О влиянии турецко-пакистанского военно-технического сотрудничества на модернизационные процессы в надводном флоте ИРП

25 ноября 2022 года на предприятии Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле состоялась церемония спуска на воду корвета (282) «Хайбар» (Khaibar) проекта MILGEM, предназначенного для пакистанского флота. Судя по размещенным в интернете фото- и видеоматериалам, на мероприятии присутствовали президент Турции Р.Т.Эрдоган и премьер-министра Пакистана Шахбаз Шариф.

Достоверно известно, что в июле 2018 года командование Военно-морских сил (ВМС) Пакистана заключило контракт на поставку четырех разработанных в рамках программы MILGEM корветов класса «Ада» с консорциумом турецких компаний, возглавляемым ASFAT AS (Military Plants and Shipyard Management Joint Stock Company). Точная стоимость заказа не раскрывалась, но по данным СМИ, она составила 1,5 млрд долл. По условиям контракта, два корабля будут построены в Стамбуле, еще два – на предприятии KSEW (Karachi Shipyard & Engineering Works) в Карачи. Турецко-пакистанское соглашение предусматривает передачу Пакистану соответствующих технологий и прав интеллектуальной собственности на проект корабля, а также подготовку инженерного состава.

Представляет интерес эволюция подходов турецкого ОПК к постройке кораблей данного типа. Например, резка первой стали для постройки головного корвета, (280) «Бабур», началась на предприятии Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле в сентябре 2019 года. Корабль был спущен на воду в августе 2021 года. Как ожидается, в боевой состав ВМС Пакистана корабль войдет в августе 2023 года. Закладка киля второго корвета, (281) «Бадр», состоялась на предприятии KSEW в Пакистане 25 октября 2020 года, спуск на воду прошел 20 мая 2022 года. Согласно планам, он будет поставлен ВМС Пакистана в начале 2024 года. Закладка киля третьего корвета, (282) «Хайбар», состоялась на предприятии Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле 31 апреля 2021 года. Его поставка запланирована на август 2024 года. Резка стали для постройки четвертого корабля началась 15 июня 2021 года, киль был заложен в ноябре 2021 года. Как планируется, строительство всех кораблей будет завершено в феврале 2025 года.

Как известно, у нового надводного корабля присутствуют следующие тактико-технические характеристики. По информации ASFAT AS, максимальная длина корвета для ВМС Пакистана составляет 108,2 м, максимальная ширина – 14,8 м, водоизмещение – 2985 т, экипаж – 93 человека. Корабль будет оснащен комбинированной главной энергетической установкой CODAG (Combined Diesel and Gas Turbine) с газотурбинным двигателем LM2500 и двумя дизельными двигателями. Расчетная скорость – более 26 узлов, дальность хода – 3500 морских миль на скорости 15 узлов.

Известно, что конфигурация пакистанских кораблей класса MILGEM официально не разглашается. Согласно различным источникам, в состав вооружения корвета войдут 76-мм артиллерийская установка, 6 пусковых установок противолодочных ракет, 2 модуля с 25-мм артиллерийскими установками, 2 двухтрубных 324-мм торпедных аппарата.

По имеющейся информации, проект корвета «Ада» был адаптирован к требованиям ВМС Пакистана, включая оснащение 16-контейнерной вертикально пусковой установкой, позволяющей выполнять пуск зенитных управляемых ракет LY-80. Корабль будет оснащен радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой SMART-S Mk.2, позволяющей на дальностях до 250 км обнаруживать и сопровождать до 500 воздушных и надводных целей, а также системой радиоэлектронной разведки ARES-2NC турецкой компании Aselsan.

Примечательно, что одновременно со спуском на воду корвета (282) «Хайбар» на предприятии Istanbul Naval Shipyard состоялись закладка киля головного патрульного корабля прибрежной зоны (OPV) P-1220 «Ахисар» и резка первой стали для второго корабля, P-1221 «Кочисар» класса «Хисар» (Hisar), предназначенных для ВМС Турции, что говорит о способности турецких судостроительных предприятий наращивать производственные мощности.

Следует обратить внимание, что представители турецких компаний Savunma Teknolojileri Mühendislik A.Ş. (STM), Aselsan, Havelsan подписали рамочное соглашение о сотрудничестве по модернизации пакистанских дизельных подводных лодок. Интересно, что руководство Пакистана планирует приобрести несколько малозаметных корветов проекта «Ада» (пр-во турецкой компании MILGEM). Турецкая компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. предлагает официальному Исламабаду проект малозаметного ракетно-артиллерийского катера (МРАК) FAC-55, который будет вооружен 2 артиллериийскими установками калибра 76 мм и 2 счетверенными поднимающимися пусковыми установками для ракет. Известно, что турецкие кораблестроители разрабатывают проект скоростного ударного катера для ИРП. Пока что самым серьезным недостатком катера будет отсутствие систем ПВО.

Таким образом, в последние годы отмечается активизация военно-технического сотрудничества Анкары и Исламабада по различным направлениям. Учитывая складывающуюся обстановку, особый приоритет в ближайшее время обоими странами будет отдан наращиванию своей морской мощи. Такой подход обуславливает не только самостоятельное производство кораблей, но и их совместную разработку и совместное производство отдельных агрегатов и оборудования.

62.2MB | MySQL:101 | 0,621sec