О формировании правительства Израиля. Часть 12

Коалиционные переговоры ведут к реформе правовой системы страны

Кажется впервые в истории Израиля коалиционные переговоры, а главное аппетиты переговорщиком, могут перетрясти всю внутреннюю политику страны. Практически все кандидаты в коалицию, кроме должностей и финансовой поддержки инициируемых ими проектов, требуют еще и изменения части базовых законов страны под себя.

Особенно много проблем возникает вокруг предполагаемой реформы правовой системы, которая подразумевает не только право вето на решения БАГАЦа, пересмотр принципа независимости судей, а также и полный политический контроль на действие полиции и прокуратуры. При этом громогласные утверждения Биньямина Нетаньяху о недопустимости пересмотра основополагающих правовых принципов страны и построения системы взаимодействия властей и правовой системы, явно носят «показательный» характер. Ведь все предложения коалиционных партнеров, укладываются в желанную им цель, остановки судебного расследование над ним и  полный контроль над правовой системой, позволяющий ему избежать любого осуждения, а тем более наказания.

Так  один из главных проводников «реформы правоохранительной системы», которую планирует будущая коалиция Нетаньяху, — новый депутат от Ликуда, адвокат Ханох Мильбицкий, бывший юридический советник и член секты Михаила Лайтмана «Каббала ле-Ам».  Он уже подал законопроект о роспуске Коллегии адвокатов и замене ее новым органом, руководство которого будет назначаться министром юстиции. Законопроект предусматривает также исключение представителей адвокатской коллегии из комиссии по назначению судей, что обеспечит полный контроль над ней политикам из правящей коалиции.

Как и другие активные «реформаторы», Мильбицкий имеет серьезные проблемы с законом: его обвиняют в подделке подписей доверительниц, сообщает корреспондент «Гаарец» Гур Мегиддо. Жалоба на незаконные деяния депутата была подана в коллегию адвокатов до избрания Мильбицкого в Кнессет и сейчас находится в процессе рассмотрения. Кроме того, спустя три дня после оглашения итогов праймериз в Ликуде в СМИ появилась первая публикация с серьезным «компроматом» на него. Согласно расследованию 12-го телеканала, Мильбицкий инструктировал изнасилованную Лайтманом женщину, как за деньги давать ложные показания в суде.

Тот же Ханох Мильбицкий еще весной был вице-мэром Петах-Тиквы от фракции «Еш атид», но как только правительство пало и были назначены новые досрочные выборы, он победил на праймериз за место представителя Гуш Дан в предвыборном списке Ликуда. НКО  «Каббала ле-Ам» в последние годы массово записывала своих членов в Ликуд, и собранные тысячи голосов «выстрелили» на праймериз — Мильбицкий легко одолел обоих соперников и гарантировал себе место в Кнессете 25-го созыва. Стоит отметить, что НКО «Каббала ле-Ам», или «Бней Барух», она же секта последователей «раввина» Михаэля Лайтмана, активно внедряется в политическую жизнь Израиля всеми доступными средствами.

И хотя расследование 12-го канала бросает тень на репутацию будущего депутата, но в партии Ликуд, лидер которой находится под судом и обвиняется в серьезных коррупционных преступлениях, скорее «чистая» репутации может осложнить карьеру.

В случае обвинительного вердикта Мильбицкому грозит лишение лицензии на адвокатскую практику. Как отмечает Гур Мегиддо, депутат от Ликуда, как и лидер его партии, намерен разрешить свои юридические проблемы политическим путем — если законопроект  будет принят и адвокатская коллегия будет распущена, рассматривать жалобу против Мильбицкого будут уже не независимые члены коллегии, а назначенцы нового министра юстиции, его  товарища по партии Ликуд.

Вторая проблема, которую будущему главе правительства необходимо срочно решить в ближайшие сутки — поправка к «Закону Дери», которая позволит назначить министром главу партии ШАС, приговоренному недавно к условному сроку за налоговые преступления.

«Закон Дери» говорит о том, что депутат не может быть министром только в том случае, если отбывал наказание в тюрьме в течение последних семи лет. Напомним, что Дери недавно был приговорен к условному заключению, а в действующем законе, где говорится, что политик, осужденный на заключение, не может быть министром в течение семи лет, не сказано, идет ли речь о любом заключении или лишь о том, которое связано с непосредственным пребыванием осужденного в тюрьме.

По сведениям 13-го канала, юридический советник правительства Гали Баарав-Миара представит юридические трудности такой поправки к закону, но не признает ее неконституционной. Она будет защищать поправку в Верховном суде, и, как полагают, судьям будет трудно ее отклонить.

И хотя юридический советник правительства не станет вмешиваться в процесс утверждения поправки, однако будущая оппозиция попытается по возможности затянуть обсуждение.

Союзники Нетаньяху по право-религиозной коалиции так же хотят полностью подчинить политическому руководству не только суды, но и Полицию Израиля. Так Итамар Бен-Гвир, на основании договоренностей с Нетаньяху, подал законопроект о расширении своих будущих полномочий по управлению полицией.  Начальник Полиции Израиля назначается министром и утверждается правительством, но в своей работе должен руководствоваться лишь законом и профессиональными интересами, а не политическими пристрастиями, — как и все руководители профессионального звена, глава Полиции Израиля должен быть «вне политики».

Однако законопроект Бен-Гвира лишает начальника полиции профессиональной автономии и переводит правоохранительные структуры в прямое подчинение министра, который будет диктовать ей свою политику и распоряжаться ее бюджетами — а не только контролировать ее работу, как было на протяжении 74 лет израильской истории.

В преамбуле к законопроекту написано, что полиция, как и ЦАХАЛ, должна напрямую подчиняться профильному министру и правительству, ибо это, согласно Бен-Гвиру, «основополагающий принцип современной демократии». В тексте законопроекта прямо говорится, что политику полиции определяет министр, он же формирует бюджеты полиции независимо от бюджетного отдела Минфина.

Действующий министр внутренней безопасности Омер Бар-Лев предрек результаты «реформы» Бен-Гвира: «Это приведет к потере последних остатков доверия к полиции, к ее профессиональной деградации, потере способности бороться с преступностью и коррупцией».  «Лучшие офицеры не пожелают быть марионетками политиков и разбегутся», — предсказал Бар-Лев.

Однако начальник полиции Коби Шабтай, ранее критиковавший действия Бен-Гвира, явно сделал свой «правильный» выбор, отправившись в Кирьят-Арбу на празднование бат-мицвы дочери своего будущего министра. К «лучшим офицерам», о которых говорит Бар-Лев, он явно не относится. Шабтай был командиром МАГАВ и получил высокое назначение от министра Амира Оханы неожиданно для себя — он признавался, что никогда и не мечтал дорасти до начальника полиции.

Реагируя на обвинения в сервильности и угодливости перед будущим министром Итамаром Бен-Гвиром, начальник полиции Коби Шабтай заверяет подчиненных, что не допустит «проникновения политических веяний в полицию».

После того, как группа отставных офицеров объявила в соцсетях о «безвременной кончине Полиции Израиля», Шабтай опубликовал специальное обращение к личному составу полиции.

«Полиция Израиля находится в эти дни в эпицентре шторма. Наряду со сложными оперативными задачами, которые нам приходится решать каждый день, мы сталкиваемся и с другими вызовами, не менее сложными. Я, начальник Полиции Израиля, хочу заявить с полной ясностью: Полиция Израиля — центральный и ведущий орган правоохранительной системы, и в качестве такового она останется государственной.

Я в курсе того, что говорят в обществе, и проясняю от первого лица: политические веяния не проникнут в полицию Израиля, как не проникали до сих пор. Мы будем стоять на страже и позаботимся о том, чтобы полиция Израиля оставалась сильной, чтобы ее независимость не пострадала. Это наш долг как полицейских. Это мой личный долг как начальника полиции Израиля, и я намерен его исполнить», — говорится в обращении начальника полиции к подчиненным.

Однако мало кто сомневается, если закон пройдет, то начальник полиции резко изменит свое мнение и будет отстаивать право курирующего его министра, действовать в соответствии нынешними реалиями и законами страны.

Пока же юридический советник правительства Гали Бахарав-Миара готовит негативное заключение по законопроекту о расширении полномочий министра внутренней безопасности.

В преамбуле к законопроекту говорится, что начальник полиции, как и начальник генштаба ЦАХАЛа, должен находиться в полном подчинении правительства, и политику полиции в области правоприменения — возбуждения уголовных дел и контроля за исполнением законов — должен определять ответственный министр так же, как политику применения вооруженных сил определяет министр обороны.

По информации корреспондента «Хадашот 12» Гая Пелега  юридический советник правительства опровергнет оба тезиса и разъяснит политикам принципиальную разницу между полицией и армией.

Армия применяет силу против внешнего врага, тогда как полиция действует против граждан страны и применяет силу лишь в экстраординарных случаях, так как даже совершивший самое тяжкое преступление гражданин по закону не является врагом государства. Именно эта фундаментальная разница между задачами армии и полиции определяет их разный статус в государстве и не позволяет подчинить полицию напрямую политическому руководству, представляющему лишь часть израильского общества, одержавшую победу на выборах. Партийный политик не может определять политику правоприменения — она должна быть беспартийной по определению.

Эти азбучные истины, по информации Гая Пелега, юрсоветник правительства сформулирует в своем юридическом заключении на вопиющий законопроект, представленный обладателем адвокатской лицензии Итамаром Бен-Гвиром.  Получив в свое распоряжение распределение бюджетов полиции, министр сможет превратить полицию в «частную армию» своей партии — например, вдвое урезать финансирование отделов по борьбе с тяжкой и организованной преступностью (433 «Лахав» и ЯХБАЛ), которые расследуют коррупционные преступления представителей власти, и бросить все средства на разгон «несогласованных» демонстраций оппозиции. Особенно пугающе выглядят такие «реформы», когда их инициируют обвиняемый в уголовных преступлениях премьер-министр и осужденный министр.

Однако срочное принятие законопроекта Бен-Гвира является, согласно коалиционному соглашению, непременным условием формирования нового правительства Нетаньяху. Мнение юрсоветника правительства в этой ситуации вполне могут просто проигнорировать — а в будущем министры нового правительства намерены назначать и контролировать своих юридических советников сами.

В этой связи  Яир Лапид опубликовал резкое заявление на своей странице: «Здесь создано сумасшедшее правительство. Нетаньяху слаб, на него давят молодые и решительные партнеры. Они создают административную структуру, которой невозможно будет управлять, правительство, которое не сможет управлять».

Лапид пишет о конце Министерства образования, о том, что у самых экстремальных поселенцев будет свой министр в кабинете, а Бен-Гвир будет управлять пограничной полицией на территориях.

«Бен-Гвир, жестокий преступник, осужденный за поддержку терроризма и не служивший ни дня в армии, будет отвечать за полицию и границу. Он будет проводить оперативные операции в самых взрывоопасных районах на Ближнем Востоке. Арье Дери, который взял взятку в МВД и сидел в СИЗО, возвращается в МВД. Согласно коалиционному соглашению, через два года он будет министром финансов. Серийный преступник, который только что был осужден за тяжкие налоговые преступления, будет отвечать за  налоговый орган. А пока у нас будет Смотрич, министр финансов, который заявил, что будет управлять экономикой по законам Торы. Не знаю, что это значит, но очевидно, кому это выгодно», — сообщает Яир Лапид.

В конце Лапид призывает граждан выходить на улицы, чтобы выразить протест: «Есть такой старый анекдот, не очень смешной: чем отличается Израиль от сумасшедшего дома? В психушке хотя бы руководство нормальное. Это правительство — не нормальное событие. Ликуд стал младшим партнёром в собственном правительстве, Нетаньяху на пике своей слабости, экстремисты толкают систему в ужасные места. Если бы здесь было создано нормальное правительство, мы бы дали ему кредит доверия. Это не тот случай. Не тогда, когда главные жертвы — наши дети и наши солдаты. Поедем на мосты, перекрестки, улицы. Мы защитим суды, ЦАХАЛ, школы. Мы боремся за свою страну и у нас нет намерений сдаваться».

Однако мало вероятно, что этот призыв возымеет действие и граждане страны массово выйдут на защиту правопорядка и закона. Эта ситуации меньше всего сейчас волнует Нетаньяху, у которого после решения президента о продлении мандата на коалиционные переговоры остаётся всего десять дней, а впереди еще масса работы. Возможно скоро произойдет смена спикера Кнессета, которая позволит Нетаньяху начать законодательный марафон по проведению части законов позволяющие ему сформировать коалицию.

52.28MB | MySQL:103 | 0,630sec