Ситуация в Ливии: октябрь 2022 г.

2 октября в Триполи было объявлено об обнаружении массового захоронения 42-х неопознанных лиц в Сирте (450 км к востоку от Триполи) – бывшем бастионе «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Место захоронения находилось на территории бывшей школы. Компетентные структуры приступили к попытке идентификации погребенных на основании анализа ДНК.

Напомним, что ливийская ветвь ИГ превратила Сирт в свой оплот в период с 2015 по 2016 гг. В конце 2016 г. город был освобожден силами Правительства национального согласия (ПНС, Триполи). После боев город остался в руинах. Уцелевшие джихадисты переместились в Сахару на крайний юг Ливии.

В октябре 2017 г. в районе Сирта было обнаружено массовое захоронение, в котором находились тела 21 копта, убитых джихадистами в 2015 г. В октябре 2018 г. в Сирте было обнаружено массовое захоронение боевиков ИГ, в котором находились 110 тел. В декабре власти объявили об обнаружении захлоронения, в котором находились тела 34 эфиопов, казненных боевиками ИГ в 2015 г. В конце августа с. г. в Сирте во дворе одной из больниц были обнаружены два захоронения, в которых находились 7 и 8 тел.

7 октября было объявлено об обнаружении массового захоронения на берегу Средиземного моря у города Сабрата. В нем находились 15 тел в том числе обгоревшие. По данным правозащитников, речь шла о незаконных иммигрантах. 9 октября Миссия ООН в Ливии (Manul) осудила «чудовищное убийство по меньшей мере 15 мигрантов», призвав «предать правосудию» убийц. По данным Manul, 11 обгоревших тел были обнаружены на борту лодки, стоявшей у берега, еще 4 тела со следами ран находились поблизости. По одной из версий, они стали жервами столкновения между конкурирующими перевозчиками. Миссия потребовала от ливийских властей «гарантировать быстрое, независимое и гласное расследование»  происшедшего. Эта драма «жестоко напоминает о беззащитности мигрантов в Ливии, о всеобщем нарушении человеческих прав со стороны мощных сетей перевозчиков и преступников», отмечалось в коммюнике Manul. Согласно ливийским СМИ, большинство погибших были выходцами из африканских стран южнее Сахары.

3 октября Ливия и Турция подписали соглашение о ведении разведки на углеводороды в ливийских водах. Это произошло три года спустя после подписания между ними противоречивого соглашения о делимитации морской границы в Восточном Средиземноморье, вызвавшего гнев Евросоюза. «Мы подписали меморандум о согласии относительно ведения разведки на углеводороды в территориальных водах Ливии, а также на ливийской территории. Эта работа будет проводиться совместными турецко-ливийскими компаниями», — заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу на совместной пресс-конференции с ее ливийской коллегой от правительство национального объединения (ПНО) Наджлой аль-Мангуш.

Упомянутый выше меморандум был подписан в ходе визита в Триполи высокопоставленной турецкой делегации, в состав которой входили, в частности, министр энергетики Фатих Донмез, министр обороны Хулуси Акар, министр торговли Мехмет Мус. Как пояснил представитель ПНЕ Мохаммед Хамуда, меморандум предусматривает «развитие проектов, связанных с разведкой и добычей углеводородов, а также транспортировкой нефти и газа».

Напомним, что соглашение о делимитации было подписано в ноябре 2019 г. между базировавшимся в Триполи ПНЕ и правительством Турции. Этот документ формально позволяет Анкаре предъявлять свои права на обширные зоны в Восточном Средиземноморье в ущерб Греции и Евросоюзу. По оценке М.Чавушоглу, данное соглашение «касается двух суверенных стран, оно основано на принципе «выигравший – выигравший» для них, и другие страны не имеют права вмешиваться в эти дела».

Новый документ вызвал крайне негативную реакцию в Египте и Греции.      9 октября главы МИД Египта и Греции назвали «незаконным» меморандум о ведении разведки углеводородов в ливийских водах, подписанный между правительством в Триполи и Турцией. «Это соглашение угрожает стабильности и безопасности в Средиземноморье», — заявил в Каире глава МИД Греции Никос Дендиас. По его оценке, Триполи «не имеет необходимого суверенитета над этой зоной» для того, чтобы подписывать такое соглашение, что делает его «незаконным и неприемлемым». По оценке главы МИД Египта Самеха Шукри, мандат правительства в Триполи истек, и поэтому у него «нет законных оснований подписывать соглашения».

Напомним, что в 2019 г. ЕС осудил новую делимитацию в Восточном Средиземноморье, а Париж расценил соглашение между Анкарой и Триполи как «несоответствующее международному праву». В обмен на соглашение 2019 г. Анкара оказала военную помощь Триполи при отражении наступления сил Халифы Хафтара на столицу Ливии в июне 2020 г.

Спикер базирующегося на востоке Ливии парламента страны Агила Салех назвал новое соглашение «незаконным и непреемлемым». «Восточное» правительство Фатхи Башаги также отвергло его, заявив, что оставляет за собой право «прибегнуть к международному праву» с тем, чтобы добиться аннулирования соглашения.

Египет и Греция подписали в августе 2020 г. свое собственное соглашение о демаркации морской границы в Восточном Средиземноморье, ответив таким образом на соглашение между Анкарой и Триполи.

6 октября глава ливийского правительства в Триполи Абдедль Хамид Дбейба выступил в защиту нового соглашения с Анкарой. «Турецко-ливийский меморандум основан на двусторонних соглашениях, подписанных до 2011 г. Мы имеем право подписывать любые соглашения о сотрудничестве с другими странами, — утверждал он. – В связи с ростом спроса на газ на фоне войны на Украине мы намерены продолжить разведку на углеводороды в наших территориальных водах с помощью соседних стран».

7 октября Франция заявила, что «приняла к сведению» сообщения о турецко-ливийском меморандуме, расценив его как «не соответствующее международному морскому праву». Позиция Парижа «относительно этого меморандума остается неизменной», отмечалось в коммюнике МИД Франции. «Этот меморандум несет ущерб суверенным правам стран – членов Европейского Союза, он не соответствует международному морскому праву и не может нести юридических последствий для третьих стран», — отмечалось в документе.

25 октября Ливия и Турция подписали два соглашения о военном сотрудничестве. Известно, что одно из них, в частности, предусматривает модернизацию при помощи Анкары ВВС «правительства» в Триполи. Соглашения подписывались в Стамбуле министром обороны Турции Хулуси Акаром и премьер-министром ливийского «правительства» в Триполи А.Дбейбой по случаю посещения последним турецкой оборонной выставки. Про второе соглашение известно, что оно «включило в себя несколько договоренностей относительно реализации соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности», подписанного в 2019 г. Анкарой и предыдущим правительством в Триполи.

14 октября в Триполи приступил к исполнению своих обязанностей новый эмиссар ООН в Ливии сенегалец Абдулайе Батили. Он также возглавил Manul. Новый эмиссар ООН в Ливии стал девятым по счету с 2011 г. Он назвал своим главным приоритетом нахождение «консенсуса (между сторонами внутриливийского конфликта) для скорейшего проведения инклюзивных и признаваемых национальных выборов на базе «солидных конституционных рамок». Последние пока в Ливии отсутствуют. По словам А.Батили, ООН полна «решимости поддержать Ливию в организации инклюзивных президентских и парламентских выборов». «Воля миллионов ливийцев, записавшихся в списки избирателей (на выборы, которые должны были пройти но не прошли в декабре 2021 г.), должна быть исполнена», — сказал он.

28 октября Совет Безопасности ООН продлил на один год мандат политической миссии этой организации в Ливии Manul. Ранее из-за разногласий среди участников Совбеза несколько раз мандат Manul продлевался всего на 3 месяца в каждом случае. В частности, Россия таким жестом добивалась назначения нового эмиссара ООН в Ливии в качестве предварительного условия продления мандата на обычный один год. После того, как конфликт был исчерпан, Совет Безопасности ООН единогласным решением проголосовал за продление мандата Manul до 31 октября 2023 г.

В резолюции Совбеза содержался также призыв «ко всем ливийским сторонам и другим ключевым участникам конфликта конструктивно сотрудничать с А.Батили с тем, чтобы он (продуктивно) выполнил порученную ему миссию».

Совбез также призвал все заинтересованные ливийские стороны «договориться о «дорожной карте», призванной провести выборы как можно быстрее на всей территории страны» с целью сформировать «объединенное правительство». Подобная формулировка прозвучала впервые. Однако она позволяет предположить, что речь могла бы идти как о представителях Триполи, так и Тобрука, а с учетом разногласий между ними такая идея вряд ли будет осуществима. Так же Совбез ООН заявил о невозможности военного решения в Ливии, одновременно выразив тревогу относительно «постоянно происходящих столкновений» между вооруженными группами в районе Триполи.

52.23MB | MySQL:103 | 0,572sec