Европейские эксперты о перспективах замещения поставок в Европу российского газа на алжирский

В ноябре с. г. IFIMES (Международный институт ближневосточных и балканских исследований из Любляны, Словения, имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС)/ООН с 2018 года) выпустила доклад в отношении перспектив замещения российского газа на алжирский на европейском рынке. В нем констатируется, что геостратегическая напряженность в отношениях между Россией и европейскими государствами после специальной военной операции на Украине, начатой президентом России Владимиром Путиным 24 февраля 2022 года, поставила Европу перед необходимостью принимать сложные и деликатные решения относительно поставок энергоносителей, таких как нефть и природный газ. Проблема стала актуальной после того, как западные страны ввели санкции против российского энергетического сектора. Европа по факту оказалась в ловушке между ограниченными внутренними энергетическими ресурсами и зависимостью от импорта. После введения санкций в отношении российского энергетического сектора страны ЕС изо всех сил пытаются найти альтернативные источники энергии, чтобы снизить энергетическую зависимость от России.

Как пишут авторы доклада, взаимозависимость России и европейских государств в области энергоснабжения проистекает из того факта, что до украинского кризиса ЕС был одним из основных экономических и торговых партнеров Российской Федерации. А именно, на него приходится около 50% российской внешней торговли, а энергоснабжение является основной и наиболее важной осью отношений между двумя сторонами. ЕС импортирует 90% своего потребления природного газа, при этом Россия обеспечивает более 40% общего потребления природного газа в ЕС. На Россию также приходится 27% импорта нефти и 46% импорта угля. Кроме того, около 168 300 километров сети газопроводов на европейском континенте зависят от российского газа. С другой стороны, Россия зависела от европейского энергетического рынка, поскольку более 80% добычи нефти и природного газа в России направлялось на европейский рынок. Кроме того, Россия импортировала из ЕС более половины технологических товаров, необходимых для ее нефтяной и газовой промышленности.

В контексте приверженности ЕС диверсификации поставок энергоносителей и попыток «освободиться» от российских энергоносителей, он переключил свое внимание на Катар, надеясь найти быстрые решения для европейского рынка, после того, как страна объявила об увеличении производства сжиженного природного газа с 77 млн тонн в год до 126 млн тонн к 2026 году. Катарский газ не может быть альтернативой российскому газу по ряду важных причин, в том числе из-за отсутствия сети газопроводов от катарских заводов до европейских сетей газопроводов (Турция). Катар уведомил ЕС, что он связан долгосрочными контрактами, которые действовали в течение последних трех десятилетий с азиатскими государствами, и теоретически может экспортировать только 10-20% своей продукции в Европу. Такие решения являются краткосрочными и не могут быть устойчивыми, учитывая относительно высокие затраты на транспортировку сжиженного природного газа судами, которые требуют специальных установок для его преобразования из жидкого состояния в газ перед его использованием.

После провала попыток заменить российский газ альтернативными производителями, такими как Катар, США и Азербайджан, ЕС обратился к Алжиру как к одному из крупнейших экспортеров природного газа в мире, а также из-за его географической близости к Европе. Но Алжир может стать одной из альтернатив российскому газу только в долгосрочной перспективе, поскольку он фактически не сможет заменить поставки российского газа в Европу из-за огромной разницы в добыче двух стран и пропускной способности алжирских газопроводов в Европу, которые составляют около 32 млрд куб. м, по сравнению с 300 млрд куб. м которые Россия поставляла в Европу ежегодно до введения санкций.

Алжирский природный газ: может ли он стать альтернативой российскому природному газу в Европе?

До начала росcийской военной операции на Украине Алжир поставлял в ЕС около 13% необходимого природного газа, в то время как Россия поставляла около 47%. В контексте усилий ЕС по «отказу» от российского природного газа Алжир выступает в роли «спасителя» европейского континента, поскольку он занимает 11-е место в глобальном списке стран по доказанным запасам природного газа и третье место в списке стран по запасам сланцевого газа, сразу после Китая и Аргентины. Алжир может стать альтернативой российскому газу, поскольку он поставляет газ в Европу по Транс-средиземноморскому трубопроводу (TransMed) и газовозами. В настоящее время Алжир является вторым по величине поставщиком газа в Италию сразу после России. Алжир также экспортирует газ в Испанию по двум газопроводам. В частности, газопровод Магриб–Европа (MEG), который проходит через Марокко, и трубопровод Медгаз, который представляет собой подводный газопровод между Алжиром и Испанией. Франция и Португалия снабжаются алжирским газом через Испанию. Алжир может использовать вновь возникшие обстоятельства для поставок газа в Европу и получения огромных дополнительных доходов в государственный бюджет, который в предыдущий период был дефицитным. В Алжире энергетический сектор находится в центре внимания широкого спектра официальных и академических интересов, направленных на создание сильной энергетической отрасли, что способствовало бы инвестициям в этот сектор. В начале апреля 2022 года президент Алжира Абдельмаджид Теббун подписал президентский указ о создании Высшего энергетического совета, которому поручено развитие энергетического сектора, финансы, энергетический переход, возобновляемые источники энергии и научные исследования. Совет возглавляет президент Алжира. В состав Совета входят премьер-министр, министр энергетики, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр финансов, министр перехода на энергетику и возобновляемых источников энергии и министр научных исследований. Объявление о создании Высшего энергетического совета было сделано во время особых геополитических обстоятельств на глобальном уровне, то есть в сложный период, учитывая проблемы, с которыми сталкивается алжирский энергетический сектор, в частности, поскольку инфраструктура и производственные мощности все еще далеки от амбиций и возможностей.

За последний период большое количество европейских лидеров и официальных лиц посетили Алжир. Президент Франции Эммануэль Макрон прибыл в Алжир 25 августа 2022 года с трехдневным официальным визитом. Визит состоялся после серьезного кризиса в отношениях двух стран, который был охарактеризован как беспрецедентный по своим масштабам. После визита Макрона  французские СМИ сообщили, что Алжир намерен увеличить поставки природного газа во Францию, но не раскрыли подробностей о дополнительных объемах. Во время визита президент Макрон приветствовал соглашение, заключенное при посредничестве Алжира и Италии относительно поставок дополнительных объемов природного газа. Кульминацией визита стала «Алжирская декларация о возобновленном партнерстве», которая отражает желание двух стран «открыть новую эру в отношениях» и принять «конкретный и конструктивный подход, ориентированный на будущие проекты и молодежь». Важно напомнить, что отношения между Францией и Алжиром ранее ухудшились, особенно после заявления президента Франции Эммануэля Макрона от октября 2021 года, в котором он спросил: «Была ли алжирская нация до французской колонизации?». Тем не менее, отношения с Алжиром стали важными для Франции в одночасье, потому что российская специальная военная операция на Украине привела к увеличению спроса Европы на природный газ из Северной Африки, а также из-за увеличения миграции через Средиземное море. 5 сентября 2022 года президент Европейского совета Шарль Мишель неожиданно посетил Алжир и встретился с президентом А.Теббуном и рядом официальных лиц. После встречи с президентом Теббуном Мишель заявил: «Учитывая международные обстоятельства, о которых мы все знаем, энергетическое сотрудничество, очевидно, имеет важное значение, и мы рассматриваем Алжир как надежного, лояльного и преданного партнера в области энергетического сотрудничества». Мишель добавил, что его встреча с президентом Алжира «была чрезвычайно плодотворной и дальновидной … обе стороны разделяют одни и те же амбиции — придать новый импульс качеству отношений между Алжиром и Европейским союзом». Европейский чиновник также сослался на требование пересмотреть Соглашение об ассоциации, подписанное с Алжиром (которое вступило в силу в 2005 году), чтобы оно отвечало общим интересам обеих сторон. В этом контексте стоит напомнить о противоречивом и расистском заявлении  Жозепа Борреля к будущим дипломатам на открытии Европейской дипломатической академии в Брюгге в октябре 2022 года, в котором он сказал: «Да, Европа — это сад. Мы построили сад … Большая часть остального мира — это джунгли, и джунгли могут вторгнуться в сад». Он также сказал, что вместо того, чтобы строить стены, дипломатам следует «уйти в джунгли».

Алжирские официальные лица и эксперты уже много лет призывают к пересмотру соглашения о партнерстве с ЕС, которое нанесло огромный ущерб экономике Алжира, который не в состоянии конкурировать со своими европейскими партнерами. Алжир подписал соглашение с ЕС о торговом партнерстве в 2002 году, и оно вступило в силу 1 сентября 2005 года. Соглашение предусматривало постепенную отмену таможенных пошлин на товары и услуги с обеих сторон. Однако алжирские компании не смогли конкурировать со своими европейскими коллегами, поскольку экономика Алжира в первую очередь зависит от экспорта энергоносителей. По неофициальным данным, с 2005 года Алжир понес убытки на сумму около 30 млрд долларов, в основном в результате отмены таможенных пошлин и перемещения товаров и услуг в одном направлении, в частности, из ЕС в Алжир. В октябре 2021 года президент Алжира А.Теббун поручил правительству пересмотреть соглашение. 9 октября 2022 года премьер-министр Франции Элизабет Борн прибыла в Алжир с двухдневным визитом. Ее сопровождали 16 министров. В ходе визита правительства двух стран провели пятое заседание Межправительственного комитета высокого уровня (CIHN), первое с 2017 года. 10 октября 2022 года министр энергетики Алжира Мухаммед Аркаб и еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон открыли в Алжире четвертый ежегодный энергетический диалог высокого уровня между Алжиром и ЕС, первый с 2016 года. Затем, с 11 по 12 октября 2022 года, был организован второй энергетический бизнес-форум Алжир-ЕС. В последнее время также было несколько визитов итальянских официальных лиц в Алжир. Кульминацией визитов стало подписание нескольких соглашений, наиболее важным из которых является соглашение на девять миллиардов долларов о поставках Италии дополнительных объемов природного газа. Министр иностранных дел Италии Луиджи ди Майо посетил Алжир 28 февраля 2022 года. Затем премьер-министр Италии Марио Драги посетил Алжир 11 апреля 2022 года и договорился о поставках дополнительных объемов природного газа. Марио Драги вернулся в Алжир с очередным визитом 18 июля 2022 года для участия в 4-ом двустороннем саммите двух стран, результатом которого стало соглашение о дополнительных объемах природного газа в обмен на итальянские инвестиции в сельское хозяйство и промышленность. Во время визита он также объявил о крупных инвестициях итальянской Eni, французской Total и американской Oxy-Occidental Petroleum Corporation в разработку нефтяных и газовых месторождений на юго-востоке Алжира на сумму 4 млрд долларов. 8 ноября Eni объявила о запуске нефтяного месторождения HDLE / HDLS на концессии Землет–эль-Арби в бассейне Беркин-Норт, на берегу Алжира, всего через шесть месяцев после его открытия в марте. HDLE / HDLS в настоящее время добывает 10 000 баррелей нефти в день. Увеличение добычи будет достигнуто за счет плана ускоренной разработки, который предусматривает бурение новых скважин в 2023 году. Это достижение, достигнутое в партнерстве с алжирской Sonatrach и в сотрудничестве с местными властями, стало возможным благодаря уникальной бизнес–модели Eni по добыче, основанной на распараллеливании проектной деятельности.

Ускоренное развитие HDLE / HDLS, в дополнение к недавнему запуску Berkine South, будет способствовать увеличению  производства в Алжире на 120 000 баррелей в сутки в 2023 году, укрепляя роль Eni как основной международной энергетической компании, работающей в стране.

Отношения между Алжиром и ЕС остаются сбалансированными, несмотря на кризисы, которые происходили в определенные периоды. Нет сомнений в том, что боевые действия на Украине и общие интересы двух сторон способствовали возобновлению их сотрудничества, несмотря на разногласия относительно альянса между Алжиром и Россией и проблемы прав человека в Алжире. Алжир как крупнейшая африканская и арабская страна с общей площадью 2 381 000 кв. км, населением 44 млн человек и береговой линией на Средиземном море протяженностью 1 622 км имеет важное значение для евро-средиземноморского сотрудничества на всех уровнях. Около двух третей алжирского экспорта приходится на ЕС, что делает ЕС основным торговым партнером Алжира. В 2020 году двусторонний товарооборот достиг уровня 24,9 млрд евро. В контексте новой европейской экономической политики аналитики считают, что до сих пор алжирская экономика не получила никакой выгоды от соглашения об ассоциации с ЕС. Алжир должен инициировать процесс пересмотра соглашения и добиваться больших выгод для своей экономики и, в частности, для производственных секторов. Глобальный энергетический кризис — и особенно нехватка природного газа — это историческая возможность для Алжира. Принимая во внимание текущие международные обстоятельства, экономика Алжира может получить значительные выгоды от прямых европейских инвестиций в нефтяной сектор и возобновляемые источники энергии (солнечная энергия). Учитывая его географическое положение, Алжир обладает одним из крупнейших месторождений солнечной энергии в мире. Время инсоляции почти превышает 2000 часов в год и может достигать даже 3900 часов, особенно в горной местности и пустыне. Аналитики считают, что алжирскому правительству следует ускорить необходимые экономические реформы и модернизировать свое законодательство, чтобы быть готовым к притоку объявленных иностранных инвестиций. К числу срочно необходимых реформ относятся, в частности, улучшение делового климата в стране и реальное применение закона об инвестициях, устранение административных барьеров и повышение эффективности банковской системы.

52.28MB | MySQL:103 | 0,447sec