Саудовская Аравия: вновь о покушении на принца Мухаммеда Бен Наефа

Осуществляемое саудовскими специальными службами расследование произошедшего 27 августа 2009 г. покушения на помощника саудовского министра внутренних дел по вопросам безопасности принца Мухаммеда бен Наефа, как и заявления представителей саудовского антисистемного подполья проливают дополнительный свет на эту террористическую акцию.

Речь идет, в первую очередь, о том, что стало известно имя террориста-самоубийцы, предпринявшего попытку покушения на одну из основных фигур саудовского аппарата антитеррористической борьбы и сына министра внутренних дел принца Наефа бен Абдель Азиза. Распространенное 30 августа 2009 г. заявление организации «Аль-Каида на Аравийском полуострове – Аль-Каида фи Аль-Джазира аль-арабийя» сообщало, что им был Абдалла Хасан Талиа Асири, включенный (как и его старший брат Ибрагим) в «Список 23 саудовцев, скрывающихся на территории Йемена». Впоследствии эта информация была подтверждена и представителями саудовского министерства внутренних дел.

А.Х.Т. Асири – двадцатитрехлетний саудовский гражданин и уроженец саудовской столицы. Как сообщил его отец – Хасан Асири встретившемуся с ним 31 августа 2009 г. корреспонденту лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат» в Эр-Рияде, оба его разыскиваемых саудовской государственной безопасностью сына четыре года назад покинули дом своих родителей, и какие-либо контакты между ними и их родителями с тех пор полностью прекратились. При этом и Абдалла, и Ибрагим Асири были ранее студентами, соответственно, третьего и четвертого курса «технического факультета» эр-риядского университета имени короля Сауда. Как говорил их отец корреспонденту «Аш-Шарк Аль-Аусат», он никогда не замечал каких-либо «изменений в мыслях» своих сыновей. Напротив, они были прилежными студентами, заботившимися о своей семье и, более того, примерными мусульманами, — посвящая свое время «благотворительности» и «оказанию помощи бедным и обездоленным». Описывавшаяся ситуация была абсолютно типична для любого из уже обнаруженных в Саудовской Аравии членов террористического подполья, — их частная жизнь ни в коей мере не была известна их семьям. Более того, все эти люди (что лишь подтверждал случай Абдаллы и Ибрагима Асири), по мнению их родственников (а очень часто и соседей) были примерными сыновьями, настойчиво учились и всегда соблюдали все положения той религиозной доктрины, в которой они были воспитаны своими «богобоязненными» семьями.

Однако далее происходило то, что никак не совпадало с их «идеальным» образом. По данным саудовской государственной безопасности, Абдалла (как и Ибрагим) Асири в течение последних четырех лет находился в Йемене. Его пребывание там включало в себя обучение «обращению с оружием, взрывчаткой и использованию ядов». После своего возвращения в Саудовскую Аравию оба брата (как и все члены «Списка 23») должны были стать «организаторами и исполнителями акций, направленных против высших должностных лиц королевства, а также расположенных на его территории объектов нефтяной инфраструктуры». В Джидду, где и была предпринята попытка покушения на принца Мухаммеда бен Наефа, А. Асири прибыл самолетом из пограничной с Йеменом саудовской провинции Неджран.

Важны и некоторые подробности тех контактов, которые были установлены между А. Асири и принцем Мухаммедом бен Наефом накануне покушения. Как отмечалось в распространенном 1 сентября 2009 г. специальном заявлении саудовского министерства внутренних дел, будущий исполнитель террористического акта, прибыв в Джидду, связался с принцем Мухаммедом бен Наефом по мобильному телефону, сообщив помощнику министра внутренних дел по вопросам безопасности о своем «раскаянии», как и о том, что он хотел бы встретиться с принцем и выполнить возложенное на него поручение «группы раскаявшихся саудовцев, живущих в крайне стесненных условиях в Йемене, желающих вернуться на родину». Речь шла о возможности предоставления этой «группе раскаявшихся» (в их числе были и члены их семей – женщины и дети) личных гарантий безопасности со стороны представителя королевской семьи и, одновременно, одной из ведущих фигур в системе саудовской государственной безопасности. В ходе телефонного разговора принц Мухаммед бен Наеф и А. Асири достигли договоренности о том, что все детали будущего возвращения «группы раскаявшихся» будут обсуждены ими в ходе личной встречи во время приема принцем «делегации поздравляющих» его с наступлением месяца рамадан. Одновременно предполагалось, что в ходе этой встречи и в присутствии «поздравляющих» А. Асири публично заявит о собственном «раскаянии» и обратиться к принцу с просьбой о его «покровительстве». Взрыв произошел, как подчеркивалось в заявлении саудовского министерства внутренних дел, в то время, когда по просьбе А. Асири принц Мухаммед бен Наеф вел по телефону переговоры «с одним из членов группы раскаявшихся» об условиях возвращения этой «группы» в Саудовскую Аравию.

Завершая описание случившегося, все то же заявление отмечало: «Сообщая об этом достойном сожаления эпизоде, министерство внутренних дел подчеркивает, что то, что совершил взрывник-самоубийца, как и те, кто стоит за ним, не более чем вероломство и измена, осуждаемое Благородным Шариатом и подлинными арабскими нравами и традициями. Взрывник-самоубийца пошел на преступление, нарушив данные им ранее обещания, он скрыл свои злостные намерения словами заботы о женщинах и детях, он попрал святость месяца Рамадан». Тем самым, говорилось далее в заявлении, «была вновь доказана лживость приверженности таких людей к нашей Благородной Религии, которая никогда не будет опорочена подобными деяниями». Но это были только красивые слова!

Куда как более решительным выглядел второй заместитель председателя совета министров и министр внутренних дел принц Наеф бен Абдель Азиз, отмечавший 1 сентября 2009 г. на заседании возглавляемого им Высшего комитета по делам хаджа: «Случившееся лишь усилит нашу решимость еще более активно и целенаправленно бороться с идеями заблудшей секты, выкорчевывать питающие ее источники и избавлять страну и ее граждан от зла». Впрочем, решительность «сильного человека» саудовского истеблишмента оправдана, — время очередного паломничества миллионов мусульман к святыням Мекки приближается, а то, что произошло с принцем Мухаммедом бен Наефом, доказывает внутрисаудовское антисистемное подполье способно совершать непредсказуемые террористические акты, выбирая для этого необходимое время и место. Принц Наеф в его качестве главы Высшего комитета по делам хаджа всегда стоял перед необходимостью исключения каких-либо проявлений деятельности сторонников «заблудшей секты» во время проведения паломничества, однако, ныне, что доказывает его решительный тон, эти проявления могут стать реальностью, как уже стал реальностью все более распространяющийся в Саудовской Аравии вирус H1N1, исключение заражения которым больших групп совершающих хадж также лежит на плечах принца Наефа.

Обеспокоенность ситуацией, которая может возникнуть во время проведения хаджа, уже высказал и король Абдалла. 1 сентября 2009 г. в ходе очередного заседания возглавляемого им совета министров саудовский монарх подчеркивал: «Мы стоим перед необходимостью активизации усилий, направленных на полное выкорчевывание источников, которые питают преступную заблудшую секту в нашей стране». Вместе с тем, делая акцент в своем выступлении на заседании на «героизме сотрудников службы безопасности», на «совершаемых ими мужественных действиях ради защиты нашей Благородной Религии», глава саудовского политического истеблишмента, по сути дела, признавал, говоря о том, что «служба безопасности и ее люди не свободны от влияния заблудшей секты», что и в ряды тех, кто занят в этой службе, могут проникнуть «разрушительные представления противников Ислама». Более того, отмечая, что «народ королевства стоит вместе с сотрудниками службы государственной безопасности в их совместном противостоянии заблудшей секты», король Абдалла завуалировано признавал, что реальная действительность на самом деле значительно сложнее.

Конечно, на отражение «преступников-террористов»-членов антисистемного подполья или, говоря иначе, «заблудшей секты» сегодня вновь мобилизован и официальный религиозный истеблишмент Саудовской Аравии. Но в методах его действия происходят и ощутимые перемены, — отвечая сторонникам «заблудшей секты», проводящим курс на «отлучение» саудовского политического истеблишмента от религии, ведущие фигуры религиозного истеблишмента также заявляют о «сомнительности» исповедания этими сторонниками ислама. Как отмечал 2 сентября 2009 г. в ходе встречи с сотрудниками министерства внутренних дел Верховный муфтий Саудовской Аравии Аль Аш-Шейх, «те, кто проливает кровь мусульман, кто ведет преступную жизнь и идет на осуществление самоубийственных террористических актов, не являются подлинными верующими». Именно эти люди, говорил он, «сеют зло на земле, что категорически осуждается нашей Священной Религией».

Важно, вместе с тем, и другое обстоятельство, — эти слова Верховный муфтий королевства адресовал сотрудникам той государственной структуры, которые и осуществляют антитеррористические операции. Именно их он призывал «к соблюдению священный положений Шариата», как и к «следованию по пути, начертанному Богом и правителями страны». Именно им Аль Аш-Шейх говорил: «Подлинный мусульманин – тот, кто возвысился до верного понимания смысла ответственности. А ответственность состоит и в том, чтобы помогать правителям в добре и противостоянии злу».

52.2MB | MySQL:103 | 0,622sec