О заявлениях и реалиях, касающихся отмены ограничительных инвестиционных законов Алжира

Алжир отменяет прежние дискриминационные по отношению к иностранным инвесторам законы. Об этом представители его руководства заявили на последней по времени встрече с «ревизорами» из МВФ. Но так ли это на самом деле?

17 ноября в Алжир прибыла с многодневным визитом в рамках обязательной «инспекционной» оценочной поездки делегация МВФ, члены которой встретились с алжирскими министрами, которые обещали продолжать реформы правового сектора с целью улучшения инвестиционного климата, чтобы «сделать его стабильным и обеспечить гарантии инвесторам».

В связи с этим министр промышленности АНДР Ахмед Зегдар 17 ноября заявил главе Миссии МВФ Женевьеве Вердье о достижении «глубоких результатов этих действий», выразившихся в беспрецедентном росте популярности среди иностранных компаний «алжирского инвестиционного направления».

Наглядным тому подтверждением, по его словам, стало увеличение «объема партнерских отношений и подписанных контрактов», вызванное «радикальным изменением управления» страной на фоне сохранения ей «политической и экономической стабильности».

В первую очередь к этому, по данным Зегдара, привели проведенные его страной «реформы, затронувшие правовой инвестиционный сектор, создавшие механизмы поддержки и сопровождение инвесторов, и давшие преимущества и стимулы для зарубежных вложений, способствующие росту доверия к Алжиру со стороны инвесторов».

Как результат, по словам министра, их отношение к Алжиру полностью изменилось – если раньше он сам искал инвесторов, то теперь сами они идут в страну, ставшую для них привлекательной.

Он открыто заявил, что «для этого за короткий промежуток времени созданы все предпосылки как в законодательном, так и в управленческом плане», благодаря чему Алжир вышел из чрезвычайно сложной экономической ситуации и успешно развивается.

Это заявление он подкрепил утверждениями, согласно которым его страна «возобновлением крупных структурных проектов и беспрецедентным выходом на международные рынки ликвидировала дефицит торгового баланса, установив положительное сальдо и восстановив валютные резервы».

И, наконец, по его данным, этому способствовала реструктуризация управления местными органами власти, в основном ориентированными на достижение самофинансирования, а также проведение банковских и налоговых реформ.

Дополнительно в пользу Алжира, по данным министра, свидетельствует отсутствие у его страны «крупных внешних долгов».

Показательно, что Миссия МВФ также посетила 20 ноября другое «сырьевое» ведомство АНДР – Министерство энергетики и горнорудной промышленности. На этой встрече его глава Мухаммед Аркаб представил программу развития своего сектора, а также новые законодательные рамки, регулирующие его деятельность.

По его словам, это сделано для получения его страной недостающего звена, необходимого для диверсификации ее экономики за счет привлечения иностранных инвесторов.

Главным моментом на данном направлении, по его словам, стало принятие Алжиром новых законов «об инвестициях, углеводородах и снятии блокировки 51/49».

Речь в данном случае идет о том, что зарубежные компании могут работать в стране только совместно с алжирскими коллегами и в подобных совместных проектах они обладают долей не более 49%. В первую очередь именно это и делало невыгодным для них работу в АНДР.

Напомним, что в апреле – мае 2022 г. представители высшего алжирского руководства, включая Мухаммеда Аркаба, на встрече с послом США Элизабет Мур Обин заявляли, что Алжир скоро объявит первый тендер в соответствии с новым законом страны об углеводородах, принятого в 2019 г.

Одновременно министр призвал компании из США вкладываться в алжирскую энергетику. Среди них флагманом является фирма Occidental. В этой связи стороны подчеркнули, что они в 2022 г. ожидают заключения нового контракта в соответствии с новым алжирским законом «о нефти».

Между тем, пользуясь данным визитом Миссии МВФ, Аркаб фактически пригласил представителей западного бизнеса работать в его стране в развитии сектора нефтехимии, переработки полезных ископаемых и развития новых и возобновляемых источников энергии.

Так, только за счет преимущественно солнечной энергии он планирует производить 15 000 МВт электроэнергии к 2035 году, из которых 4 000 МВт — к 2024 году.

Но особо Аркаб акцентировал внимание, что Алжир в связи с пересмотром инвестиционных законов ждет инвесторов на железнорудное месторождение Гар-Джебиль, запасы сырья которого предположительно составляют 3,5 ммлрд тонн, цинковый рудник Амизур в Беджайе, источник фосфатов Бир-эль-Атер в Тебессы.

Заметим, что со своей стороны, представитель МВФ приветствовала проведение Алжиром «реформ и принятых меры, улучшивших деловой климат и бизнес-экосистему в Алжире, что привлекло прямые иностранные инвестиции».

Заметим, что по оценкам МВФ в 2022 году экономика Алжира вырастет на 4,7%. Для сравнения согласно тем же прогнозам он опередит Китай (3,2%), Канаду (3,3%), Италию (3,2%), Испанию (4,3%), Францию (2,5%) и выходит по данным показателям на первое место в Средиземноморском бассейне.

И столь высокой оценки Алжира со стороны МВФ не было уже очень давно.

Этому способствует не только сложная политическая обстановка на планете и обострение отношений между Западом и Россией по украинскому вопросу, а также наблюдаемый энергетический кризис и рост стоимости газа на мировом рынке. Соответственно, издержки от минусов вложений в Алжир заметно уменьшились, тогда как плюсы пропорционально выросли.

С другой стороны, отмену инвестиционных «ограничений» в Алжире обсуждают не первый год и началось это еще несколько лет назад при уже бывшем президенте страны премьер-министром Абдельмалеком Селлалем, недавно осужденным за коррупционные преступления.

Но, как известно, а «воз и ныне там». Несмотря на прозвучавшие заявления – обещания алжирских министров об отмене инвестиционных ограничений реально речь шла о всех проектах, кроме сырьевых, особенно углеводородных.

При этом важно заметить, что в конце 2021 – 2022 годов Алжиру удалось заключить ряд важных сырьевых контрактов с Италией, Испанией, Францией и Китаем на миллиарды долларов по старому инвестиционному закону «51/49».

Соответственно, в условиях, когда желающие работать в данной сфере несут свои деньги в Алжир и без его отмены, то как представляется, власти АНДР будут и далее «тянуть» с этим. Или как вариант, отменят закон «51/49» для самых непривлекательных проектов.

53.44MB | MySQL:103 | 0,570sec