Дальнейший опрос свидетелей в Следственном комитете Бундестага по Афганистану: выяснение обстоятельств эвакуации местных сотрудников Бундесвера

Созданный в июле текущего года Следственный комитет парламента Германии под руководством представителя старшей коалиционной партии СДПГ Р.Штегнера провел очередное заседание в минувший четверг. Основная его тема на этот раз оказалась, наконец, максимально приближена к главной цели учреждения данной структуры в составе Бундестага, а именно к выяснению обстоятельств, сопровождавших эвакуацию военнослужащих ФРГ, принимавших участие в миссии Бундесвера в Афганистане, а также местного персонала. На этот раз для дачи показаний был приглашен как раз такой афганский сотрудник, который непосредственно находился в аэропорту Кабула на момент эвакуации в августе 2021 г. В своем заявлении он отразил характер работы и особенности сотрудничества с представителями ФРГ, а также дал собственную характеристику ситуации в указанный период.

Особое значение статусу данного свидетеля, как кажется, придает то, что он принадлежит к членам хазарейского национального меньшинства, в отношении которого движение «Талибан» (запрещено в РФ) применяло практику целенаправленных репрессий. Отношение талибов к данной группе афганского населения основано на религиозных и культурных различиях, а также на представлении о том, что хазарейцы были связаны с бывшими властями государства и помогли свержению власти «Талибана» в прошлый раз. Особенно важно в контексте изучение Бундестагом обстоятельств эвакуации то, что уже к 20 августа 2021 г. правозащитная организация Amnesty International сообщила о пытках и казнях мужчин-хазарейцев.

Прежде всего, свидетель, являющийся журналистом по профессии, пояснил, что занимался документированием боевых действий между представителями международной миссии или афганской армией с движением «Талибан». В дальнейшем данные видеоматериалы были показаны по местным телеканалам для того, чтобы предупредить население страны о жестокости талибов. Особенно примечательно в данной части заявления свидетеля то, что, по его словам, первоначально он взаимодействовал напрямую с Бундесвером, имея соответствующий трудовой контракт, однако после несколько месяцев его и его коллег проинформировали о фактическом переводе в афганский медиа-центр, хотя общий характер обязанностей остался прежним. Свидетель отмечает, что он выступал против такого перехода, поскольку в реальности он, как и ранее, продолжал взаимодействовать с военными из ФРГ, которые даже принимали участие в летучках. Также, по его словам, финансирование на съемки выделялось германской миссией.

Перевод на контракт со сторонней собственно афганской организацией в дельнейшем оказал решающее значение при организации эвакуации свидетеля, его семьи и коллег, так как изначально им было отказано в возможности экстренного отъезда из страны по причине отсутствия прямой связи с Бундесвером. После первой неудачной попытки 28 сотрудников указанного местного медиа-центра, который был расположен на севере Афганистана, подали петицию в адрес федерального правительства через посольство Германии в Кабуле и консульство в Мазари-Шарифе, однако вновь не смогли добиться посадки на вывозной рейс для местного персонала.

Наконец, свидетель пояснил, что пытался попасть в аэропорт Кабула дважды. В первый раз он не сумел добраться до воздушной гавани из-за беспорядков, во второй, получив документы от Бундесвера по электронной почте накануне для прохода на рейс, но ему было отказано в посадке на основании отсутствия имени в списке. В итоге выбраться из страны свидетель и его семья сумели при поддержке юриста и СМИ только через Исламабад, где они получили поддержку от представительства ФРГ, а через две недели были доставлены в Германию. Завершил свои показания свидетель кратким рассказом о себе, отметив, что с женой и детьми пытается интегрироваться, изучает немецкий, однако после стабилизации ситуации рассчитывает вернуться на родину. Также он попросил федеральное правительство оказать максимальное содействие в эвакуации местного персонала, по-прежнему находящегося под угрозой в Афганистане.

Рассказ, заслушанный на заседании Комитета, вызвал большой резонанс в том числе среди его участников. Председатель Р.Штегнер даже обратился к свидетелю для того, чтобы выяснить данные представителей Германии, связывавшихся с ним в разное время, в том числе отправлявших документы. Не исключено, что в дальнейшем отдельное заседание данной парламентской структуры будет посвящено проблеме отсутствия координации между различными службами, отвечавшими за эвакуацию местных сотрудников. При этом для составления детальной картины происходившего в Афганистане в августе 2021 г. на слушания могут приглашаться представители федеральных ведомств.

В целом последнее к настоящему моменту заседание Комитета по расследованию обстоятельств завершения миссии ФРГ в Афганистане продемонстрировало хаос при организации отъезда местных сотрудников, который может быть в итоге признан одной из причин, повлекших за собой общий провал их эвакуации. По данным источников в ФРГ, не менее 1,5 тыс. афганских сотрудников в настоящий момент ожидают выезда, хотя их фактическое число может оказаться существенно выше. В частности, по другим данным, под стражей у талибов находится около 4 тыс. человек, сотрудничавших с международными силами в Афганистане, а также довольно много лиц, с которыми не был установлен контакт.

Вместе с тем в самой ФРГ на уровне экспертного сообщества, в том числе тех, кто ранее уже принимал участие в работе Комитета, высказывается мнение, что как таковая работа на Бундесвер во время проведения им операции в Афганистане не является конкретным основанием для систематического преследования «Талибаном». В частности, выступавший в качестве эксперта в Бундестаге Х.-Х.Дюбе полагает, что в действительности местные сотрудники просто хотят покинуть страну по гуманитарным соображениям, однако в действительности такой процесс не пойдет на пользу дальнейшему развитию Афганистана, так как они необходимы для осуществления перестройки властной структуры государства. Обращает на себя внимание то, что ранее Х.-Х.Дюбе работал в Германском обществе международного сотрудничества (GIZ), которое взаимодействует с различными федеральными ведомствами и участвует в международных проектах в области устойчивого развития. При этом само GIZ, по данным немецких СМИ, руководствуясь теорией, озвученной своим экс-сотрудником, после прихода к власти талибов наняло новый местный персонал в Афганистане.

53.15MB | MySQL:103 | 0,479sec