Как полагают эксперты из Лондонского университета девы Марии, последние по времени сообщения из Северной Сирии свидетельствуют о том, что очередное вторжение Турции на территорию, удерживаемую возглавляемыми курдами Силами демократической Сирии (СДС), может быть неизбежным. Как это произошло в 2018 и 2019 годах, целью Анкары будет захват полосы территории вдоль сирийско-турецкой границы, изгнание сил СДС и приглашение своих протурецких союзников — сирийских повстанцев вместо них управлять приграничной территорией. Рискнем с этим утверждением не согласиться. Судя по всему, в Анкаре взвесили все «плюсы» и «минусы» и отказались о проведения каких-то серьезных военных операций. Как мы и сообщали ранее, в данном случае Анкара больше спекулировала и нагнетала ажиотаж с целью получения от России и США неких внешнеполитических дивидендов. Вообще надо полагать, что внешняя политика Анкары сейчас – это прежде всего восточный базар с конечной целью получения максимальных преференций в рамках предстоящих выборов в 2023 году. Анкара получила какие-то преференции по вопросу поставок российского газа, продолжения зерновой сделки и т. п. То же самое касается и США: на днях американцы дали «зеленый свет» на продажу Анкаре самолетов F-16. То есть, ко всем действиям турок, начиная от «пробки танкеров» и заканчивая перспективами военной операции в Сирии надо подходить именно с этого угла, и как и положено на восточном базаре, на первоначальном этапе торга максимально завышать свои требования. Тогда получишь нужный результат в итоге. Как следствие, источники сообщают, что напряженное затишье установилось на линии соприкосновения между турецкими и сирийскими войсками в пограничных районах на севере провинции Алеппо. По их информации, артиллерия турецкой армии прекратила вести интенсивные обстрелы, однако время от времени наносит удары по позициям курдских формирований в глубине сирийской территории.
Для атак используются также беспилотные летательные аппараты. Как сообщил представитель курдских СДС, один из турецких беспилотников был сбит в субботу над поселком Зиркан в провинции Хасеке, когда пытался атаковать патруль ополченцев.
27 ноября командование ВС Сирии перебросило воинские подкрепления, тяжелые орудия и бронетехнику в провинции Алеппо, Ракка и Хасеке для отражения возможного турецкого вторжения. Правительственные силы заняли позиции в районах Айн-эль-Араб, Манбидж и Телль-Рифаат, которые находились в руках курдских формирований.
По сведениям сирийской газеты «Аль-Ватан», на прошлой неделе при содействии российских военных между сторонами были достигнуты договоренности с целью прекращения военной эскалации на севере Сирии. Условия перемирия предполагают, что бойцы СДС и курдских Сил народной самообороны должны быть отведены на 30 км от зоны безопасности, созданной Анкарой в 2019 году в пограничной местности.
Газета сообщает, что подразделения сирийских войск, размещенные в регионе, провели в окрестностях города Эль-Камышлы военные учения с целью повышения боеспособности. Они отрабатывали ответную батарейную стрельбу и навыки перехода от обороны к наступательным операциям.
Тем не менее, британские эксперты указывают на крайне тревожный для курдов факт: их ключевой союзник, Соединенные Штаты, может быть готовы спокойно принять ограниченное вторжение в качестве цены, которую стоит заплатить, чтобы успокоить Турцию. Партия демократического союза (PYD), которая доминирует в коалиции СДС, давно опасается отказа в помощи со стороны Вашингтона — и не без оснований. США бросили своих иракских курдских союзников в 1970-х годах, когда они им больше не были нужны, и совсем недавно мало что сделали для защиты курдской позиции в Киркуке в 2017 году. Точно так же вывод войск из Афганистана в 2021 году привел к тому, что союзники США потерпели поражение от талибов всего несколько дней спустя. Эта история вызывает опасения, что в один прекрасный день жизненно важное американское воздушное прикрытие и силы специального назначения будут отозваны, в результате чего автономный регион на северо-востоке Сирии, контролируемый СДС, который некоторые называют Рожава, столкнется с внезапным крахом под турецким натиском. Но последнее предполагаемое вторжение Турции и два ее прошлых вторжения указывают на другую возможную судьбу Рожавы. Скорее, чем внезапный уход США, вполне вероятно, что Вашингтон намерен остаться в Восточной Сирии на некоторое время. Однако его готовность мириться со случайным захватом Турцией территории СДС представляет угрозу иного рода: этот сговор внешних игроков приведет к тому, что Рожава будет постепенно разрушаться по кусочку, оставляя после себя слабый огрызок. Турция уже нанесла два крупных удара по Рожаве. Потеря Африна в 2018 году была символическим и стратегическим ударом, поскольку исторически он был ключевой базой PYD и положил конец ее присутствию на северо-западе Сирии, за исключением небольшой базы в Телль-Рифаате. Аналогичным образом, в результате вторжения 2019 года была потеряна ключевая стратегическая полоса вдоль границы, включая ценные сельскохозяйственные районы. Реджеп Тайип Эрдоган теперь нацелился на Телль-Рифаат, Манбидж и Кобани (Айн эль-Араб), что станет еще более важными стратегическими потерями, сократив присутствие СДС вдоль турецкой границы. Потеря Кобани также подорвет моральный дух курдов. Тем не менее, Вашингтон может быть готов допустить это. Приоритеты США значительно изменились за прошедшие годы.
Во-первых, «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) в значительной степени потерпело поражение, а это означает, что миссия США теперь состоит в том, чтобы предотвратить его возрождение, а не победить. С положительной стороны для СДС, это угрожающее возрождение ИГ заставляет Вашингтон неохотно отдавать приказ о полном отступлении. С другой стороны, это не требует такого же физического американского присутствия. Более того, внимание США сосредоточено на иракско-сирийской границе на востоке, а не на турецко-сирийской границе на севере, которая является исторической родиной курдов. Сосредоточение внимания на восточной границе также служит второстепенной цели Вашингтона — ограничению потока иранских конвоев, направляющихся по суше в Сирию и Ливан. К сожалению для СДС, США могут достичь обеих этих целей, не сохраняя защитного присутствия вдоль северной границы.
Во-вторых, геополитические приоритеты США сместились из-за ситуации на Украине, а Ближний Восток и Сирия стали менее важными. Поскольку Турция становится ключевым посредником между Россией и Западом на Украине, Вашингтон гораздо больше стремится удержать Анкару в зоне своего влияния, чем это было в разгар войны с ИГ. Умиротворение Эрдогана путем молчаливого благословения операций против СДС, является наиболее реальной перспективой для американцев в этом контексте. Для курдов выбор в данном случае – это примирение с президентом Сирии Башаром Асадом и его российскими союзниками, чтобы избежать поражения. Это уже произошло однажды, в 2019 году, когда командующий СДС Мазлум Абди заключил сделку с Москвой о вводе российских и сирийских войск в Кобани для защиты его от Турции. Некоторые высокопоставленные деятели PYD давно призывают к какой-то сделке с Асадом при посредничестве России, которая допускает определенную степень курдской автономии под властью Дамаска в обмен на изгнание США, которых они считают ненадежными. Этому аргументу противостоят те, кто считает, что Асад откажется от всех своих обещаний, как только американские войска уйдут. От себя добавим, что к этому выводу есть все основания, но факт заключается в том, что пока американцы хоть в какой-то степени находятся на территории Сирии, ожидать от курдов каких-то внятных договоренностей не приходится в принципе. Ирония в том, что Анкара была бы довольна любым исходом. Пока Вашингтон готов позволить турецким силам регулярно атаковать СДС, Эрдоган, похоже, доволен складывающимся статус-кво. Тем не менее, Турция также выразила готовность к возвращению сил Асада, поддерживаемых Россией, в Восточную Сирию. Разрядка между Дамаском и Анкарой, похоже, приближается, и одним из вероятных пунктов соглашения станет возрождение Аданского соглашения 1998 года, согласно которому Сирия согласилась держать курдских боевиков подальше от турецкой границы. Это ставит СДС между молотом и наковальней. При этом курды будут цепляться «до последнего» за свой союз с США и надеяться, что общественное давление Запада и добрая воля, вызванные их участием в борьбе против ИГ, смогут убедить Вашингтон не делать слишком много уступок Турции.