Еще одной темой, обсуждавшейся в конце минувшей недели в рамках последнего к настоящему моменту заседания специального комитета Бундестага по расследованию обстоятельств завершающего этапа миссии Бундесвера в Афганистане в период с 29 февраля 2020 г. по 30 сентября 2021 г. было избрано изучение роли ФРГ во внутриафганских переговорах, включая продолжающуюся оценку влияния на курс Германии Дохийского соглашения между США и движением «Талибан» (запрещено в РФ). С целью дальнейшего прояснения ситуации в качестве свидетеля был приглашен представитель канцелярии главы правительства федеральной республики, отвечавший на момент указанных событий за взаимодействие со странами Азии.
Прежде всего свидетель сообщил, что несмотря на широкий региональный охват, кризисные регионы, такие как Афганистан, отнимали до четверти его рабочего времени, что судя по всему, должно быть истолковано как глубокая погруженность офиса экс-канцлера А.Меркель в происходящее на рассматриваемом треке. По словам опрошенного представителя канцелярии, после подписания соглашения в Дохе Берлин озаботился двумя важными задачами. Первая из них состояла в необходимости обозначения критериев исполнения договоренностей США с талибами, а вторая – в поддержке политического внутриафганского диалога. Более того, как утверждал свидетель, соответствующие предложения Берлина были представлены тогдашней американской администрации при поддержке А.Мерель.
Как было обозначено на заседании следственного комитета Бундестага, на втором этапе осуществления Дохинского соглашения, который продолжался в течение 14 месяцев, ФРГ была ориентирована на то, чтобы «выиграть время для внутриафганских мирных переговоров», а это, в свою очередь, требовало корректировки времени вывода иностранных сил из страны. Однако проект федерального правительства столкнулся со сложностями в виде внутриполитической ситуации в Афганистане после президентских выборов 2019 г., по итогам которых два кандидата на ключевой пост провозгласили себя победителями. В результате в определенной степени активность Берлина была скована до весны 2020 г., когда А.Гани А.Абдулла подписали соглашение о разделе власти.
По утверждению свидетеля из федеральной канцелярии, афганское правительство стало «сложным партнером по мнению федерального правительства», однако Берлин был вынужден взаимодействовать с ним, поскольку не имел альтернатив. Также на последнем к настоящему моменту заседании парламентского комитета по расследованию завершающего этапа миссии в Афганистане было отдельно подчеркнуто, что от Германии ждали активных усилий по координации внутриафганских переговоров, включая проведение их раунда с участием «Талибана» на территории федеральной республики. По словам свидетеля, кабинет А.Меркель не имел целью уклониться от этого запроса, а потому оценивал его преимущества и недостатки. Вместе с тем, право принять соответствующую встречу получил Катар, что, по словам свидетеля, было продиктовано интересами международных партнеров, которые Берлин также никогда не игнорировал.
В целом в показаниях представителя федеральной канцелярии, равно как и в выступлении заслушанного в тот же день начальника профильного управления министерства экономического сотрудничества и развития заметна попытка оправдать действия правительства А.Меркель. Оно, в свою очередь, если судить по архивным материалам внешнеполитического ведомства ФРГ за 2019 — 2021 г., делало ставку на совместные усилия с Катаром, направленные на содействие формированию в Афганистане легитимного режима, пользующегося экономической поддержкой международного сообщества, включая ФРГ. Казалось бы, подобный уклон в работе комитета должен оказаться невыгодным для коалиции «светофор» под руководством О.Шольца, однако, это не совсем так, поскольку за координацию внутриафганских переговоров с привлечением посреднических усилий Катара отвечал член ныне старшей коалиционной партии СДПГ – Х.Маас.
Впрочем, стремление обезопасить себя от критики за прочеты при выводе Бундесвера из Афганистана рискует все же создать определенные проблемы для действующего федерального правительства, поскольку поиск оправдания для решений кабмина А.Меркель косвенно усиливает позиции ныне главной оппозиционной силы — ХДС. Председатель партии Ф.Мерц пока сосредоточился на миграционной политике, реформировать которую в пользу легализации большего числа просителей убежища хочет кабинет О.Шольца. В противовес этому ХДС предлагает сконцентрироваться на приеме квалифицированных специалистов, одновременно стимулируя депортации «тех, кто не имеет перспектив в Германии». К последним Ф.Мерц относит в том числе выходцев из Афганистана, отправке которых на родину мешает внутренняя нестабильность, угроза безопасности, нехватка у беженцев необходимых документов, а также отсутствие отношений между государствами, которые бы позволили координировать процесс. В результате, в перспективе возникает вероятность усиления критической риторики ХДС в адрес коалиции «светофор» по таким пунктам, как оказание экономической помощи Афганистану для улучшения социально-экономической ситуации или поддержка усилий, позволяющих трансформировать режим талибов и добиться инклюзивности институтов власти.