На фоне слухов, касающихся назначения окончательной даты выборов, наблюдаются подвижки относительно определения единого кандидата на пост президента от «стола шести». Руководство Народно-республиканской партии (CHP) распространило циркуляр для нынешних глав городских и местных администраций о необходимости подачи в отставку до конца этого календарного года в случае их желания претендовать на статус депутата парламента. Кемалисты показывают, что готовятся к выборам заранее. Но на этом фоне наблюдается продолжение кризиса между кемалистами и Хорошей партией (İYİ).
В политических кругах Турции отмечается, что 25 января «стол шести» объявит своего кандидата. Это примечательная новость, так как это первое предположение подобного характера из стана оппозиции. Возможно даже, что на этой площадке началось предметное обсуждение фигуры потенциального кандидата.
Но проблемы между СНР и İYİ остались нерешенными. Их представители продолжают говорить слова, которые могут нанести урон их сотрудничеству. Депутат İYİ от провинции Стамбул и видный ее член Явуз Агыралиоглу 24 ноября был гостем на передаче «Средняя волна» (Orta Dalga) на KARAR TV. На ней он сказал: «Эрдоган настойчиво и упрямо в качестве своего соперника больше всего хочет видеть Кылычдароглу. Потому что в этом случае он верит в свою победу». Далее Агыралиоглу отметил: «Однако я говорю о страхе проигрыша на выборах. Говорю, что я очень обеспокоен. Говорю, что может не стоит игнорировать желание избирателя? Говорю, что нам надо заметить это. Я в качестве темы поднимаю возражение правого электората против возможных принятых решений».[i] Мы ранее отмечали, что большая часть членов İYİ выступает против кандидатуры лидера СНР Кемаля Кылычдароглу. Но руководство партии в публичных выступлениях это недовольство не выражает. Даже сейчас пресс-секретарь Хорошей партии Кюршат Зорлу прокомментировал слова Агыралиоглу в привычном стиле: «Это его личное мнение».[ii] В таких условиях Агыралиоглу как политик, не занимающий официального поста в руководстве партии, воспринимается как «голос большинства». То что ему со стороны лидеров партии не приходила негативная реакция, говорит о ее солидарности с этим мнением. Но Мераль Акшенер старается выдерживать линию и быть последовательной, понимая важность выдвижения максимально малого количества кандидатов от оппозиции. Однако давление внутри партии растет.
Кемалисты отреагировали на выступление Агыралиоглу. Бывший депутат от СНР Эрен Эрдем сказал: «Я, будучи членом CHP, нигде не скажу и не смогу сказать, что госпожа Акшенер проиграет выборы. Если будет выбран один кандидат, поработаем вместе, выиграем, мы уверены в себе. С точки зрения взаимного уважения, мы не считаем уместными подобные высказывания. Мы ждем подобного понимания от наших друзей».[iii] Эти слова подчеркивают тот момент, который ранее отмечался нами. Основная проблема связана с тем, что стороны не готовы поддерживать предложения друг друга, несмотря ни на что. Это, в свою очередь, создает напряжение, которое сейчас наблюдается между партиями и негативно отражается на восприятии электората.
Но полноценный кризис начался после слов лидера парламентской фракции CHP Энгина Алтая. Он сказал: «На выборах можно выиграть с любым кандидатом. Кылычдароглу выиграет при любом раскладе, это очевидно».[iv] Алтай дальше произнес слова, которые вызвали скандал. Он, отвечая Агыралиоглу, сказал: «В каждой семье ее глава сам наказывает провинившегося ребенка».[v] Агыралиоглу отметил, что такие высказывания являются недопустимыми и выражают оторванность их автора от реальности.
О чем говорит вся эта полемика? По сути, наблюдается борьба за влияние. СНР стремится играть свою роль лидера оппозиции. Инициатором создания основных форматов (Национальной коалиции и «стола шести») является именно она. Поэтому с ее стороны существует стремление к сохранению своего первенства. Поэтому ей важно протолкнуть своего кандидата. Однако İYİ постоянно подчеркивает свою причастность к успеху оппозиции. Акшенер боится того, что поражение из-за неправильного выбора единого кандидата снизит доверие к оппозиции, разочарует протестный электорат и отбросит антиэрдогановские партии на 5-7 лет назад. Кемалисты понимают, что потенциал роста правоцентристов намного шире. Поражение Р.Т.Эрдогана может открыть «хорошистам» новые перспективы. В случае перехода к парламентской республике и возращения коалиционных правительств İYİ претендует на роль основного противника CHP. Поэтому первые так сильно озадачены сохранением своего имиджа и не готовы соглашаться с любым решением. Однако отсутствие компромисса между ними может оставить этот долгосрочный сценарий только на бумаге. В нынешних условиях подобная борьба создает риски для победы оппозиции, а вероятность выдвижения единого кандидата снижается.
[i] https://www.yenisafak.com/gundem/iyi-partili-agiralioglu-erdogan-kilicdaroglu-aday-olursa-kazanacagini-biliyor-3892058
[ii] https://halktv.com.tr/siyaset/iyi-parti-sozcusu-kursad-zorlu-agiralioglunun-aciklamalari-kendi-sahsi-gorusu-704811h
[iii] https://www.cumhuriyet.com.tr/siyaset/chpli-eren-erdemden-agiraliogluna-kamuoyu-onunde-liderleri-tartismak-isimiz-degildir-2006227
[iv] https://www.veryansintv.com/kilicdaroglu-ile-doke-saca-kazanilir-dedi-iyi-partiden-yanit-geldi/
[v] https://www.cumhuriyet.com.tr/siyaset/kemal-kilicdaroglunun-adayligini-elestirmisti-yavuz-agiralioglu-ve-engin-altay-arasinda-kulak-cekme-polemigi-2006465