О причинах повышения Турцией оборонных расходов в 2023 году

Согласно турецким бюджетным документам, расходы Турции на оборону в период 2023-2025 гг. резко возрастут и составят около 2% ВВП. Как сообщает турецкая газета Daily Sabah, проект бюджета на 2023 ф. г. предусматривает расходы на оборону в размере 1,74% ВВП (ожидается, что эта цифра в реальном выражении в итоге снизится до 1,63% ВВП в связи с высоким уровнем инфляции), а затем оборонный бюджет выйдет на уровень 2% ВВП в течение двухлетнего периода (2024-2025 гг.). Согласно бюджетным полномочиям, Турция в 2023 ф. г. выделит на оборону 268,6 млрд турецких лир (14,4 млрд долл.), 327,5 млрд турецких лир – в 2024 году и 378,1 млрд турецких лир – в 2025 году. Сумма, выделенная в 2023 ф. г. на НИОКР в расходной части бюджета составит рекордную сумму в 4,289 млрд турецких лир. В настоящее время в Турции реализуется более 760 проектов в оборонной промышленности, общий стоимостной объем которых превышает 70 млрд долл.

Представляется, что из общих расходов на оборону в 268,6 млрд турецких лир в 2023 ф. г. около 254,5 млрд турецких лир будет выделено непосредственно «на оборону». Объем финансирования по секретной статье военных расходов, не включенной в общую классификацию, составит 8,2 млрд турецких лир. Помимо этого, 4,289 млрд турецких лир будет выделено на НИОКР, 597 млн турецких лир – на «иностранную военную помощь», 1 млрд турецких лир – на «гражданскую оборону».

Издание отмечает, что последнее десятилетие было ознаменовано «интенсивными усилиями Турции по обеспечению самодостаточности в оборонной промышленности». Эта политика позволила Анкаре снизить свою зависимость в импорте продукции военного назначения с 70% до 30%. Ожидается, что уровень национального производства в оборонном секторе в ближайшей перспективе достигнет 80%.

Издание отмечает, что значительная част расходов пойдет на модернизацию авиационной отрасли страны. Так, Турция работает над созданием истребителя пятого поколения, заявил гендиректор аэрокосмической компании (TUSAŞ) Темель Котиль. В мае глава Управления оборонной промышленности Турции Исмаил Демир сообщил, что новейший турецкий истребитель совершит первый полет в 2023 году. Он утверждал, что самолет превзойдет по тактико-техническим характеристикам американский F-35. «Мы создаем национальный истребитель, истребитель пятого поколения. У американцев есть два самолета – F-22, F-35. У  России есть самолет Су-57. У Китая также есть самолет J-20. А у нас будет турецкий истребитель Milli Muharip. Это истребитель пятого поколения», – сказал Котиль.

В 2018 году США исключили Турцию из программы по совместному производству истребителей F-35 и обучению турецких пилотов. Кроме того, Вашингтон одобрил запрет на продажу Турции истребителей и ввел санкции против Управления оборонной промышленности Турции и ее главы Исмаила Демира. Причиной разногласий между странами стала сделка Анкары с Москвой по закупке российских систем С-400. Поставки компонентов российских систем стартовали летом 2019 года. США потребовали отказаться от сделки и приобрести взамен американские комплексы Patriot, однако Анкара не пошла на уступки. В сентябре прошлого года президент Турции Р.Т.Эрдоган оценил сделку с Россией словами «оно того стоило» и указал на право Анкары укреплять собственную обороноспособность по своему усмотрению.

Другим проблемным аспектом в авиастроении Турции является двигателестроение. В качестве ориентира заместитель председателя Совета директоров и руководитель технического отдела компании Kale Arge поставил следующие задачи для реализации в 2022-2023 гг.:

– испытательные работы нового твердотопливного двигателя KTJ-3700 во втором квартале 2022 года;

– KTJ-3700 при весе около 50 килограммов KTJ-3700 должен работать на высоте 10 тысяч метров, что вдвое выше, чем у двигателя KTJ-3200;

– начать серийное производство турбореактивного двигателя KTJ-3200, который будет использоваться для ракет SOM и ATMACA. В 2023 году поставить 50 двигателей. Все критические компоненты KTJ-3200 полностью разработать внутри страны;

–использовать KTJ-1750 в семействе крылатых ракет ÇAKIR, разработанных компанией Roketsan.

Представляется, что ВПК Турции продолжает успешно развиваться. Недавно в Турции прошли испытания собственной системы ПВО малого радиуса действия, способной совершать до 4000 выстрелов в минуту. Турция не только активно поставляет свои вооружения (более 30-ти ее оборонных компаний приняли участие в выставке оборонной промышленности Indo Defence Expo&Forum 2022), но и обучает иностранных военных (по соглашению с Ливией турецкие инструкторы будут обучать летчиков ливийских ВВС. Турция ранее обучала пилотов из Албании, Казахстана, Азербайджана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Иордании и Боснии).

В заключение отметим, что развивая собственное военное производство, Анкара пытается сократить свою зависимость в этой сфере от Запада. Однако насколько Турция независима от своих союзников по НАТО? К 100-летию Турецкой республики (2023 г.) перед ВПК поставлена задача обеспечить потребности турецких ВС на 75%. Но зависимость от Запада, в том числе в области современных наступательных вооружений – высока. Турция тесно сотрудничает с британскими компаниями в таких проектах как истребитель пятого поколения TF-X и HÜRJET. Двигатель для TAI TF-X планируется производить совместно с британской компанией Rolls-Royce. Оптику для турецких БПЛА поставляет Канада. В области противоракетной обороны Турция тесно сотрудничает с Францией и Италией. Не говоря уже о замороженном пока для Турции участии в создании американского истребителя F-35. Самое главное – турецкая промышленность критически зависит от импорта западных технологий.

52.19MB | MySQL:103 | 0,472sec