Военно-политические аспекты сближения России и Ирана

США исключили восстановление ядерной сделки с Ираном из своей повестки, заявил спецпредставитель Р.Малли[i]. Из администрации Дж.Байдена просачивается информация о том, что США не верят в успех переговоров по ядерной сделке. Президент Дж.Байден готов использовать как крайнюю меру военные средства, чтобы предотвратить приобретение Ираном ядерного оружия. Кроме ядерной программы, беспокойство американцев вызывает сотрудничество Тегерана с Пекином и Москвой. Изменить ситуацию в свою пользу США могут только путем свержения существующей власти, для чего и разжигают протесты в Иране. Так, Дж.Байден заявил, что иранцы скоро освободят себя. Подобное заявление выглядит  не просто провокационным, но, учитывая опыт США в организации цветных революций – программным. Иранский президент Э.Раиси уже ответил, что Иран был освобожден 43 года назад в ходе Исламской революции. Однако полагаться только на внутренние протесты со стопроцентной гарантией Белый дом не может: несмотря на недовольство населения положение иранских властей достаточно прочное. Поэтому иранскому протесту надо «помочь» извне.

В Киеве заявляют, что можно нанести удар по предприятиям в Иране, которые производят БПЛА и другое вооружение. Конечно, любые заявления украинских властей не способны ничего изменить в политике Вашингтона, однако в данном случае они не далеки от реальности: США, похоже, готовят большую войну на Ближнем Востоке.

Согласно «утечкам» из Белого дома, Иран готовит нападение на Саудовскую Аравию, и Эр-Рияд, якобы, просит США о помощи. Кому нужна эта война? Тегеран явно не собирается воевать: в последнее время ИРИ значительно укрепила свои позиции на Ближнем Востоке, и рисковать ими ей сейчас не с руки. Кроме того, учитывая протесты иранской оппозиции, сейчас не самое удобное время, чтобы выяснять ирано-саудовские отношения. Эр-Рияд по собственной инициативе тоже не желает начать войну: участие в гражданской войне в Йемене показало, что саудовская армия не готова к масштабным операциям, особенно против такого противника как Иран. Кроме того, саудовцы готовятся к масштабной и долгосрочной перестройке саудовской экономики, инвестфонды страны вынашивают серьезные проекты, а война грозит колоссальными убытками и ставит крест на снижении зависимости от нефти.

Представляется, что главными бенефициарами будущей войны являются США и Израиль. Но на Ближнем Востоке важно «правильно начать» войну. Проще всего Израилю нанести удар по ИРИ, но тогда симпатии арабских государств будут на стороне Ирана. Значит необходимо организовать нападение Ирана на арабскую страну.

Во-первых, арабов атакуют цивилизационно чуждые им иранцы, что усилит антииранские настроения.

Во-вторых, суннитов атакуют шииты, что может привлечь к сотрудничеству не только арабов, но и Турцию, и государства ОТГ. В этом случае Израиль просто вмешивается, помогая арабам.

США могут вообще действовать закулисно, нанося чувствительный удар по интересам России и Китая. Для подобного сценария Саудовская Аравия подходит идеально: арабское государство, суннитское население, старый противник Ирана. Именно в связи с затянувшейся войной на Украине США могут атаковать Иран, рассчитывая, что у России не будет сил оказать содействие Ирану. Момент действительно более чем удобный для США: прекращаются поставки дронов из Ирана, ставится крест на идее МТК «Север-Юг» через Иран, организованный хаос в виде новых террористических государств выливается в Центральную Азию; создается почва для нестабильности внутри России в среде тюркских народов.

Россия и Исламская Республика Иран планируют отказаться от таможенных пошлин в торговле, российские компании и инвесторы подписали соглашения на разработку нефтяных и газовых месторождений в Иране на 4,5 млрд долл. Министр нефти Ирана Дж.Оуджи заявил, что Тегеран и Москва находятся сейчас в «золотом периоде развития». Готовится договор о зоне свободной торговли Ирана и ЕАЭС, что важно не только в контексте двусторонних отношений, но и положительно скажется на взаимодействие России, Ирана и Китая.

РФ и Иран подтвердили готовность развивать сотрудничество в области совместного строительства крупнотоннажного флота на иранских верфях и грузового – на российских, Москва рассматривает возможности инвестирования в иранские морские порты. Компании из России и Ирана уже сотрудничают в совместных проектах в области машино-, автомобиле-, авиастроения.

Развивается военно-техническое сотрудничество: по всей видимости, не без помощи России Иран разработал системы радиоэлектронной борьбы сверхдальнего радиуса действия, которые могут быть сравнимы с российскими «Красухами». ИРИ надеется на содействие РФ в области безопасности: не исключены поставки системы ПВО С-400, а также модернизации уже поставленных радаров, предоставление иранцам спутниковой развединформации и модернизации баллистических ракет с целью увеличения их радиуса действия. Не исключена также поставки Тегерану самолетов Су-35 и технологии их производства. По словам французского политолога специалиста по Ирану К.Терме, в Тегеране «Россия воспринимается как гарант выживания режима».

Страны сближает и их общая позиция по Сирии и поддержка режима Б.Асада. Кроме того, для Ирана имеет большое значение присутствие в Сирии российских войск, что ограничивает возможности Израиля по применению силы против иранцев на сирийской территории. Сотрудничество с Россией воспринимается и как противовес турецко-израильскому военному сотрудничеству, направленному в первую очередь против Ирана.

Российско-иранское сближение представляет собой серьезную проблему для Запада. США ввели новые санкции и заявляют, что возобновление переговоров по ядерной программе больше не предвидится. В условиях такого сближения встает вопрос вооружения Ирана средствами ПВО и даже размещения на его территории российских военных баз со средствами ПВО по аналогии с тем, как это делают те же США в Саудовской Аравии, защищая нефтедобычу.

В заключение отметим, что России необходимо всеми средствами не допустить разгрома Ирана. Необходимо осуществлять поставки самых современных систем вооружений, в первую очередь передовых комплексов ПВО и противоракетных систем. В итоге, военный союз России и Ирана станет не только геополитической, но и реальной альтернативой западному глобалистскому проекту.

[i] https://www.axios.com/2022/10/31/iran-nuclear-deal-talks-biden

62.82MB | MySQL:102 | 0,643sec