О развитии напряженности между Ираном и Азербайджаном в контексте геополитической динамики Ближнего Востока. Часть 1

С 17 по 19 октября в провинциях Восточный Азербайджан и Ардебиль на северо-западе Ирана прошли учения Сухопутных войск (СВ) Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) под условным наименованием «Могучий Иран». В ходе тренировки были отработаны различные сценарии развития событий, в том числе полномасштабного вооруженного конфликта. Примечательно, что впервые на практике подразделениями КСИР проведено форсирование реки Аракс, разделяющую Иран и Азербайджан. В учении военнослужащие КСИР задействовали пусковые установки ракетных комплексов Fatеh, РСЗО HM20, Fajr-3 и Fajr-5, 155-мм гаубицы HM41, САУ «Гвоздика», танки Т-72С,  БМП-2, вертолеты Ми-171, Bell 214A и AH-1J, а также различные типы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

С 22 октября в провинции Западный Азербайджан на границе с Турцией и Иракским Курдистаном начались учения с участием 164-й пехотной бригады СВ Армии Ирана. Штурмовые подразделения иранских СВ отработали сценарий ведения локального приграничного конфликта с применением армейской авиации и тяжелой артиллерии, а также боев в городской застройке. Несмотря на заявления иранского командования о плановом характере учений на северо-западе Ирана, они являются прямой демонстрацией серьезности намерений республики по защите своих интересов в ближнем зарубежье. Речь идет о политике Азербайджана под покровительством Турции в на Южном Кавказе. Правительство Ирана не раз предупреждало азербайджанское правительство, что силовое изменение границ в регионе является «красной линией» для Ирана.

Камнем преткновения в отношениях между Ираном и Азербайджаном является вопрос строящегося Зангезурского коридора, который в теории должен соединить азербайджанский анклав Нахичевань с основной территорией страны и обеспечить сухопутный маршрут до Турции.Загвоздка тут в том, что дорога должна проходить вдоль нынешней границы Ирана на юге Сюникской области Армении. В Иране опасаются, что новый транспортный маршрут может быть в дальнейшем использован как предлог для блокирования пути «Иран – Армения – Грузия – Россия».Сама по себе транспортная артерия никак не закрывает границы Ирана и Армении. Однако ее статус по-прежнему никак не закреплен юридически. Азербайджанцы хотят экстерриториальный статус для своего коридора, то есть закрепить юридически контроль над участком армянских земель на юге. Открытие Зангезурского коридора обеспечит прямой наземный маршрут для Турции на Кавказ, что позволит турецкому руководству усилить свое присутствие в регионе.

Иранские власти опасаются распространения идеи пантюркизма в северо-западной части Ирана, где исторически проживают этнические азербайджанцы и турки. На фоне непрекращающихся протестов в Иране и разжигания межэтнической розни вопрос искоренения сепаратизма получил первостепенное значение для правительства Ирана. Некоторые азербайджанские СМИ даже начали информационную кампанию в поддержку демонстрантов, называя их выступления «желанием вернуться в состав Азербайджана».

Кроме того, открытие Зангезурского коридора позволит Баку  получить контроль над распределением водных ресурсов в бассейне реки Аракс. Сейчас истоки Аракса контролируются Турцией и Арменией, а Иран с Азербайджаном являются странами нижнего течения реки. Создание транспортного коридора на юге Сюникской области Армении поставит иранское руководство в зависимость от еще одной тюркской страны.

Учитывая возможность возникновения засухи в регионе из-за изменений климата и строящихся турецкими властями плотин на севере Ирака и в восточной части Турции, проблема водоснабжения является серьезной угрозой в перспективе для Ирана.

Угрозы и давление на администрацию Ильхама Алиева путем «игры мускулами» – дело совершенно обычное для Ирана. Однако нынешняя напряжённость в регионе в корне отличается от предыдущих ситуаций. Громкие слова Тегерана раньше никого не пугали, но сейчас создание нового транспортного маршрута стало реальным. Непрекращающиеся беспорядки, преимущественно в северо-западной части Ирана, продемонстрировали пробелы в системе организации власти и создали предпосылки к полноценной попытке свержения действующего строя. В Тегеране это поняли и осознали, что обычными заявлениями и угрозами добиться своих целей уже не получится.

Отработка форсирования реки Аракс силами КСИР прямо под носом у азербайджанских пограничников, а также открытие иранского консульства в армянском городе Капане – это первые действительно серьезные шаги, подтверждающие намерения Ирана твердо защищать свои интересы. Сам КСИР согласно доктрине используется для действий за пределами страны. А уже ставшие регулярными тренировки подразделений Армии Ирана у границ Турции и Иракского Курдистана – это сигнал готовности к использованию своего потенциала.

Попытки азербайджанских киберподразделений разжечь межэтнический конфликт в Иране не остались незамеченными для иранского руководства. Представители власти Ирана начали разыгрывать аналогичную карту уже на азербайджанской территории. Сейчас в иранских СМИ и Telegram-каналах активно продвигается информация о желании жителей Нахичеванской автономной республики и исторического региона Талышстан на юго-востоке Азербайджана войти в состав Ирана.

С 22 октября было создано более десятка Telegram-каналов, освещающих события в Нахычевани, городах Масаллы и Джалильабад и других населенных пунктах азербайджанских районов. По данным иранских СМИ, ежедневно многие жители в Азербайджане выходят на митинги и протесты, призывая провести референдум и вернуться в состав Ирана. Силовые структуры задержали 38 человек в Нахичевани и свыше 200 этнических талышей.

Таким образом, текущая эскалация совершенно отличается от предыдущих. Действия Ирана четко демонстрируют твердость в своих намерениях. Проводимые учения и разгоняемый тезис возвращения некоторых территорий Азербайджана – это призыв к учету иранских интересов на Кавказе.

62.89MB | MySQL:102 | 0,491sec