«Иран, Израиль и шиитская ось в 2023 г.»: оценки экспертов на конференции INSS. Часть 6

В Институте исследований национальной безопасности (INSS) в рамках программы изучения Ирана 21 ноября с. г. состоялось мероприятие, анонсированное как ежегодное, под названием «Иран, Израиль и шиитская ось в 2023 году: год конфликта?» В конференции, организованной  при поддержке Фонда Конрада Аденауэра, приняли участие высокопоставленные официальные лица и эксперты из США, Европы и Израиля[i].

Участниками секции под названием «СВПД и борьба за новый мировой порядок» стали: Эрик Данон, посол Франции в Израиле; Дан Шапиро, бывший посол США в Израиле (2011-2017), бывший научный сотрудник INSS; Бенам Бен Талеблю, ведущий специалист по Ирану в американском Фонде защиты демократий (FDD); Эльдад Шавит, старший научный сотрудник INSS, полковник в отставке, служил в разведывательном отделе ЦАХАЛа и в канцелярии премьер-министра.

Модератор Амос Харель, военный комментатор издания Haaretz, исходя из наметившегося в ходе обсуждений консенсуса по поводу того, что ведение переговоров с Ираном о возобновлении ядерного соглашения в нынешних условиях невозможно, задал вопрос относительно позиции Израиля с учетом нового правительства во главе с Биньямином Нетаньяху, который много времени уделяет иранской проблеме.

Напомним, что на протяжении своих предыдущих каденций израильский премьер-министр при каждой возможности подчеркивал, что Иран представляет наибольшую угрозу для Израиля. В частности, будучи с визитом в США в интервью американскому телеканалу Б.Нетаньяху определил три самые большие угрозы для Израиля следующим образом –«Иран, Иран и Иран». Более того, в качестве одной из причин его крепкой дружбы, или «химии», с тогдашним «неоднозначным» президентом США Дональдом Трампом, помимо его делового стиля, он назвал согласие с такой израильской позицией[ii].

Б.Нетаньяху убеждал мировое сообщество в том, что ошибались те, которые утверждали, что «после заключения ядерной сделки Иран станет более умеренной, более мирной страной». Он настаивал на том, что «произошло прямо противоположное». Более того, он доказывал, что «иранцы пользуются ослаблением санкций для получения миллиардов и миллиардов долларов, которые они направляют на финансирование этой агрессивной империи, терроризма во всем мире и агрессии». Израильский премьер-министр призывал «не допустить того, чтобы они [иранцы] продолжали эти злонамеренные действия». При этом он подчеркивал роль Израиля как «первого препятствия на пути миссии Ирана», утверждал, что «Израиль — это все, что стоит между Ираном и остальным миром», и недвусмысленно заявлял, что, с одной стороны, иранцы создают военные базы в Сирии, а с другой – Израиль «не может этого допустить»[iii].

Э.Шавит отметил отсутствие большой разницы между правительствами Нетаньяху и предыдущим кабинетом министров во главе Нафтали Беннетом и Яиром Лапидом. По его словам, «все они рассматривали Совместный всеобъемлющий план действий как огромную проблему и всячески старались предотвратить начало переговоров по его возобновлению». Эксперт считает, что «это сработало, но с наличием или без вмешательства Израиля СВПД уже менее релевантно». Проблему он видит в том, что «Израиль при этом не смог представить альтернативу СВПД, кроме как оказывать давление на Иран». Это он считает правильным, но остается вопрос – помогут ли такие меры достичь цели? Эксперт также указал на то, что в Израиле в последнее время звучит много критики в адрес США и стран Запада. Это также относится к Рону Дермеру, бывшему послу Израиля в США, готовящемуся стать министром иностранных дел в правительстве Нетаньяху. Глава Совета национальной безопасности Эяль Хулата, в частности, раскритиковал США в связи с тем, что они не достаточно делают для Израиля, игнорируют его интересы. По мнению Э.Шавита, «когда Израиль так много критикует Запад, это свидетельствует о наличии у него проблемы, так как если бы у него был свой вариант действий, то и не нужно было бы кого-то критиковать». Причину такой ситуации он видит в том, что «в Израиле мечтают о том, что США решат его проблемы за него. Однако у Запада нет инструментов для решения иранской проблемы, потому что есть огромная разница между тем, как на нее смотрят в западных странах и в Израиле. Для израильтян ядерный Иран – это срочная экзистенциальная проблема, которая должна быть решена здесь и сейчас, тогда как для Запада это не так. И не только потому, что Иран не ему не угрожает так, как Израилю, а потому что на Западе есть очень много других вопросов». По его словам, «все знают, что вызовом для США является Китай, война на Украине также заставляет западные правительства делать огромные вложения». Таким образом, в данном случае проблема заключается в том, что на Западе и в Израиле по-разному воспринимают угрозы со стороны Ирана.

Что касается диалога между администрацией Байдена и израильским правительством, Э.Шавит исходит из того, что «в Белом доме все хорошо понимают, для них не является секретом то, что хочет Израиль. Однако какие конкретно варианты действий существуют?» – спрашивает он. По мнению эксперта, требование Израиля оказывать на Иран больше давления является проблематичным, так же как и создание наступательного и эффективного плана действий. Он объясняет это тем, что «США четко объяснили, что они не собираются начинать еще одну войну, особенно с Ираном в настоящее время, тогда как уровень обогащения урана не воспринимается как угроза на Западе в такой же мере, как в Израиле. Поэтому у Израиля очень мало вариантов для решения иранской проблемы».

«Даже если бы СВПД было восстановлено, у Израиля все равно не было бы большого выбора для действий», – полагает Э.Шавит. Отмечается, что «у Израиля есть несколько подходов к решению иранской проблемы. Прежде всего, ему нужен свой собственный вариант, главным образом путем сдерживания Ирана, а также подталкивания к этому Запада. Израиль должен вместе с западными странами сформулировать красные линии, которые бы обозначили те действия, которые не допустимы. Необходимо предпринять меры, которые затруднили бы Ирану развитие его ядерной программы, особенно в такой ситуации, когда страна охвачена беспорядками. Израиль должен быть готов к ситуации, когда иранцы продолжат обогащать уран». По мнению эксперта, «для Израиля независимый военный вариант на самом деле не существует, но даже если предположить, что ему придется атаковать Иран, еврейское государство будет нуждаться в американской поддержке и в дипломатическом прикрытии. И раньше, когда рассматривалась эта опция, в Израиле исходили из того, что им понадобится такая помощь от США»[iv].

[i] https://www.inss.org.il/wp-content/uploads/2022/11/Iran_Social_ENG5_Site_program-1024×728.jpg

[ii]‘Iran, Iran, Iran’: In Fox interview, Netanyahu identifies greatest threat to Israel // Jerusalem Post. 12.03.2018.  https://www.jpost.com/israel-news/benjamin-netanyahu/iran-iran-iran-in-fox-interview-netanyahu-identifies-greatest-threat-to-israel-544837

[iii] Там же.

[iv] The Nuclear Deal and the Struggle for the New World Order. https://www.inss.org.il/event/iran-2023/

52.25MB | MySQL:103 | 0,504sec