Противоречия между Хорошей партией и Демократической партией народов как фактор предвыборных изменений в Турции

В статье «Анализ ключевого фактора эффективности стратегий проэрдогановских партий» от 21 ноября 2022 г. мы представили два предположения о факторах изменения турецкой политики. Первое соображение касается высокой степени согласия внутри проэрдогановской коалиции, в отличие от оппозиционных объединений. Данное свойство рассматривается как конкурентноспособное качество в условиях запроса общества на стабильность и защиту при быстрых изменений. В это же время доверия к оппозиции как такового в обществе нет. Вторая идея связана с тем, что в обществе существует статистически неопределимая группа электората, которую мы условно называем «стесняющимися правыми избирателями» (utangaç sağ seçmeni). При удачной предвыборной кампании у правой коалиции существуют все шансы на электоральную мобилизацию этого сегмента. В таком случае Партия справедливости и развития (AKP) как минимум может навязать борьбу оппозиции, а как максимум при определенном сценарии может одержать победу. Это даже несмотря на то, что у оппозиции по опросам есть комфортное преимущество. Два этих момента вызывают вопрос: почему провластным силам удалось активизировать свои потенциальные возможности? Для поиска ответа на этот вопрос необходимо проанализировать специфику отношений между двумя ключевыми партиями: Демократической партией народов (HDP) и Хорошей партией (İYİ).

Для начала надо отметить, что обе партии представляют противоположные политические фланги. Демократическая партия народов имеет левую ориентацию, Хорошая партия находится ближе к правым. HDP считается партией меньшинств и делает акцент на защиту прав курдского населения. İYİ позиционирует себя в качестве общенациональной и националистической партии. Это создает конфликт между ними, который периодически всплывает в публичном поле. Их идеологическая особенность влияет на дискурс. Если первые делают акцент на необходимости соблюдения и защиты прав человека, то вторые разделяют вопросы, связанные с правами курдов, от терроризма. Все вышеназванные различия приводят к тому, что они дистанцируются друг от друга. Поэтому продуктивного сотрудничества между ними при сохранении этих противоречий невозможно. Эту ситуацию можно сравнить с отношениями между арабскими и националистическими партиями в Израиле. И там, и там сотрудничество ограничено причинами похожей природы.

Мы внимательно следили за действием фактора Демократической партии народов в отношениях внутриоппозиционной Национальной коалиции. Именно этот фактор мы называли одной из причин падения рейтинга Народно-республиканской  партии (CHP) и Хорошей партии (İYİ) . Более того, продолжая развивать предположения, которые мы выдвинули в статье «Анализ ключевого фактора эффективности стратегий проэрдогановских партий» касательно преимущества Народной коалиции, надо отметить, что именно желание некоторых партий сотрудничать с HDP и отказ от этого со стороны других партнеров ограничивает кооперацию внутри «стола шести» и Национальной коалиции.

После проведения в начале ноября представителями AKP переговоров с депутатами от HDP в очередной раз Хорошая партия выступала с критикой последней. В статье «Турция: реакция лидера Хорошей партии Мераль Акшенер на переговоры Партии справедливости и развития и Демократической партии народов» от 15 ноября 2022 г. мы подробно разбираем реакцию националистов. Статья доступна на сайте Института Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/?p=91878.

На эти слова ответила сопредседатель Демократической партии народов Первин Булдан. Она отметила: «За «столом шести» находится женщина-председатель, которая считает своим долгом каждый день оскорблять HDP и курдов. Она не сторонится сеять семена ненависти. Слова женщины-председателя открыто показали враждебное отношение к курдам. Это клевета, причиной которой является якобы спланированная нами кампания (имеется в виду обсуждение возможного возобновления переговорного процесса между Анкарой и курдскими организациями – авт.)». Дальше лидер этой партии продолжает: «HDP – сила, решающая проблемы в этой стране. Поэтому турецкий народ не зависит от этих двух блоков. Существуют и другие варианты».[i]

Анализируя эти слова, мы отмечаем сильную степень идеологизации дискурса. При этом, как мы показывали выше, реальных точек соприкосновения между партиями нет. Это, в частности, проявляется в отсутствии перетока голосов между ними. Также попытки Акшенер и Булдана связать турок и курдов между собой оказываются тщетными. Стереотипы сильно искажают представление. То есть понятной платформы сотрудничества нет. В таком случае стороны наоборот углубляют существующие противоречия. Этим упущением может воспользоваться Р.Т.Эрдоган для раскола оппозиции. Существует факт, что нынешнее преимущество оппозиции возможно только с учетом HDP. Поэтому конфликты на этой почве только ослабляют оппонентов Эрдогана. Важность этой партии для успехов оппозиции уже наблюдалась по итогам муниципальных выборов 2019 г.

 

Таким образом, на основании вышеизложенного мы делаем следующие выводы.

  • Противоречия между İYİ и HDP носят естественный характер.
  • Однако особенность политического процесса предполагает принятие взвешенных решений. Для достижения целей в такой ситуации идеологизация должна быть вторичной.
  • Status quo выражен тем, что без HDP невозможно достижения комфортного преимущества оппозиции.
  • Поэтому публичные негативные высказывания в долгосрочной перспективе вредят оппозиции.

[i] https://hbrcaldiran.com/haber/12532455/pervin-buldan-erzurumdan-seslendi-bizim-3uncu-yolumuz-var

52.23MB | MySQL:103 | 0,501sec