В Иране не стихают протестные акции. В последние дни ушедшей недели особенно много демонстраций прошло в нескольких районах Тегерана, а также в столице Иранского Курдистана – Санандадже, а также Ширазе, Араке, Зенджане, Реште, Бандар-Энзели, Алигударзе и других городах страны. Как сообщил портал IranPressNews, главные лозунги протестующих направлены против режима Исламской Республики Иран и лично против верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Самое активное участие в них принимают студенты как столичных, так и периферийных университетов. Несомненно, протестные акции осени 2022 г. в ИРИ отныне прочно ассоциируются с иранским студенчеством. СМИ обращают внимание на то, что именно эти события стали своеобразной платформой для вызревания и радикального обновления этой важной составляющей иранского общества. Студенческая среда, университетские кампусы превратились в эпицентр подлинного национального восстания, сгруппировавшегося вокруг лозунга «Женщины, жизнь, свобода», и постепенно трансформировавшего его и в другие лозунги с мощным антирежимным, продемократическим содержанием.
Уже почти два месяца крупнейшие иранские университеты стали катализатором протестной активности, что беспрецедентно в новейшей иранской истории. Это касается всех регионов страны, как государственных, так и частных вузов. Интересно что последние по времени события нанесли мощный удар по гендерной сегрегации в местных университетах. По крайней мере, в большинстве университетов в эти недели забыли, что такое раздельные столовые и кафе. Это касается и дресс-кода, который явился подлинным триггером нынешней протестной волны. Действительно, как видно из видео в иранских социальных сетях, студентки многих университетов сняли хиджабы, нарушив тем самым один из самых последовательных запретов, который для деятелей режима сродни красным линиям.
Учтем, при этом, что на студентов ИРИ оказывается мощное давление идеологического направления. Не так давно в одном из крупнейших вузов страна – Свободном исламском университете, была введена в действие инструкция из 8 пунктов, усиливающая моральный груз на студентов. Она ужесточила требования дресс-кода, направленного на «охрану целомудрия». Декларируется полный отказ от проведения совместных мероприятий с участием юношей и девушек, введен запрет на проведение эстрадных концертов на территории вуза, объявлено о многих других ограничениях, связанных с жестким соблюдением исламской морали. В вузах усилено давление на общественных активистов для пресечения политической активности. Введен запрет на их участие в любых видах протестных акций. В последние годы было немало сообщений о вмешательстве администрации в студенческую жизнь, угрозах активистам студенческого движения, нарушении их прав. Многие студенческие организации сталкиваются с серьезными ограничениями в своей деятельности. Это как раз и плодит недовольство молодежи, провоцирует ее на участие в антиправительственных акциях.
Надо заметить, что рост числа протестующих на территории университетских кампусов идет, невзирая на всю жесткость противодействия этому со стороны силовых структур. При этом в кампусах не смолкает скандирование революционных и радикальных лозунгов, адресованных напрямую и в адрес верховного лидера аятоллы Али Хаменеи, что демонстрирует пик активности студенческого движения. Это тем более показательно, ибо, как пишут иранские СМИ, нынешний всплеск политической турбулентности следует за продолжительным застоем студенческой активности длиною примерно двух десятилетий. Аналитики удивлены новой и максимально эффективной моделью лидерства в коллективном формате. Она уже повергла в замешательство структуры безопасности ИРИ. Это и понятно: мощная волна протеста растет без регулирующей структуры, групп или отдельных харизматических лиц. Видно, что студенты разных вузов скоординировано и целенаправленно протестуют, самоорганизуясь для проведения коллективных действий.
Их лозунги и требования, в большой степени затрагивающие саму базу существования исламского режима в стране, прямо и однозначно призывают к революционным изменениям, отражая видение ситуации в стране студенческим сообществом. Учтем, что никакой прямой координации между вузами не существует. Новацией нынешней протестной волны является то, что помимо лозунгов и акций гражданского неповиновения, активно задействованы также символические инициативы и ролевые игры, показывающие молодежный характер основных участников.
Трудно не заметить и того, что во всех акциях и демонстрациях бросается в глаза более широкое, нежели прежде, участие студенток, играющих ведущую роль на многих мероприятиях и собраниях. Это можно охарактеризовать как своеобразное восстание против унижения, дискриминации, навязанных многочисленными исламскими законами и ограничениями, всерьез усложняющими их жизнь и повседневную реальность.
Разумеется, все это происходит не в стерильной обстановке полного согласия властей с подобными акциями. Напротив, их противодействие более жестко, чем бывало прежде. Идут целенаправленные аресты студенческих активистов, силовые структуры всячески мешают студенческой мобилизации, ежедневно устраивая кровопролитные столкновения с протестующими студентами, они на постоянной основе присутствуют в студенческих, кампусах, дестабилизируя жизнь в общежитиях и других объектах университетов. Многие студенты получают предупреждения от органов безопасности и руководства вузов, ряд активистов пытаются подкупить, им угрожают отчислением и даже уголовным преследованием. Однако все это не может остановить нарастающую волну революционной активности студенческого движения. У аналитиков есть соблазн сравнить нынешнюю волну студенческих волнений с тем, что было сразу после революции 1979 г. и даже в последние годы правления шаха Мохаммада-Резы Пехлеви. Все они приходят к выводу, при наличии общих черт, о разительном отличии между ними. В нынешней модели нет иерархической структуры, но она функционирует как сеть с автономной мобильностью агентов, которые представляют собой динамичные и самоорганизующиеся единицы. Как пишет аналитик радио «Фарда», в краткосрочной перспективе эта система имеет хрупкий порядок в адаптации и активном взаимодействии с окружающей средой, а в долгосрочной — организует свою деятельность в рамках распространенной модели хаоса.
В комментарии на интернет-сайте «Фарда» отмечается, что нынешнее поколение студенческих активистов находится в возрастной категории 20-25 лет, оно обучается в вузах на уровне бакалавриата, и обладает своими особенностями в отличие от прежних студенческих поколений. «Основная характеристика этого поколения заключается в том, что они ценят саму жизнь как центр мироздания». Как пишет сайт «Фарда», предыдущие поколения определяли жизнь в свете идеалов и мировоззренческих понятий, а сама реальная жизнь была вопросом второстепенным. «Нынешнее поколение выросло в глобальной коммуникационной среде и более склонно к ценностям современности и западному образу жизни. Связь с интернетом и новыми информационными технологиями поставила их в положение граждан мира». Как раз это, по всей видимости, и определяет стремление нынешнего поколения иранских студентов покончить с удушающей атмосферой религиозного тоталитаризма и приблизиться к апробированной в мире реальности.