Турция: оценка участниками Народной коалиции пакета конституционных поправок «стола шести»

В статье «Об актуальной повестке дня в Турции: конституционные предложения «стола шести»» от 29 ноября 2022 г. мы проанализировали поправки в Основной закон, которые предлагает оппозиционное объединение. Она доступна по ссылке на сайте Института Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/?p=92207. Логичным образом интерес вызывает реакция их политических оппонентов из Народной коалиции. Внимание подпитывается тем, что проэрдогановские партии сами заявляли о возможности изменения некоторых конституционных статей. Поэтому мнение провластного блока в этой «борьбе корректировок» несомненно важно.

Пресс-секретарь Партии справедливости и развития (AKP) Омер Челик отреагировал следующим образом: «Никто не сможет отобрать право на избрание президента народом. Не может идти речи о каком-либо вмешательстве в дела, связанные с использованием полномочий избранным президентом. Можно увидеть, что эти планы основаны на антиэрдоганизме. Когда мы думаем о том, какой политический итог получится в результате этой инициативы, вы увидите политическую картину, связанную с очередным возвращением к темным дням «режима опеки» (так в дискурсе Эрдогана называется механизм контроля политики армией – авт.)».[i] Здесь возникает аргумент, связанный с имиджем Эрдогана как «народного лидера». Любой шаг против системы воспринимается как нападка на фигуру президента. Особенно отмечается, что Эрдоган обладает реальной поддержкой населения. Поэтому все основные решения учитывают его мнение. По этой причине любые разговоры об отказе от президентской республики приравниваются к антиэрдоганизму для мобилизации поддержки.

Далее Челик продолжает: «Следует констатировать, что говорящие о принесении демократии в Турцию через «стол шести» делают то, что не привнесет ничего полезного, кроме формирования атмосферы оживления «режима опеки»».[ii] Дискурс о «режиме опеки» (vesayet) является традиционным для Эрдогана. Он был популярным после попытки военного переворота 2016 г., когда обосновывалась необходимость государственного контроля над всеми силовыми органами.  Через какое-то время он потерял свою актуальность. Но эта отсылка опять вернулась. Она позволяет указать на угрозу, которая связана со созданием параллельных государству механизмов. В риторике этот образ имеет негативные коннотации, так как его основная функция состоит в ограничении независимости «народных избранников». Эрдоган провозглашает в качестве главной ценности государства его самодостаточность. Приведем цитату особенно ярко раскрывающую эту мысль: «Никто не может ограничить власть президента, избранного народом, какими-либо указами и навязывать свои желания».[iii]

В стороне от предложения оппозиционного объединения не остался и лидер Партии националистического движения (MHP) Девлет Бахчели. Он сказал: «Опубликованные вчера коалицией позора (так Бахчели традиционно называет Национальную коалицию – авт.) парламентская республика и наработки по конституции оказались мертворожденными». [iv] Председатель националистической партии в тандеме с Эрдоганом играет роль «плохого полицейского». Его речи являются более эмоциональными, резкими и радикальными. В отличие от Челика, Бахчели не дает никакой аргументации. По сути, главным доказательством является то, что проэрдогановская коалиция представляет интересы народа, а «стол шести» является носителем «неправильной» политики.

Дальше Бахчели подчеркнул: «Ограничение деятельности избранного народом президента одним сроком, предложение о придании ему символического значения являются ловушкой безграмотности и неуважения».[v] В реакции Бахчели интересна не сама речь, а контекст возможного будущего. Если «стол шести» не получит достаточного количества мандатов для инициирования референдума, его участникам придется идти на переговоры с остальными парламентскими партиями. Среди них есть и MHP. Однако подобные высказывания показывают, что в эпоху лидерства Бахчели Партия националистического движения маловероятно пойдет на такой шаг. Националисты показывают, что готовы солидаризоваться только с идеологически похожими партиями. А предлагаемый оппозицией курс не соотносится с их политикой. Поэтому такая реакция является естественной для них.

 

Таким образом, на основании вышеизложенного мы делаем следующие выводы.

  • Очевидно, что проэрдогановские партии выступают против проекта поправок оппозиции.
  • В реакции Партии справедливости и развития любое опровержение эффективности президентской системы связывается с антиэрдоганизмом. Делается акцент на том, что ее реформирование приведет к возращению нестабильности из-за ограничения монополии государства.
  • Бахчели же традиционно для себя использовал радикальный негативный политический язык.

[i] https://www.birgun.net/haber/akp-den-altili-masa-nin-anayasa-degisikligi-calismasi-hakkinda-aciklama-411746

[ii] https://www.karar.com/guncel-haberler/omer-celikten-altili-masanin-anayasa-teklifine-tepki-1708700

[iii] https://www.turkiyegazetesi.com.tr/politika/ak-parti-sozcusu-omer-celikten-6li-masaya-anayasa-tepkisi-vesayetin-dirilmesinden-baska-ise-yaramayacak-930741

[iv] https://www.sozcu.com.tr/2022/gundem/son-dakika-bahceli-bunlardan-atik-midemiz-bulandi-7506730/

[v] https://www.cumhuriyet.com.tr/siyaset/bahcelinin-hedefinde-yine-millet-ittifaki-var-2007232

52.2MB | MySQL:103 | 0,591sec