О развитии напряженности между Ираном и Азербайджаном в контексте геополитической динамики Ближнего Востока. Часть 2

Можно обоснованно признать, что обострение напряженности между Ираном и Азербайджаном – это ответная реакция на действия Турции и Азербайджана у своих границ. Однако значение Зангезурского коридора крайне высоко не только для стран региона, но и других политических игроков, которые продолжат его реализацию. В Зангезуре сталкиваются интересы нескольких сторон. В контексте геополитической динамики Ближнего Востока их можно разделить на две группы: региональные (Турция и Иран) и глобальные (Израиль и Россия).

Для Турции Зангезурский коридор сулит огромную выгоду. Помимо прямого сообщения с Азербайджаном и ослабления иранского влияния на транзит, коридор создаст более быстрый путь на центральноазиатские рынки. А прямой доступ к Центральной Азии (ЦА) – это по сути геополитический мост для распространения пантюркизма на страны ЦА. При реализации этого проекта турецкая мечта о создании транзитного хаба между Европой и Азией станет реальностью, что значительно повысит статус страны на мировой арене.

Для Ирана коридор принесет двоякие последствия. С одной стороны ослабнет влияние на Азербайджан и Турцию при транзите через Иран. В Тегеране опасаются, что неустановленный юридический статус пути позволит использовать его в военных целях – для незаметной переброски личного состава, техники и дестабилизации обстановки в северо-западной части Ирана. В то же время Иран в теории сможет присоединиться к транспортному коридору Север-Юг и получить доступ к России и Черному морю в обход Азербайджана.

Для России в условиях наложенных санкций Зангезурский коридор – это альтернативный путь на Кавказ и Турцию, а при транзите через Иран – на Ближний Восток и в Африку. Россия таким образом увеличит влияние в Закавказском регионе и ослабит позиции Грузии в сфере транзита через ее территорию. Согласно договоренности 2020 года, контроль над транзитным узлом будет осуществлять российская сторона. При таком раскладе Россия сможет следить за грузопотоками по одному из самых перспективных маршрутов в Закавказье в будущем и обезопасить свои границы от возможного распространения пантюркизма и экстремистской идеологии на Кавказе.

Еще одним бенефициаром в случае открытия пути является Великобритания. Известно, что распространение влияния Турции в регионе стало возможным благодаря желанию британских элит укрепить свои позиции и продвигать нужную антироссийскую/антикитайскую политику на Кавказе и странах ЦА, например, через турецкие образовательные проекты. Однако, как представляется, подобный сценарий развития возможен только при отстранении России от процесса урегулирования Карабахского конфликта, так как прямое присутствие России в политических процессах в Закавказье не позволит закрепиться другим акторам (Турция, Иран и Израиль) в полной мере.

Объективно, еще одним бенефициаром открытия коридора является Израиль. Между Азербайджаном и Израилем в последние годы военное сотрудничество развивается все интенсивнее. Влияние на Зангезурский коридор позволит серьезно ударить по иранским интересам, так как это фактически нивелирует монополию Ирана на транзитные услуги на Южном Кавказе. А финансирование израильскими властями различных проектов на территории Азербайджана позволяет скрытно размещать необходимую для ведения разведки у иранских границ инфраструктуру, а также закрепить свое присутствие в стране. Как известно, в Азербайджане проживает большая этническая диаспора евреев приверженцев идеологии ХАБАДа (ультраортодоксальное течение иудаизма), обладающие существенным влиянием в Азербайджане.

В заключении отметим, что в реализации проекта сталкиваются интересы многих государств, что создает предпосылки к искусственному нагнетанию обстановки для обеспечения более выгодных для себя условий. С одной стороны объединенная одной целью коалиция турок и азербайджанцев под контролем Великобритании, с другой – Россия, Иран и Армения, преследующие абсолютно противоположные задачи, а также действующий только в своих интересах Израиль. Такой расклад сил позволяет утверждать, что в ближайшей перспективе возможны попытки Великобритании и Турции выдавить Россию из Южного Кавказа и отстранить от участия в политических процессах региона. Странами НАТО (не без участия турецких посредников) оказывается тотальное давление на администрацию Пашиняна с целью полного разрушения армяно-российских отношений и дискредитации России как гаранта стабильности.

Однако, учитывая непримиримость во взглядах высшего политического и военного руководства Ирана, в краткосрочной перспективе изменений на данном направлении не предвидится и перспектив к разрешению конфликта нет. Представляется, что дальнейшая ситуация будет складываться в зависимости от многих факторов, включая разрастающийся экономический кризис и его последствия (в том числе и для стран Ближнего Востока и Северной Африки), а также развитие событий на Украине. Несмотря на напряженность текущей ситуации, резко негативных тенденций развития обстановки на данный момент нет, что позволяет сохранять осторожный оптимизм.

52.21MB | MySQL:103 | 0,518sec