Государства Центральной Азии в поисках новых партнеров на Ближнем Востоке

Согласно последнему по времени анализу Института исследований внешней политики (США), с тех пор, как в конце 1991 года распался Советский Союз и пять государств Центральной Азии стали независимыми, Иран уделяет Таджикистану больше внимания, чем другим государствам Центральной Азии. Среди элементов этой активности  отметим неудачную попытку Ирана при поддержке Таджикистана создать телевизионную сеть для персоязычных в регионе, при этом люди в Афганистане, говорящие на дари, который близок к фарси и таджикскому, также должны были стать мишенью предлагаемого панперсидского телеканала. Иран построил стратегический туннель через перевал Анзоб, который отделяет Душанбе от Северного Таджикистана, а Иран помог построить гидроэлектростанцию Сангтуда-2 на реке Вахш в Таджикистане. Но активность Ирана в Таджикистане привлекла внимание конкурирующей страны Персидского залива. В августе того же года правительство Таджикистана внезапно обвинило Иран в причастности к убийствам, совершенным во время гражданской войны в Таджикистане в 1992-1997 годах. Иран, Россия и Организация Объединенных Наций помогли заключить мирное соглашение между противоборствующими сторонами в Таджикистане, подписанное в июне 1997 года. Ирано-таджикские отношения охладились в конце 2015 года, когда таджикские власти объявили своего главного военного противника, Партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), экстремистской группировкой и запретили ее деятельность, но Тегеран продолжал приглашать лидеров ПИВТ в Иран на конференции. После обвинений в августе 2017 года в причастности Ирана к нападениям и убийствам во время гражданской войны в Таджикистане отношения между двумя странами достигли очень низкого уровня.  Визит начальника Генштаба Вооруженных сил ИРИ генерала Мохаммада Багери в Таджикистан в мае и объявление об открытии там завода по производству беспилотных летательных аппаратов указывают на улучшение отношений между Ираном и Таджикистаном, что неудивительно, учитывая не только потребность Таджикистана в современном вооружении для противодействия территориальным притязаниям Кыргызстана, но и из-за возвращения талибов к власти в Афганистане, что не устраивает ни таджикские, ни иранские власти. Кыргызстан и Таджикистан, закупающие беспилотники соответственно у Турции и Ирана, являются примером того, как две центральноазиатские страны ищут помощи в удовлетворении своих потребностей не только у России, и этот процесс происходит по всей Центральной Азии. Турция продает беспилотники Bayraktar  ТВ2 Туркменистану и в мае 2022 года достигла соглашения с Казахстаном о местном производстве турецких военных беспилотников Anka. Служба новостей турецкого агентства Anadolu написала в октябре 2021 года, когда ВМС Турции только получали беспилотник Aksungur, что он «имеет грузоподъемность 750 килограммов и 50-часовое время полета».  Все центральноазиатские государства находят новых поставщиков оружия, многие на Ближнем Востоке, а также в Китае и некоторых европейских странах. Эта активность Ирана и Турции в регионе отражает растущий  серьезный кризис недоверия части местных элит к Москве как в свете операции России на Украине, так и в кризисе модели равноудаленности  в самом регионе.  Некоторые функционеры в Кыргызстане считают, что Россия потихоньку встает на сторону Таджикистана. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон был в Москве вскоре после первой кыргызско-таджикской войны, хотя визит Рахмона был приурочен к празднованию 9 мая Дня Победы. Рахмон также был единственным лидером Содружества Независимых Государств на церемонии в Москве, но его фотографии с президентом России Владимиром Путиным были истолкованы многими в Кыргызстане как поддержка Россией Таджикистана. Эти подозрения усилились, когда президент России Владимир Путин наградил Рахмона орденом «За заслуги перед Отечеством» за его вклад в обеспечение региональной стабильности. Но после сентябрьской войны между Киргизией и Таджикистаном Организация тюркских государств (ОТГ) опубликовала заявление, в котором выразила «поддержку усилиям Кыргызской Республики, члена-основателя ОТГ», в поиске мирного решения пограничной ситуации. Членами ОТГ являются Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. Туркменистан должен был стать членом ОТС на саммите организации 11 ноября в Самарканде, но по неясным причинам предпочел остаться в качестве страны-наблюдателя в ОТГ, которая  существует в различных формах и с различными тюркскими членами уже более 25 лет и на сегодняшний день является немногим больше, чем форумом для обсуждения сотрудничества в культурных проектах. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в последние годы настаивал на том, чтобы организация играла большую экономическую роль и роль в области безопасности в региональной политике, и усилия по достижению этой цели заметно возросли с тех пор, как Россия начала свою операцию на Украине. Правительства Казахстана и Узбекистана сами по себе не делали никаких заявлений о поддержке Кыргызстана, но выражение поддержки ОТГ имеет большое значение, если учесть, что Таджикистан в конечном итоге обратился к Ирану за помощью с беспилотниками. Таджики и иранцы имеют общие персидские корни, культурное и языковое сходство, хотя таджики — мусульмане-сунниты, а большинство иранцев — шииты.

Государства Центральной Азии также пытаются заменить торговые пути через Россию, которые в настоящее время нарушены западными санкциями. Многие из рассматриваемых вариантов проходят через Турцию или Иран. В октябре первый поезд, направлявшийся в Турцию, покинул недавно открытый грузовой центр в городе Куляб на юге Таджикистана. Маршрут проходит через Узбекистан, Туркменистан и Иран и соединяется с дорогой Таджикистана в Китай. Представители Кыргызстана, Узбекистана и Китая подписали Меморандум о сотрудничестве в строительстве железной дороги, которая соединит три страны, в кулуарах саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде, Узбекистан, в середине сентября. Если линия будет завершена, она соединится через железнодорожную сеть Узбекистана с железнодорожными линиями, идущими в Иран и далее в Турцию, а также с каспийскими портами Казахстана в Курыке и Актау и с каспийским портом Туркменистана в городе Туркменбаши.. Премьер-министр Алихан Смаилов заявил журналистам 10 ноября, что правительство ожидает, что ежегодные поставки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан со временем достигнут 6-6,5 млн. тонн. В настоящее время более двух третей экспорта казахстанской нефти обычно направляется в Европу через Россию. Но в последнее время большое внимание уделяется развитию потенциала так называемого Среднего коридора, что означает Каспийское море и ряд стран, включающих Азербайджан, Грузию и Турцию. Смаилов заявил, что стратегия диверсификации экспортных маршрутов Казахстана основывается на использовании танкеров из порта Актау для подачи нефти в трубопровод Баку-Супса, конечная станция которого находится на Черноморском побережье Грузии, и поездов, курсирующих по железнодорожной линии Баку-Батуми, а также поездов, следующих из богатых нефтью региона Атырау в Узбекистан и Китай. Перемещение всей этой нефти потребует инвестиций в транспортировку. «Тенгизшевройл», крупнейший производитель нефти в Казахстане, который разрабатывает месторождение «Тенгиз» в Атырауской области, удвоил количество железнодорожных цистерн в своем распоряжении и уже начал осуществлять пилотные поставки по железной дороге в Грузию и Узбекистан. Казахстан надеется поставлять до 1,5 млн тонн нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан в 2023 году в рамках растущих усилий по поиску экспортных маршрутов в обход России. Однако объем нефти, транспортируемой по альтернативным маршрутам, по-прежнему незначителен в относительном выражении. В прошлом году Казахстан отправил 54 миллиона тонн нефти в Европу по маршруту Каспийского трубопроводного консорциума, который проходит через Россию на протяжении сотен километров, прежде чем попасть в черноморский порт Новороссийск. Большая часть остальных 86 миллионов тонн, произведенных Казахстаном, отправилась в Китай Однако президент Касым-Жомарт Токаев оптимистично смотрит на долгосрочную перспективу. Выступая на публичном мероприятии в западной части Мангистауской области 7 ноября, он сказал, что объем нефти, транспортируемой по транскаспийскому маршруту через два казахстанских порта, Актау и Курык, в конечном итоге увеличится до 20 млн тонн в год. Он не уточнил сроки, в течение которых эта цель будет достигнута. Вопрос логистики является актуальным, поскольку Казахстан намерен увеличить добычу нефти. По словам Нурлана Жумагулова, исполнительного директора Союза нефтесервисных компаний, лоббистской группы, Казахстан планирует довести годовую добычу до 100 млн тонн к 2025 году, в основном за счет увеличения производственных мощностей на «Тенгизшевройл» и мегапромысле «Кашаган».

Таким образом очевидно, что пять центральноазиатских стран активно ищут новых партнеров для  торговли и инвестиций, чтобы заполнить области, которые освобождает Россия, И многие их этих потенциальных партнеров находятся в арабском мире. Официальные лица Центральной Азии в течение последних шести месяцев часто вели переговоры с правительствами Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Саудовская Аравия в последнее время ведет борьбу с Ираном за влияние в Таджикистане, и здесь на стороне КСА их серьезные финансовые авуары. В мае 2017 года появились сообщения о том, что Саудовская Аравия предоставит Таджикистану грант в размере 200 млн долларов на строительство нового здания парламента, что намного больше тех сумм, чем Саудовская Аравия когда-либо инвестировала в Кыргызстан, но это пока только начало долгого и пока не предсказуемого процесса.

Россия была доминирующей державой в Центральной Азии с 19-го века.

За последние 25 лет Китай установил сильное влияние в регионе. Но страны, которые активизируют свою деятельность в Центральной Азии и к которым обращаются жители Центральной Азии в это время ослабления российского влияния, находятся в основном в исламском мире, и у них есть свои собственные соперничества и конкурирующие интересы, которых нет, как это видно в случае с Кыргызстаном и Таджикистаном и сотрудничество этих стран с Турцией, Ираном и Саудовской Аравией так же важно для региональной стабильности в Центральной Азии, как и интересы России и Китая.

Китайская Народная Республика (КНР) наконец-то приступила к реализации своего долгожданного железнодорожного проекта в Узбекистан. На полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), состоявшегося в сентябре 2022 года, было принято официальное решение начать активную работу над железной дорог. Это вписывается в тенденции по всей Евразии за последние месяцы, которые сигнализируют о том, что Россия быстро теряет контроль над Южным Кавказом и Центральной Азией из-за  вторжения на  Украину. Государства Центральной Азии особенно уязвимы к последствиям катастрофической войны Москвы, поскольку регион уже страдает от негативных экономических и политических последствий. Основным недостатком для Кремля в потере регионального влияния является его ослабление позиций в качестве основного гаранта безопасности для своих периферийных стран. Негласное «разделение труда» с Пекином, в котором Россия в значительной степени способствует стабильности посредством военной и полицейской помощи, а КНР выступает в качестве экономического тяжеловеса, быстро рушится, поскольку Москву больше не считают ответственным партнером и союзником. По мере того, как доверие рассеивается, снижается и готовность государств Центральной Азии полагаться на Россию.  Это привело к решению Кыргызстана воздержаться от участия в военных учениях ОДКБ «Нерушимое братство-2022» и отказу от участия в учениях в Таджикистане. Кроме того, президент Кыргызстана Садыр Джапаров отказался ехать в Россию на саммит Содружества Независимых Государств (СНГ).

Военные учения рассматриваются как важная часть двусторонних связей, особенно в рамках ОДКБ. Отказ от участия — явный намек на ослабление престижа Москвы. Напротив, Пекин активно работает над расширением присутствия своих частных охранных компаний по всей Центральной Азии. В то же время, по крайней мере внешне, Пекин будет поддерживать координацию с Москвой и ее межправительственными организациями, такими как ОДКБ. Пример этого можно было увидеть в июне 2022 года, когда главный законодатель КНР Ли Чжаньшу объявил, что Пекин планирует укреплять обмены и сотрудничество с ОДКБ (Синьхуа, 6 июня). Многосторонние усилия КНР тщательно спланированы, чтобы уменьшить беспокойство в Москве и государствах Центральной Азии, но тенденция очевидна: Пекин готовится к более активному участию в регионе, вовлекая Центральную Азию в свои собственные инициативы. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) является одной из таких инициатив, и вице-президент Китая Ван Цишань принял участие в саммите в этом году в Казахстане. Другой является платформа «Китай + Центральная Азия» (C + C5), которая фокусируется на региональной безопасности и экономических вопросах. Эта платформа была создана во время пандемии и предоставляет Пекину возможность разработать целостный подход к Центральной Азии.

52.34MB | MySQL:106 | 0,578sec