Анализ двойственности структуры террористической организации «ИГ-Хорасан». Часть 2

Идеологическое сближение с талибами

В отличие от преобладающего утверждения об идеологическом расхождении между радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в РФ) и террористической организацией «ИГ-Хорасан» (запрещена в РФ), ряд исследований фактически свидетельствует о сближении этих двух организаций. Прежде всего, стоит отметить, что талибы не выступали против создания «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) и его филиалов в регионе. Напротив, первоначально их взаимоотношения имели кооперативный характер. Талибы приветствовали создание ИГ и дали указание афганским СМИ не распространять компрометирующие материалы об этой группировке. В ответ ИГ выделило раздел в своих глобальных СМИ для публикации репортажей и новостей о движении талибов. Отношения между группировками ухудшились, когда ИГ отклонило предложение лидера «Талибана», в котором говорилось о том, чтобы главарь «ИГ-Хорасан» присягнул на верность талибскому амиру аль-муминину вместо тогдашнего главаря ИГ аль-Багдади. Талибы утверждали, что такая лояльность сохранила бы единство фронта джихада в Афганистане. В ответ ИГ не только отклонило просьбу, но и открыто осудило ее. Ухудшение отношений, однако, не помешало талибским идеологам и духовенству расширить взаимодействие с ИГ по вопросам глобального джихада, святость, моральный императив и стратегическую необходимость которого признает руководство «Талибана». Однако, в отличие от «Исламского государства», талибы вырабатывают стратегию и расставляют приоритеты на разных фронтах глобального джихада. Они утверждают, что если для глобального джихада нет границ, то для его различных фронтов они есть. «ИГ-Хорасан» подвергла резкой критике перемирие между движением «Талибан» и США в феврале 2020 г., однако талибы оправдывают это тактическим ходом в рамках более крупномасштабного джихада. Они утверждают, что как ханафитская, так и шафиитская школы исламской юриспруденции узаконивают перемирие с неверными для более широких и стратегических целей джихада. Еще одной областью идеологического сближения между «ИГ-Хорасан» и талибами является создание всеобъемлющей политической власти или халифата для мусульманского сообщества. Талибы признают моральные и идеологические императивы этого видения. Однако они расходятся с «ИГ-Хорасан» в бессистемном и радикальном подходе ИГ в целом к провозглашению халифата. Так же, как и «Аль-Каида» (запрещена в РФ), талибы не считают халифат «Исламского государства» незаконным, а вместо этого считают возможность его  возникновения преждевременной и контрпродуктивной. Они утверждают, что всегда есть более подходящее время для воплощения такой идеи. Намерение «Талибана» либо стать частью халифата, либо создать свой собственный прослеживается на фоне его крепких отношений с такими региональными террористическими организациями как «Аль-Каида» и «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП, запрещена в РФ).

Перспективы взаимодействия

В целом идеологическое сближение между «ИГ-Хорасан» и «Талибаном» в отношении глобального джихада и восстановления всеобъемлющего халифата привело к неоднозначным отношениям между двумя организациями. Режим талибов, действуя стратегически для устранения потенциальных внутренних конкурентов, развязал неприметную войну исключительно против внешнего слоя «ИГ-Хорасан» – ее местных боевиков. В более широком контексте «Талибан» знает, что целью «ИГ-Хорасан» является проникновение боевиков в окружающие Афганистан регионы, включая Центральную, Южную и Западную Азию. В принципе, такая цель не противоречит стратегии режима талибов. Реализуя свое стратегическое видение экспансии в соседние регионы, «ИГ-Хорасан» систематически проникала из восточного Афганистана в северные и западные провинции страны. В этих регионах организация трансформирует свой внешний слой, заменяя пуштунских боевиков таджикскими и узбекскими новобранцами из Афганистана и республик Центральной Азии. Кроме того, такое смещение также привело к тому, что «ИГ-Хорасан» оказалась в стратегической близости к республикам Центральной Азии и Ирану – двум целям собственно ИГ. Идеологические, этнолингвистические и политические факторы современного Афганистана служат «ИГ-Хорасан» своего рода потенциалом для экспансии. Продолжающееся угнетение режимом талибов этнических и религиозных меньшинств провоцирует разногласия в афганском обществе. Кроме того, продолжающееся вооруженное сопротивление талибов на севере Афганистана может способствовать росту агрессии со стороны «ИГ-Хорасан». Идеологически салафизм имел относительно заметное присутствие в северных районах Афганистана со времен афганского джихада в 1980-х годах, в основном в провинциях Тахар и Бадахшан. Тысячи детей из этих провинций поступили в салафитские медресе в Пакистане. По их возвращении новые медресе открывались уже в Афганистане. Таким образом, укрепление позиций «ИГ-Хорасан» в северном Афганистане может привлечь многих местных салафитов. В начале 2022 года «ИГ-Хорасан» предупредила о начале новой эры глобального джихада. В последующие месяцы группировка не только расширила свою деятельность через Амударью в Узбекистане и Таджикистане, но и нанесла удар по российскому посольству в Кабуле, ликвидировала нескольких ведущих идеологов «Талибана» и осуществила серию неизбирательных нападений на мирных жителей в Пакистане и Афганистане. В своем сентябрьском номере интернет-журнала «Голос Хорасана» группировка привела статистику за месяц операций, включая убийство 53 боевиков «Талибана», 15 рафидитов (уничижительный термин, используемый салафитами по отношению к мусульманам-шиитам), 12 пакистанских военнослужащих и двух российских дипломатов. При оценке потенциала «ИГ-Хорасан» необходимо признать, что эта организация не стремится к как таковым территориальным приобретениям. В рамках структуры «Исламского государства» ее целью является распространение идеологического, стратегического и тактического влияния на сопредельные регионы.

62.55MB | MySQL:101 | 0,662sec