Ситуация в Израиле: октябрь 2022 г.

В октябре центральным событием во внутриполитической жизни страны оставалась подготовка к выборам в Кнессет 25-го созыва. В результате существенно замедлилась и внешнеполитическая активность, что не помешало провести серию консультаций с представителями США на различных уровнях. Ключевым событием можно считать достижение соглашения с Ливаном о разграничении исключительных экономических зон, которое вызвало одобрение на международной арене и возражения израильской оппозиции во главе с Ликудом. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

Ракетных пусков в направлении израильской территории в октябре вновь зафиксировано не было, однако из сектора Газа был запущен дрон, перехваченный ЦАХАЛ в приграничном районе. Празднуя свое 35-летие «Палестинский исламский джихад» провел митинги в Газе и лагерях беженцев, а также продемонстрировал ракетные установки местной сборки, тем самым намекая на потенциал для атак против Израиля. В Иудее и Самарии были совершены обстрелы населенных пунктов Шакед, Бейт-Эль, в районе лагеря беженцев Шуафат, блокпоста Маале-Адумим и в районе Шавей-Шомрона. Беспорядки в течение месяца фиксировались в Иерусалиме, а 22 октября там произошло нападение палестинского террориста с применением холодного оружия.

В ответ на это израильские силы безопасности провели серию контртеррористических мероприятий, в том числе задержав причастных к гибели военнослужащего в Шуафате, а также к подготовке других атак на мирное население и военных. Соответствующие рейды прошли в окрестностях Наблуса, Калькилии, Тубаса, Дженина. Ввиду особо напряженной обстановки 12 октября было принято решение о блокировке дорог, ведущих в Наблус при строгом контроле нескольких подъездных путей силами ЦАХАЛ. Помимо этого в середине месяца была предотвращена контрабанда партии оружия через долину р. Иордан.

В октябре был достигнут существенный прогресс в споре с Ливаном по морской границе. В первой половине месяца появилась информация о финализации договоренностей Иерусалима и Бейрута при посредничестве США, а 27 октября в штаб-квартире временных сил ООН в Накуре стороны подписали документ, названный историческим. По его условиям к Ливану переходит  месторождение «Кана», а Израиль взамен получает месторождение «Кариш» и 17 % роялти за уступку прав на добычу соседу.

Официальные визиты и переговоры

Несмотря на общее замедление внешнеполитической активности ввиду выхода предвыборной гонки на финишную прямую, довольно высокой динамикой отличался в течение месяца американо-израильский диалог. 11 октября состоялся телефонный разговор главы правительства ближневосточного государства Я.Лапида и президента США Дж.Байдена, в ходе которого стороны обменялись мнениями относительно финализации исторического ливано-израильского соглашения о морской границе, а также обсудили положительное воздействие данного документа на экономику и региональную безопасность.

В конце месяца президент Израиля И.Герцог посетил Вашингтон, где для него были запланированы встречи с президентом, Госсекретарем Э.Блинкеном, советником по национальной безопасности Дж.Салливаном, а также участие в специальном мероприятии Atlantic Council, приуроченном к 2-летию «Соглашений Авраама». В повестку дня переговоров главы Израиля с американскими коллегами были включены иранская проблематика, а также сотрудничество Иерусалима с региональными умеренными режимами, в том числе в вопросах экологии и изменения климата. Последнее было связано с подготовкой к ноябрьской Климатической конференции ООН в Египте. Вместе с тем, распространилось мнение, что основной целью визита И.Герцога в действительности оказалась необходимость развеять опасения Белого дома в связи с высокой вероятностью прихода к власти в Израиле коалиции Б.Нетаньяху, в которую будут вовлечены крайне правые политики.

В конце октября состоялось первое после пандемии COVID-19 очное заседание двусторонней Совместной военно-политической группы Израиля и США (JPMG). Как говорится на сайте израильского внешнеполитического ведомства, целью мероприятия, регулярно проводимого с 1983 г., на этот раз стало создание возможности «обсудить укрепление сотрудничества в области безопасности в контексте развивающейся региональной и глобальной динамики для повышения региональной стабильности». Частными вопросами были избраны, цитируя тот же источник, «растущие возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества и поддержки США для наращивания вооруженных сил Израиля», взаимодействие «против иранских ядерных и региональных угроз», а также «возможности, созданные «Соглашениями Авраама»».

Наконец, 27 октября в Тель-Авиве прошла встреча Я.Лапида с американским посредником в заключении ливано-израильского соглашения по морской границе А.Хохштейном. Помимо благодарности американской администрации за содействие в урегулировании данного спора глава правительства ближневосточного государства подчеркнул, что добыча газа с месторождения «Кариш» уже стартовала, не имея прямой зависимости от договоренностей с Бейрутом. В результате, цитируя политика, страна «станет основным поставщиком газа в Европу в то время, когда мир отчаянно в нем нуждается».

В октябре было организовано несколько раундов общения представителей властей Израиля с отдельными европейскими государствами, входящими и не входящими в ЕС. Так, в начале месяца Я.Лапид встретился в Иерусалиме со своим албанским контрпартнером Э.Рамой, стороны обсудили перспективы расширения сотрудничества с акцентом на кибербезопасности и борьбе с антисемитизмом. Дополнительное внимание было уделено Ирану. По словам Я.Лапида, ИРИ «представляет собой общую угрозу, как для Израиля, так и для Албании. Мы видели это во время недавних иранских кибератак против Албании. Израиль окажет максимально возможную помощь в борьбе с Ираном. Мы рассматриваем это как национальный интерес и историческую обязанность».

24 октября в Тель-Авиве Я.Лапид обсудил со своим контрпартнером из Нидерландов М.Рютте сотрудничество в интересах смягчения энергетического кризиса в Европе с перспективой перехода на «зеленую» энергетику, а также ситуацию в Иране, уделив особое внимание продолжавшимся там протестам. Как отметил премьер-министр ближневосточного государства, «Израиль в ближайшее время станет крупным поставщиком газа в Европу. А пока мы должны работать вместе, чтобы найти среднесрочные и долгосрочные решения в сфере «зеленой» энергетики и возобновляемых источников энергии». Таким образом, Иерусалим, судя по всему, попытался включиться в планы Европы развивать в регионе инфраструктурные проекты, которые могут быть использованы не только для поставок газа.

20 октября в телефонном разговоре с министром иностранных дел Украины Д.Кулебой Я.Лапид выразил «поддержку народу Украины», а также подчеркнул, как указано в пресс-релизе МИД ближневосточной страны, «глубокую озабоченность военными связями между Ираном и Россией». Однако накануне министр обороны Б.Ганц, выступая на мероприятии с участием дипломатических представителей государств ЕС, отметил, что Иерусалим «не будет поставлять системы вооружения Украине из-за многочисленных оперативных соображений», но может оказать содействие «в разработке спасающей жизни гражданской системы раннего предупреждения» и продолжит выделять гуманитарную помощь.

Отношения с международными организациями

Отношения Израиля и ООН в октябре характеризовались напряженностью. 21 октября комиссия по расследованию предполагаемых нарушений прав человека во время прошлогоднего витка палестино-израильского конфликта во втором отчете обвинила Иерусалим в отступлении от норм международного права, что проявилось в «фактической аннексии», «экспроприации земли и природных ресурсов», «ограничительном и дискриминационном режиме планирования и строительства для палестинцев», «экстерриториальном распространении израильского законодательства на израильских поселенцев на Западном берегу». Помимо этого в тексте 28-страничного документа содержались обвинения в нарушении прав арабских граждан, и притеснении по гендерному принципу палестинских женщин.

27 октября специальный докладчик ООН по ситуации с правами человека на «оккупированной» палестинской территории в своем докладе подчеркнул, что Израиль нарушает территориальную целостность и суверенитет Палестины, а также ставит под угрозу палестинскую культуру, препятствует «палестинской самоорганизации», а также подавляет «палестинскую политическую активность». Более того, данный документ призывает к «смене парадигмы», поскольку все принятые ранее подходы к ближневосточному урегулированию потерпели неудачу.

Наконец, 28 октября Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН принял резолюцию, призывающую к созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, для чего, как указано в документе, необходимо поставить все ядерные объекты Израиля под контроль МАГАТЭ, а самому государству отказаться от «разработки, производства, испытаний и приобретения ядерного оружия» и присоединиться к ДНЯО. Все указанные шаги стали поводом для ответной израильской критики и обострения отношений с ООН и ее специализированными учреждениями. Последний документ также разочаровал правительство Израиля, поскольку получил поддержку большинства в Генассамблее, в том числе региональных умеренных государств, в разные годы заключивших со страной мирные соглашения.

Продолжая сближение с Европейским союзом, Я.Лапид виртуально председательствовал 3 октября на первом за почти 10 лет заседании Совета Ассоциации Израиль-ЕС, в котором также приняли участие Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель и высокопоставленные делегаты от государств Евросоюза. В ходе данного мероприятия премьер-министр ближневосточного государства попытался донести до партнеров в Европе несколько принципиальных моментов, относящихся как к внутренней, так и внешней политике Израиля, а также попытался продемонстрировать, что Иерусалим способен  содействовать Брюсселю в решении актуальных проблем. В частности, Я.Лапид подчеркнул, что государство разделяет с ЕС демократические принципы и экономические интересы, а позитивные достижения, которые стали возможны благодаря «Соглашениям Авраама», создают новые возможности не только для региона, но и мира. К примеру, в рамках Негевского форума Иерусалим сотрудничает с соседями, в том числе по вопросам продовольственной безопасности, а также оказывает поддержку палестинской экономике, рассчитывая, что это приведет к миру.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

В октябре парламентская жизнь вновь характеризовалась низкой степенью интенсивности в связи с подготовкой к выборам. Однако ряд принципиальных вопросов все же получил продолжение в дискуссиях в Кнессете. Прежде всего речь идет об уже упоминавшемся соглашении между Израилем и Ливаном по морской границе. Так, юридический советник Кнессета С.Афик высказала свою позицию в связи с поданными в Верховный суд петициями по указанному документу. С ее точки зрения, пункты соглашения не подпадают под определение территории, на которую распространяется «власть, закон и суд» Израиля, из чего следует, что и «Основной закон: Референдум» не может быть применен в данном случае. Утверждение договора Кнессетом также не является обязательным, поскольку, несмотря на сложившуюся практику, подобная процедура не закреплена официально. Хотя в целом С.Афик посчитала, что голосование депутатов по соглашению стало бы «уместным».

Комиссия по иностранным делам и обороне и ее профильная подкомиссия по разведке с участием начальника Генерального штаба ЦАХАЛ А.Кохави и главы «Моссада» Д.Барнеа провели серию закрытых обсуждений того же документа. Вопреки общему одобрению договора как исторического соглашения, позволяющего стабилизировать ситуацию в регионе и сделать более перспективной реализацию стратегии экспорта природного газа, оппозиция выступила с его критикой. К примеру, депутат Ликуда Я.Левин подчеркнул, что «это огромное драматическое событие» и «гораздо менее важные соглашения, и не во время выборов, предлагались на утверждение Кнессета».

В конце месяца был принят ряд экономических решений. Финансовая комиссия утвердила бюджет Центральной избирательной комиссии на выборах в Кнессет 25-го созыва, который составил 538 млн шекелей. Для сравнения, траты на прошлую предвыборную гонку ЦИК составили 675 млн шекелей, что было связано прежде всего с высокими расходами на эпидемиологическую безопасность. При этом примечательно, что проект бюджета был подан за 9 дней до даты голосования, что ЦИК объяснил «загруженность». Однако со стороны министерства финансов последовали возражения, связанные с тем, что столь короткие сроки не позволили внести корректировки.

Кроме того, финансовая комиссия утвердила изменения в бюджет на текущий год. 19 млн были выделены на нужды системы образования, борьбы с домашним насилием, поддержку бедуинского населения и выходцев с Украины. Еще около 73 млн получили муниципалитеты. Примечательно, что существенно большее количество замечаний парламентской оппозиции вызвал не пересмотр государственных расходов как таковой, а сам факт принятия решения за считанные дни до выборов. В этой связи представитель Ликуда Й.Киш подчеркнул, что «председатель возмутительным образом установил дату заседания за неделю до выборов», тем самым заставив рассмотреть «перевод миллиардов шекелей без согласия внутри парламента».

Данные опросов общественного мнения, отражающие предпочтения израильтян на фоне приближения к ноябрьскому голосованию, в течение месяца заметно разнились. В середине октября политологи были склонны предсказывать политическую ничью между лагерями Б.Нетаньяху и Я.Лапида, прогнозируя при этом сохранение тупика из-за невозможности создать коалицию большинства ни одной из партий, но по мере приближения к дате голосования, стал фиксироваться незначительный перевес в пользу оппозиции. В среднем Ликуд предварительно набирал 30-31 мандат, «Еш атид» — от 20 до 24. Постепенно начала отмечаться тенденция на снижение популярности «Лагеря государственников» во главе с Б.Ганцем и Г.Сааром с 13 до 11 мест в Кнессете.

Политические обозреватели в октябре подметили склонность к соперничеству за голоса не только между, но и внутри предполагаемых коалиций, что является косвенным подтверждением их неустойчивости и, как следствие, потенциального риска распада нового правительства. В частности, была выявлена попытка И.Бен-Гвира из блока «Религиозный сионизм» побороться за сторонников Ликуда, тем самым увеличив собственную избирательную базу, вопреки ослаблению политической силы, способной привести его к власти. Партия «Еш атид» нацелилась на голоса Аводы и МЕРЕЦа, обратившись прежде всего к избирателям женского пола, для чего был записан отдельный предвыборный ролик, в котором утверждалось, что коалиция во главе с Б.Нетаньяху запретит в случае прихода к власти аборты.

Деятельность правительства

В правительстве в октябре также широкое обсуждение получил вопрос заключения соглашения с Ливаном о разграничении исключительных экономических зон, что может быть связано со стремлением Я.Лапида подчеркнуть легитимность участия Израиля в переговорном процессе, несмотря на переходный статус действовавшего кабмина и подготовку к досрочному голосованию, что пыталась оспорить парламентская оппозиция. В результате 12 октября договоренности с Ливаном получили предварительное одобрение военно-политического кабинета и правительства, а 27 октября министры окончательно утвердили соглашение, в результате Я.Лапид  констатировал «редкий консенсус в истеблишменте» относительно значимости его подписания.

Помимо этого в начале месяца министр финансов А.Либерман и министр алии и интеграции П.Тамано-Шата представили инициативу по выделению дополнительных 90 млн шекелей на прием новых репатриантов из Украины и России. 23 октября кабинет министров одобрил предложение Б.Ганца о назначении новым главой Генерального штаба ЦАХАЛ генерал-майора Г.Халеви.

В октябре была утверждена новая климатическая стратегия, что стало элементом подготовки Израиля к ноябрьской Климатической конференции ООН в Шарм эш-Шейхе. В соответствии с ней, до конца 2023 г. все израильские министерства должны разработать и представить собственные планы, отражающие готовность к различным сценариям климатических изменений и вклад в борьбу с ними. В частности, предполагается, что государство должно адаптироваться к повышению уровня моря, увеличить лесные массивы и городские зеленые насаждения, пересмотреть перечень выращиваемых сельскохозяйственных культур из-за роста средней температуры воздуха. При этом не исключаются обратные сценарии с экстремальными холодами и снежными бурями. Осуществлением межведомственной координации поручено заниматься Совету национальной безопасности.

Банк Израиля повысил в начале месяца ключевую ставку на 0,75 процентных пунктов до уровня 2,75. Свое решение регулятор объяснил темпами инфляции, которые обогнали ранее установленный максимум, достигнув 4,6%. Самым быстрым оказался рост цен на жилье составивший в текущем году почти 18 %. Также нестабильной в последние месяцы была ситуация на валютном рынке, где шекель упал на 6,2% к евро и на 8% к доллару. Вместе с тем, по оценкам Банка Израиля, страна по целевым показателям приближается к доковидному уровню, демонстрируя высокую занятость и экономическую активность. Кризисные явления в экономике специалисты связали преимущественно ситуацией в мире, которая отражается на всех игроках.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Мы очень близки к победе, но нам еще нужно забить гол в сетку», — сказал 30 октября в интервью 14-му каналу Б.Нетаньяху. Днем позже уже на Армейском радио лидер Ликуда отметил, что с соглашением между Израилем и Ливаном по морской границе «будет вести себя также, как и с соглашениями Осло», которые «не были отменены, а были нейтрализованы». Политик также сообщил, что И.Бен-Гвир «не дисквалифицирован» и по-прежнему может претендовать на пост министра общественной безопасности, хотя «есть еще много кандидатов». В дополнение к этому Б.Нетаньяху пообещал «сохранить статус-кво на Храмовой горе» несмотря на давление потенциальных союзников по коалиции, тем самым описав контуры своей активности в случае возвращения его партии к власти.

52.26MB | MySQL:103 | 0,451sec