эксперт настаивает на том, что эти вопросы должны быть решены органами безопасности в ближайшем будущем, поскольку неизвестно, когда Израиль окажется вовлеченным в очередное военное столкновение, допуская даже «первую северную войну». Предполагается, что серьезный подход к решению этого вопроса должен помочь снизить риск того, что израильские общины на севере страны после атаки иранских беспилотников превратятся в Киев в версии октября 2022 г.[iv]

[i] Zelenskyy says Israeli neutrality led to Russia-Iran alliance // Israel Hayom. 25.10.2022. https://www.israelhayom.com/2022/10/25/zelenskyy-says-israeli-neutrality-led-to-russia-iran-alliance/

[ii] Israeli president shows images allegedly proving use of Iranian drones in Ukraine // TASS. 26.10.2022. https://tass.com/world/1527349

[iii]Liran Antebi. https://www.inss.org.il/person/antebiliran/

[iv] Iranian Drones in Ukrainian Skies: Not the Battlefield of the Future that Was Expected / INSS. 31.10.2022. https://www.inss.org.il/publication/ukraine-uav/

52.33MB | MySQL:103 | 0,565sec