Турция: реакция лидера Хорошей партии Мераль Акшенер на переговоры Партии справедливости и развития и Демократической партии народов

Ранее мы писали о желании Партии справедливости и развития (AKP) сблизится с Демократической партией народов (HDP). Статья доступна на сайте Института Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/?p=91756. Там мы отмечали, что эта идея выглядела противоречивой и не вписывалась в политическую линию Р.Т.Эрдогана 2015-2019 гг. Поэтому встреча представителей парламентских групп AKP и HDP вызвала критику общественности. Здесь мы рассмотрим способ ее отражения оппозицией.

Особенность встречи была связана с тем, что это первые официальные контакты между Партией справедливости и развития и Демократической партией народов после националистического поворота в риторике Р.Т.Эрдогана, инициированного перед досрочными парламентскими выборами 1 ноября 2015 г. В то время использовался нарратив сохранения целостности государства и борьбы с угрозами независимости. Поэтому малейшая связь с HDP какого-либо субъекта жестко осуждались как  обществом, так и Эрдоганом. Демократическая партия народов же рассматривается в качестве политического крыла Рабочей партии Курдистана (PKK), которая признана террористической организацией. Примечательно, что HDP является партией со самым высоким уровнем неприятия среди избирателей. В условиях поляризации подобные консенсусы становятся красноречивыми. Роль AKP в формировании такого отношения нельзя переоценить.

Однако сейчас правящая партия пытается поменять дискурс. На первый план выходит снижение напряжения за счет политики, направленной на несколько сегментов. Прагматичный подход наталкивается на договоренности, достигнутые в прошлом в совершенно ином контексте. Поэтому желание Эрдогана сдвинуть свой курс в центр и сделать его сбалансированным было встречено в штыки в некоторой части общества. Усилило этот эффект два важных обстоятельства.

Во-первых, Партия националистического движения была в курсе этого шага их партнеров. В предыдущей статье мы приводили цитату ее лидера Девлета Бахчели, в которой подчеркивалось понимающее отношение к подобному маневру.

Во-вторых, со стороны членов Народной коалиции критиковалось неформальное сотрудничество объединенной оппозиции с HDP перед муниципальными выборами. Тогда Бахчели подчеркивал, что переговоры с ней недопустимы. Поэтому в социальных сетях говорят об использовании двойных стандартов по отношению к оппонентам.

В этом положении взгляд был прикован к лидеру самой крупной оппозиционной правой партии с националистическим профилем Мераль Акшенер. Процитируем ее выступление во время собрания парламентской группы Хорошей партии (İYİ). Она отметила: «Снова в одном месте собрались те, кто говорят слово «опека» и «демократия», когда попадают в трудности. Закончилось долгое ожидание. Перед вами «кампания восстановления контактов». Они и так не расставались и не обижались друг на друга. Потому что они привязаны друг другу сердцем, душой и умом. Кроме того, они связаны друг с другом законом омерты ( кодекс молчания, чести и поведения, принятый среди организованных преступных группировок Южной Италии — авт.). Они связаны друг с другом протянутыми гвоздиками. Очевидно, что «кампания восстановления контактов» снова представляется зрителям».[i] Здесь Акшенер дает важное послание, разрушающий образ как первой, так и второй партии. Она подчеркивает, что искренности и принципиальности в действиях AKP и HDP нет. По мнению лидера «хорошистов», их руководство ведет одну и ту же политику и никакого реального разрыва между партиями не было.

Она продолжает: «По поручению господина Эрдогана депутаты от AKP и HDP встретились для начала процесса написания текста Конституции и сделали достаточно счастливую и веселую атмосферу. Что мы можем сказать? Пусть их планы не разрушатся. Какое-то время господин Эрдоган был в состоянии тщательного поиска. Искал, искал, ничего не мог найти. Но, в конце концов, достиг своей цели. Когда он со всех сторон посмотрел на «стол шести партий», наконец-то нашел Демократическую партию народов. Но я вижу, что есть люди, которые испытывают трудности в понимании противоречий этой картины. Однако, по правде говоря, мы эту ситуацию не восприняли как странную. Потому что мы очень хорошо знаем господина Эрдогана. Мы со самого начала знали о его патриотизме, который существовал до раскачивания его положения. Вспомните, как он начинал «процесс разрешения конфликта» (переговорный процесс 2013-2015 гг. между Турцией и Рабочей партией Курдистана, признанной Анкарой террористической организацией — авт.) для того, чтобы перейти к президентской республике. Для Эрдогана нет идеологической разницы между переговорами с PKK и борьбой с ней. Потому что у него есть единственная идеология. И это сохранение власти».[ii] Это довольно объемная цитата из речи Акшенер указывает на готовность президента даже к крутым переменам ради удержания на своем посту. По сути, основной посыл связан с разрывом между сказанным и сделанным.

На фоне застоя оппозиции эта речь имеет довольно важное значение. Акшенер пытается раскрывать антиэлитный потенциал своей партии. Буквально ее послание касается того, что сотрудничество с прокурдской партией нацелено на поддержание доминирования Эрдогана. Делаются попытки использования статуса «ключевой партии». Так лидер «хорошистов» разрушает националистический образ Партии справедливости и развития. Все это делается ради обеспечения прямого перехода голосов от AKP к İYİ. С другой стороны, она подтверждает отрицательную позицию по отношению к HDP, что фиксирует ее приверженность к поддержанию деятельности оппозиционной коалиции. Это является ответом на обвинения в тайном сотрудничестве с Демократической партией народов.

[i] https://www.yenicaggazetesi.com.tr/teror-sevici-pervine-iyi-partiden-cok-sert-cevap-ilkesiz-seviyesiz-596529h.htm

[ii] https://kronos36.news/tr/erdogan-icin-gerceklik-algisini-kaybetti-diyen-aksener-eee-saray-hayati-insani-paralellestirir/

52.18MB | MySQL:103 | 0,572sec