О некоторых аспектах военно-технического сотрудничества Турецкой Республики с иностранными государствами

         Турция и Украина

Как отмечают обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий, военно-политическое руководство Турецкой Республики приняло согласованное решение о сокращении военной помощи официальному Киеву по нескольким причинам.

Достоверно известно, что высокопоставленные чиновники официального Киева неоднократно нелицеприятно высказывались в отношении качества и возможностях вооружений и военной техники турецкого производства, поставки которой на основании кредитных обязательств зависят от коррупционных договоренностей с представителями турецких компаний, а именно «Байкар-Макина» — является поставщиком разведывательно-ударных БПЛА «Байрактар ТВ2». По словам некоторых украинских чиновников, указанные БПЛА это просто раскрученный рекламой продукт, который не является эффективным средством вооруженной борьбы в современном конфликте.

Подобные заявления были восприняты турецкой стороной крайне болезненно, поскольку покупателями упомянутого БПЛА к настоящему моменту являются ВВС более 10 государств, что позволяет предположить о получении компанией «Байкар Макина» значительной части валютной выручки именно от поставок продукции на экспорт.

В свою очередь генеральный директор компании «Байкар Макина» Халюк Байрактар принял решение о прекращении взаимодействия с украинскими подрядчиками по проекту строительства сборочного предприятия на территории Украины – официальный Киев первоначально предлагал возвести завод в Запорожском регионе. Генеральный конструктор компании — Сельчук Байрактар принял решение о прекращении выделения сменно-запасных частей для оставшихся в распоряжении ВСУ «Байрактар ТВ2». Кроме того, остановлена отгрузка боеприпасов, входящих в номенклатуру авиационных средств поражения для указанного БПЛА.

В этой связи отметим, что решением командования ВСУ снижена интенсивность вылетов рассматриваемых БПЛА, которых до начала СВО в распоряжении украинских военных находилось около 50 ед. К настоящему моменту на нескольких аэродромах ВВС Украины рассредоточено не более 15 ед. «Байрактар ТВ2»

Следует отметить, что хотя официальная Анкара поставляла и другие образцы вооружения и военной техники для нужд ВСУ, однако колесные взрывостойкие бронированные машины «Кирпи» и гусеничные бронемашины пехоты серии YPR не обеспечивают ВСУ превосходства не поле боя, поскольку являются легкими целями для расчетов ПТРК ВС РФ.

В отношении применения БПЛА «Байрактар ТВ2» турецким военным достоверно известно, что по мере организации подразделениями ПВО и РТВ ВС РФ полноценной системы обороны эффективность данных дронов понизилась до минимальных значений и в настоящее время ВСУ могут применять оставшиеся БПЛА только в качестве средства разведки и наблюдения, стараясь оставаться вне зоны действия высокомобильных ЗРК моделей «Тор» и « Бук» разных модификаций, которые в рамках СВО уничтожили большую часть «Байрактаров ТВ2».

В определенной мере сокращение поставок ВВТ из Турции на Украину связано с договоренностями между президентом РФ В.В.Путиным и президентом ТР Р.Т.Эрдоганом в октябре 2022 г., согласно которых официальная Анкара получает возможность стать ведущим поставщиком углеводородного топлива в Европу в современных условиях, что крайне выгодно турецкому руководству – прилагает значительные усилия по стабилизации экономической ситуации.

Вполне вероятно, что уменьшение объемов поставок военной продукции из Турции в Незалежную связано с достижением военно-политическим руководством ТР понимания о неэффективности вооруженной борьбы Украины с РФ. Известно, что до начала СВО Национальная разведывательная организация (MIT) Турции сосредотачивали отряды наемников из подконтрольных группировок, которые ранее воевали в Сирийской Арабской Республике, однако их уничтожение российским военными показало явные отличия боевых действий низкой эффективности в САР от  СВО на Украине.

         Турция-Пакистан-Азербайджан

Как известно, военно-техническое сотрудничество Турции, Пакистана и Азербайджана основано на активной позиции официальной Анкары, которая в рамках реализации «Великого Турана» (также известен как проект «Новая Османская Империя»). Турецкая сторона инициативно предложила Баку и Исламабаду объединить усилия в области обеспечения  военной и военно-промышленной безопасности государств, население которых исповедует общую религию, а руководства нацелены на увеличение влияния в регионе.

Согласно имеющейся информации взаимодействие оборонной промышленности трех стран построено следующим образом – конструкторы турецких компаний при финансовой поддержке Азербайджана разрабатывают некий образец ВВТ и создают сборочную линию на территории ТР, но затем для снижения себестоимости серийного выпуска переносят производство в Пакистан, поскольку большинство издержек – уровень оплаты труда, стоимость электричества и т. д. значительно ниже, чем в Турции.

К настоящему моменту известно, что линия по выпуску композитных деталей фюзеляжа БПЛА «Байрактар ТВ2» размещена именно в Пакистане.  ВВС Пакистана и Азербайджана являются покупателями данных БПЛА, которые применяют при проведении разведывательных и ударных миссий.

Кроме того, ВС Пакистана предоставляют турецким партнерам полигоны для проведения испытаний продукции в тех сложных условиях, которые не могут быть обеспечены/созданы на территории ТР – применение вооружения в условиях пустыни или высокогорья. Также, ВС Пакистана периодически предоставляют турецким партнерам доступ к китайско-пакистанским проектам в области ВВТ различного назначения.

Следует отметить, что неоднозначные результаты применения «Байрактар ТВ2» на СВО способствовали ускорению работ в компании «Байкар Макина» над своим новейшим турбовинтовым БПЛА под обозначением «Акинджи», который является самым грузоподъемным разведывательно-ударным дроном в мире и позволяет применять, как авиационные бомбы массой 500 фунтов, так и крылатые ракеты SOM.  Очевидно, что турецкая компания рассчитывает на поддержание своего статуса в секторе БПЛА международного оружейного рынка именно за счет продвижения «Акинджи».

По состоянию на конец октября 2022 г. в Турции была подготовлена первая группа специалистов БПЛА комплекса «Акинджи» (операторы, специалисты по обслуживанию электрической и механической части, специалисты по вооружению) численностью 110 человек, состоящая из военнослужащих ВВС Азербайджана и Пакистана, что указывает на предстоящую передачу этим государствам установочных партии рассматриваемого БЛА.

Представляется возможным утверждать, что после поступления этих БПЛА на вооружение ВС Азербайджана официальный Баку получит возможность наносить удары по объектам в глубине территории Армении и тем самым сможет довести свой замысел до логического завершения – «прорубить» прямой коридор в Турцию через территорию сопредельного государства без оглядки на ОДКБ.

В отношении ВВС Пакистана представляется возможным предположить, что появление «Акинджи» в воздушном пространстве над границей с Индией заставит официальный Нью-Дели отвлекать ресурсы подразделений ПВО на поиск решений по борьбе с новой угрозой, поскольку тактико-технические характеристики данного БПЛА турецкого производства значительно выше в сравнении с упомянутым  «Байрактаром ТВ2».

53.56MB | MySQL:105 | 0,722sec