О перспективах поставок иранских БПЛА в Россию: военно-политические и военно-технические аспекты

В западных СМИ пишут, что наряду с беспилотными летательными аппаратами  (БПЛА) различных типов и баллистическими ракетами ВС РФ также могут в ближайшее время получить иранские барражирующие боеприпасы Arash-2  и Meraj-521[i]. Согласно информации СМИ, Arash-2  является относительно новой иранской разработкой. В сравнении с Shahed-136 у них более мощная боеголовка, а заявленная дальность полета доходит до 1700 км. Беспилотник является дальнобойным высокоточным оружием с возможностью запуска как с наземных, так и морских платформ. В более новые модели установлены инфракрасные или оптические головки самонаведения. Это позволяет дрону оставаться в заданном районе для поиска и уничтожения цели. На учениях Армии Ирана Arash-2  эффективно использовали в качестве противорадиолокационного боеприпаса, что будет актуально для подавления украинских средств ПВО.

В отношении БПЛА Meraj-521 известно, что это новейший образец малогабаритного БПЛА, предназначенного для поражения личного состава и легкой техники. Впервые его испытали силы быстрого реагирования Ирана во время недавних учений у границ с Азербайджаном. Дрон является аналогом американского Switchblade 300. Его запуск производится минометным способом с пневматической катапульты. Небольшая масса и габариты позволяют переносить беспилотник в рюкзаке. Дальность полета составляет 5 кг, автономность – 15 мин.

Пока никакого реального подтверждения отправки в Россию Arash-2  и Meraj-521 не было. Однако это будет выглядеть логичным на фоне расширения номенклатуры поставок иранского вооружения ВС РФ. Более того, обе стороны заинтересованы в подобном сотрудничестве: российская армия повышает свои боевые возможности, а Исламская Республика получает идеальный испытательный полигон для подтверждения характеристик своих ракет и БПЛА в условиях противодействия оружия западного производства.

Более того, импорт иранских беспилотников вполне может стать основным путем восполнения российского боекомплекта БПЛА. Известно, что использование Ираном БПЛА в различных боевых операциях в Сирии, Ираке, Йемене в последние годы продемонстрировало быстрое развитие военных возможностей этой страны, которые представляют вполне реальную тактическую угрозу доминированию США и их региональных союзников на Ближнем Востоке[ii].

БПЛА ВВС США RQ-170 Sentinel совершал регулярные разведывательные полеты над западной частью Афганистана и нередко безнаказанно заходил на территорию соседнего Ирана. Но во время полета 5 декабря 2011 года оператор потерял связь с аппаратом, местонахождение и участь которого в течение некоторого времени оставалась неизвестной. Через несколько дней иранское телевидение в новостных программах сообщило о том, что американский БПЛА в исправном состоянии был захвачен иранскими Вооруженными Силами (ВС). Иранским техническим специалистам и военным удалось приземлить этот БПЛА, действуя, видимо, по следующему алгоритму. В работе автопилота RQ-170 Sentinel с целью навигации использовался сигнал глобальной системы позиционирования GPS, которая имела два уровня. Первый – открытый (общего пользования) и второй – закрытый для военных целей. Данные, передаваемые на первом уровне, не шифровались. Данные, передаваемые на втором уровне, шифровались при помощи крипто алгоритмов. Иранским специалистам удалось заглушить частоту, используемую на втором уровне для передачи сигналов БПЛА. В этом случае GPS-приемник RQ-170 Sentinel в автоматическом режиме перешел на аварийный и поэтому общедоступный сигнал, который иранцам удалось подменить. По команде иранских специалистов БПЛА совершил посадку на иранской территории, получив незначительные повреждения корпуса и шасси.

Программа создания и производства военных БПЛА является для Ирана важным компонентом его постоянно растущего влияния на Ближнем Востоке. Поэтому новейший американский БПЛА RQ-170 Sentinel был взят за основу при разработке и производстве нескольких модификаций моделей иранских дронов семейства Shahed. В настоящее время в Иране создано семейство БПЛА  состоящее не менее чем из трех моделей, две из которых имеют по две версии (итого пять версий) аналогов БПЛА RQ-170 Sentinel. Прежде всего, модели семейства отличаются друг от друга габаритными размерами, которые составляют 45%, 65% и 100% от размеров их прототипа[iii].

Планеры у обеих версий дрона Shahed, что вполне естественно для уменьшенных копий БПЛА RQ-170 Sentinel, типа «летающее крыло». Они выполнены из композитных материалов, что обеспечивает их малую заметность для радиолокационных станций противника. О том, что на них наносится радиопоглощающее покрытие, сведений нет. Планеры Shahed-161 и Shahed-141 имеют некоторые конструктивные отличия, которые связаны с тем, что на них устанавливаются различные типы двигателей.

Боекомплект обеих версий БПЛА семейства Shahed составляет до двух корректируемых авиационных бомб (КАБ) Sadid-345 либо противотанковых управляемых  ракет Sadid-1 на подвеске под корпусом. КАБ Sadid-345 является высокоточным оружием (ВТО) и отличается небольшой массой всего 34 кг (против 250 кг у самой маленькой российской КАБ-250). Она имеет длину 1,69 м при диаметре 152 мм, а дальность действия  до 6 км. С целью облегчения бомбы в ее конструкции применены композиционные материалы. Sadid-345 может быть оснащена инфракрасной или лазерной головкой самонаведения с круговым вероятным отклонением (КВО) у каждой равным 2,5 м.

В ходе сирийских войсковых испытаний беспилотников Корпус стражей исламской революции (КСИР) в реальных боевых условиях отработал технологию проведения групповых операций с БПЛА (так называемая система Swarm, позволяющая управлять «роем» роботизированных технических устройств, являющихся боевыми единицами). Эти БПЛА успешно испытаны в Сирии и хорошо там себя зарекомендовали в борьбе против международных террористов.

Некоторые военные эксперты, прежде всего американские, в своих публикациях пытаются принизить уровень развития иранской беспилотной авиации. Но, исходя из принципа объективности, следует отметить, что практически все модели иранских БПЛА военного назначения применялись либо применяются в условиях реальных вооруженных конфликтов в Сирии, Йемене и некоторых других странах и регионах. Иранскими военнослужащими накоплен огромный опыт их боевого применения, который всегда учитывается конструкторами и инженерами при разработке новых или доработке уже выпускаемых промышленностью образцов БПЛА. Примечательно, что уже в октябре 2016 года БПЛА семейства Shahed использовались в боевых действиях на востоке Сирии против отрядов ИГ (запрещена в РФ)[iv].

В начале февраля 2018 года ПВО Израиля не смогли сбить иранский беспилотник Shahed-171, проникший из Сирии на израильскую территорию. БПЛА смогли уничтожить только лишь израильские ударные вертолеты. Данная история свидетельствует о той высокой обеспокоенности, которую вызывают любые вопросы, связанные с иранскими БПЛА, у израильского государственного и военного руководства.

В заключение отметим, что Сирия стала испытательным полигоном для иранских БПЛА. Это позволило иранским конструкторам, инженерам и военным существенно повысить их боевую эффективность. Данное обстоятельство явно не обрадовало США – активного организатора и спонсора гибридной войны в Сирии[v]. Полагаем, что уже в ближайшей перспективе применение иранских дронов на Украинском ТВД позволит командованию ВС Ирана извлечь необходимые уроки из их боевого применения для дальнейшего совершенствования их дальнейшего производства.

[i] https://edition.cnn.com/2022/11/01/politics/iran-missiles-russia/index.html

[ii] https://www.eurotopics.net/tr/290163/iran-in-insansiz-hava-araclari-ukrayna-da

[iii] https://www.indyturk.com/node/554061/d%C3%BCnya/i%CC%87ran%C4%B1n-kamikaze-i%CC%87halar%C4%B1-ukrayna-birliklerine-ciddi-hasar-verdi

[iv] https://www.milliyet.com.tr/dunya/kralice-ii-elizabeth-olmeden-once-tom-cruisela-arkadas-olmus-6852945

[v] БПЛА Shahed-136 можно увидеть даже на демонстрациях. В Иране На днях в городах по всему Ирану по призыву властей прошли массовые демонстрации по случаю дня борьбы с мировым империализмом.  В этот день 13 абана 1358 г. по персидскому календарю (4 ноября 1979 года) революционные студенты захватили в Тегеране посольство США (шпионское гнездо, как его обычное именуют). Обратим внимание, что в этот раз некоторые демонстранты несли изображения дронов-камикадзе Shahed-136.

52.24MB | MySQL:103 | 0,558sec