Южный Судан: правда о кенийских инструкторах

На этой неделе суданские СМИ опубликовали «сенсационные материалы», в которых освещалось намерение кенийских военных направить в Южный Судан порядка двухсот своих военных инструкторов для тренинга южносуданской армии. По тем же данным, первая группа кенийцев в составе 95 офицеров уже прибыла на юг Судана и приступила к своим обязанностям. Найроби планирует послать специалистов в области артиллерии, сухопутных сил, военной логистики, полевой разведки и пилотов вертолетов. Также утверждается, что кенийцы помогут бойцам Суданской Народно- Освободительной Армии (СНОА) овладеть искусством боевых действий на танках российского и украинского производства Т-72. 33 такие машины перевозились, как известно, на борту злосчастного сухогруза «Фаина», который пережил долгую эпопею с захватом его пиратами. Теперь утверждается, что 33 танка все-таки были переброшены воздушным путем на юг Судана и базируются в настоящее время в столице южносуданского штата Лейкс Рамбеке.

Общая цель благородна – помочь поставить партизанские формирования южан на рельсы полноценной регулярной армии. В «белой книге» СНОА, которая была опубликована этим летом, говорится, что «правительство Южного Судана обязуется информировать своих соседей и международное сообщество обо всех своих шагах в области оборонной политики». Там же утверждается, что Джуба «проводит планомерную политику по созданию полноценных вооруженных сил, в которых будут представлены все рода войск, включая авиацию». Естественно, последовала быстрая реакция Хартума, который в своем официальном заявлении разъяснил, «что по условиям Всеобъемлющего мирного соглашения южане жестко лимитированы в развертывании своих вооруженных сил и обязаны действовать в координации с суданской армией». Что, кстати, является сущей правдой.

Вскоре появилось опровержение и самих южносуданцев. Пресс-секретарь СНОА генерал Дьем Куол объявил утверждения о направлении 200 кенийских военных на юг Судана «фальшью». Он также опроверг информацию о том, что 33 Т-72 с «Фаины» были доставлены в Джубу воздушным путем и якобы выдвинулись на границу с северными суданскими штатами. По словам южносуданского военного, ВВС Южного Судана просто не располагает достаточным для таких операций техническим потенциалом. Куол также подтвердил наличие «небольшой группы кенийских военных», которая тренирует южносуданских военных «административным методам управления» согласно официальному контракту. Указанные тренинги, по словам Коула, проходят продуктивно и рассчитаны на 4 месяца, но никакого отношения к тренировкам на Т-72 они не имеют.

Генерал также опроверг то, что танки южносуданцев выдвинулись на север. Он объяснил передвижение крупных воинских формирований СНОА желанием защитить мирное население от межплеменных столкновений, которые в последнее время участились.

Такие передислокации действительно имели место и были зафиксированы техническими возможностями спутниковой разведки британских вооруженных сил.

Теперь остается понять, что на самом деле произошло, где правда, а где, скажем мягко, не совсем.

Начнем с того, что Кения действительно не направляла и в ближайшее время не намерена направлять своих военных советников в составе аж 200 человек на юг Судана. У кенийской армии ко всему прочему просто нет такого количества компетентных специалистов в таких разнообразных областях военного искусства. Правда и то, что 95 кенийских военных работают по контракту в Джубе. Их функции следующие: обучение работе с персоналом, вопросы связи и поддержание международных контактов.

Но есть один нюанс. Около полугода назад делегация из Пентагона действительно зондировала возможность участия Кении в реформировании южносуданских воинских формирований, в том числе и направления в Джубу контингента кенийских инструкторов. После первичного зондажа американцы заморозили свою просьбу, ограничившись лишь просьбой о направлении в Южный Судан группы переводчиков. Что и было сделано. Они задействованы на тренировках южносуданских военных американскими инструкторами, в том числе и по разведдисциплинам.

Замораживание такой просьбы Пентагона обусловлено не только вопросами количества и качества кенийских военных, но внутренней войной в Вашингтонских коридорах власти по вопросам направления вектора политики на суданском направлении. С учетом примерно ясной позиции специального представителя США по Судану С.Грейшена очевидно (даром, что бывший генерал), что он не в восторге от усиления южносуданской армии, что грозит сорвать весь процесс внутрисуданского урегулирования. Так что тренировки южносуданцев американскими инструкторами продолжаются, но не расширяются.

Танки с «Фаины» действительно попали в конце мая с.г. в Южный Судан, но не воздушным путем, а грузовиками, что было очень трудно сделать с учетом качества дорог. Кстати, всю логистическую поддержку указанного трансфера и его финансирование осуществляла некая южноафриканская фирма. Отметим на, что ее штаб-квартира располагается в Лондоне и руководит ею британский подданный.

До Джубы дошло не 33 Т-72. а всего лишь 24. Девять танков остались в Найроби и сейчас находятся на вооружении национальных вооруженных сил. Все эти танки, и не только они, были действительно передислоцированы в северные районы Южного Судана и действительно используются для сдерживания не в меру ретивых племенных вождей. Но правда также и то, что Джуба концентрирует свои войска на границе северосуданских штатов не только из-за вспышек трайбализма. Джуба готовится к разным сценариям референдума о независимости 2011 года. С этой целью южносуданские военные инфильтруются мелкими группами в «проблемные области», в том числе, и в Южный Кардофан.

То, что Джуба, несмотря на то, что фактически все члены Совбеза ООН имеют солидарное мнение о «желательности сохранения единства Судана в той или иной форме», оставляет в резерве идею о независимости, очевидно.

Последним подтверждением этому стала резко негативная реакция южан на последнее заявление координатора международной деятельности ЕС Х.Соланы о «нежелательности возникновения на юге Судана еще одного проблемного государства».

Очевидно также и то, что Джуба начинает опасаться собственных избирателей, которые постоянно проживают в более благополучных северных штатах Судана, и явно не готовы поддержать стремление Юга стать независимым. Иначе трудно объяснить, почему основным «камнем преткновения» на переговорах между Севером и Югом по вопросам референдума стал именно вопрос об участии всех уроженцев южных штатов в процедуре волеизъявления, независимо от их места пребывания.

52.31MB | MySQL:106 | 0,655sec