О последствиях поставок Ираном БПЛА в Россию

Иранский официоз в перспективе может пойти на более широкие нарушения своей тактики публичного отрицания в том, что касается ситуации вокруг Украины. На такие выводы наталкивают высказывания Н.Изади, последнего посла Исламской Республики в СССР и ее первого посла в России. Бывший дипломат допустил, что недавние откровения главы МИД Хосейна Амира Абдоллахиана о передаче России «небольшого количества беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) за несколько месяцев до старта конфликта» в Украине, отразили межведомственную рассинхронизацию в Иране. МИД не был оповещен о делах аппарата безопасности, предполагает Н.Изади. Причем проблема оказалась шире качества коммуникации только между дипломатами и военными (что в общем обычно не только для Ирана, но и других стран включая РФ).

Это показывает как минимум внутриэлитные разногласия, которые давали о себе знать в эти месяцы, например, на саудовском треке. Так, если командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) генерал-лейтенант Х.Салами «пикировался» с Эр-Риядом, обвиняя его почти во всем, что происходило вокруг протестов, и даже возложил на него – и ряд прочих стран – ответственность за теракт в мавзолее в Ширазе, то канцелярия верховного лидера (рахбара) Али Хаменеи показал резкую противоположность: советник рахбара по международным делам А.Велаяти заявил, что иранцы – «соседи Саудовской Аравии и должны [уметь] сосуществовать». Нетрудно предположить, что такие дискурсивные колебания имеют шансы на расширение масштаба, особенно на фоне роста общественного давления в Иране.

Выступление Х.Абдоллахиана уже открыло для общественного мнения удобный угол атаки на правительство. Газета «Джамхури эслами» выступила с критикой его действий в Украине, указав на необходимость наложить ограничения на экспорт боевых беспилотников и сбалансировать контакты с Киевом. В публикации отчетливо прослеживается разочарование по поводу того, что Иран с первых дней не осудил российскую военную операцию на Украине и не стал действовать как посредник. Как кажется, иранским властям ставят в укор упущенный шанс пойти по ролевой модели турецкой дипломатии, успевшей зарезервировать себе в ситуации особое место.

Судя по публикациям, в Иране разгорелся внутренний конфликт по поводу поставок в Россию БПЛА для применения в боевых действиях  на Украине. Об этом пишет британская газета Guardian, ссылаясь на слова редактора консерватиной газеты «Джомхури эслами» М.Мохаджери[i]. В комментарии на первой полосе газеты М.Мохаджери подчеркнул три шага, которые правительство должно было сделать:

– посоветовать стороне, развязавшей войну, то есть России, соблюдать международные правила. запрещающих посягательство на территорию других стран;

– заявить России в начале войны, что она не имеет права использовать в Украине БПЛА, которые предоставил Иран;

– поддерживать более тесные отношения с «захваченной страной»[ii].

Британское издание Sky News со ссылкой на некий источник в иранских органах безопасности отмечает, что якобы первая партия БПЛА, приобретенная Россией у Ирана в августе 2022 г. состояла из 6 разведывательно-ударных БПЛА Mohajer-6, 60 дронов-камикадзе Shahed-131 и 100 дронов-камикадзе Shahed-136, за что было заплачено 140 млн евро наличными. Кроме издание пишет, что Ирану были переданы образцы ПТРК Javelin, NLAW и ПЗРК Stinger, как там считают для изучения. Тот же источник предоставил спутниковые снимки, где, как заявляется, сфотографированы российские Ил-76 в аэропорту Мехрабад в Тегеране ночью 20 августа[iii]. От себя добавим, что без учета средств объективного контроля достоверность всего вышеперечисленного проверить невозможно.

США также изучают возможность применения новых санкций против России и Ирана в связи с их военно-техническим сотрудничеством. Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Дж.Кирби 08 ноября заявил, что администрация Дж.Байдена будет искать способы затруднить Тегерану продажу такого оружия России, добавив, что на данный момент она больше не сосредоточена на дипломатии и ядерных переговорах с Ираном. В свою очередь, 8 ноября Великобритания вслед за ЕС ввела санкции против Ирана за поставки дронов России. Под удар попали три генерала (начальник штаба ВС М.Багери, командующий Аэрокосмического корпуса КСИР С.Агаджани и ответственный за логистику в иранском Минобороны Х.Гореиши) и производитель дронов-камикадзе, компания Shahed Aviation. Европейскому бизнесу запрещено поддерживать любые отношения с фигурантами черного списка ЕС, физическим лицам запрещен въезд на территорию ЕС, а их финансовые средства в европейских банках подлежат заморозке. После указанных событий бывший командующий КСИР и главный военный помощник рахбара генерал-майор Я.Сафави заявил, что «страны выстроились в очередь за иранскими беспилотниками». Он, якобы, уже насчитал 22 страны-кандидата, среди которых Армения, Таджикистан, Сербия, Алжир, Венесуэла.

В заключение хотелось бы отметить, что Белый дом подозревает, что Москва и Тегеран пошли также и на укрепление контактов по линии силовых структур, не ограничившись сотрудничеством в области поставок  БПЛА. В частности, согласно высказанным администрацией Дж.Байдена опасениям, российская сторона «может консультировать Иран в вопросе передовых методов регулирования протестов, опираясь на обширный опыт подавления». Вопрос только в том, насколько российский опыт релевантен масштабу и специфике иранских протестных акций.

[i] https://www.theguardian.com/world/2022/nov/07/row-brews-in-iran-over-use-of-its-drones-in-ukraine-war-by-russia

[ii] В то же время неофициальный советник иранской переговорной группы по будущему ядерной сделки с Ираном С.Маранди, тем не менее, продемонстрировал оппозицию Украине. Он раскритиковал украинского президента В.Зеленского за отправку поздравлений новому правительству Израиля.

[iii] https://news.sky.com/story/russia-gave-eur140m-and-captured-western-weapons-to-iran-in-return-for-deadly-drones-source-claims-12741742

52.23MB | MySQL:103 | 0,385sec