Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 81

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Недавно ушедший со своего поста премьер-министр Яир Лапид, осуждая «российское вторжение на Украину», несколько раз отмечал, что Израиль должен быть «на правильной стороне истории». Тем не менее, и Лапид, и министр обороны Бени Ганц несколько раз подтверждали позицию Израиля, которая заключается в том, чтобы помочь Киеву исключительно техникой, имеющей оборонительный характер, а не наступательным вооружением и батареями ПРО «Железный купол».

Марк Регев, бывший советник премьер-министра, глава Института дипломатии им. Аббы Эбана в Университете Райхмана, рассуждает о том, что международное сообщество на протяжении 10 месяцев выражает сомнения по поводу позиции Израиля в отношении продолжающейся войны на Украине. «Даже некоторые из самых близких друзей Израиля чувствовали себя неловко из-за предполагаемой беспристрастной позиции еврейского государства между жестоким агрессором и демократической обороняющейся стороной. Израиль даже обвиняют в разрыве с западными партнерами и несоблюдении демократических ценностей, которые он поддерживает». Эксперт упоминает интервью 4 декабря с. г. на американском  канале NBC  с избранным на тот момент премьер-министром Биньямином Нетаньяху, в ходе которого его спросили: «Справедливо ли говорить, что Израиль продолжит занимать нейтральную позицию в этой войне?»

М.Регев утверждает, что предположение о нейтральности Израиля «хоть и широко распространено, тем не менее, ошибочно». По его словам, «после российского вторжения в феврале 2022 г. израильская позиция была далеко не беспристрастной. В начале конфликта министр иностранных дел Яир Лапид заявил, что «российское нападение на Украину является серьезным нарушением международного порядка. Израиль осуждает это нападение и готов предложить гуманитарную помощь гражданам Украины»». Израильское руководство неоднократно повторяло свое осуждение, что нашло выражение в многократном голосовании представителей Израиля в ООН.

Стоит отметить, что 14 ноября с. г. Израиль оказался единственным представителем западного лагеря, который воздержался при голосовании против России на Генеральной Ассамблее ООН. 94 страны проголосовали за резолюцию в поддержку механизма выплаты Россией репараций за вторжение на Украину, 14 стран проголосовали против, 73 воздержались. Помимо Израиля, среди стран, которые воздержались, были Индия, Иордания, Йемен, Ливан и Ирак. МИД Израиля от комментариев отказался.

Рина Басист (израильская журналистка, возглавляет Israel Pulse в Al-Monitor; до журналистской карьеры была заместителем израильского посла в Колумбии) обращает внимание на то, что «это было первое голосование в ООН после российского вторжения на Украину 24 февраля, в ходе которого Израиль воздержался, тогда как ранее во время голосований по Украине он голосовал вместе с США и европейскими странами в поддержку украинской стороны». Согласно израильским СМИ, решение воздержаться стало местью, так как за несколько дней до этого Киев на заседании той же ГА ООН проголосовал за выдвижение антиизраильской резолюции. Израиль выразил разочарование по поводу поддержки Киевом резолюции Четвертого комитета ГА ООН от 11 ноября, призывающей Международный уголовный суд «срочно вынести консультативное заключение» в отношении «продолжающейся израильской оккупации, заселения и аннексии палестинской территории». Министерство иностранных дел Израиля подтвердило 15 ноября, что посол Украины в Израиле был вызван в МИД, где ему было выражено недовольство, особенно на фоне большой гуманитарной помощи, оказываемой Киеву Израилем[i].

М.Регев подчеркивает, что с самого начала еврейское государство выступило за территориальную целостность и суверенитет Украины. Более того, «Израиль оказал ощутимую гуманитарную помощь украинскому народу: открыл полевой госпиталь в западноукраинском городе Мостиска; отправил на Украину 100 тонн предметов первой необходимости, в том числе медикаменты, оборудование для очистки воды, палатки и одеяла; принял около 15 000 беженцев, убежавших от конфликта; отправил 25 000 сухпайков в г. Харьков; и принял в израильских больницах для специализированного лечения украинских раненых военных, а также пострадавших гражданских лиц». Недавно Израиль объявил, что «отправит около 20 генераторов, чтобы помочь Украине справиться с ударами России по ее энергосистеме».

Международное порицание поведения Израиля М.Регев связывает в основном с отказом поставлять Украине вооружение  и военную технику. Пытаясь оправдать израильские власти, он напоминает о том, что «воздерживаясь от поставки смертоносных средств украинским военным, Израиль предоставил Киеву средства защиты, такие как каски, бронежилеты, противогазы и противоминные костюмы». Также «Израиль поставляет Украине разведданные об иранских беспилотниках, используемых российскими войсками, и о технологиях защиты от них».

В качестве спорного вопроса М.Регев указывает на отказ Израиля предоставить Киеву систему противоракетной обороны «Железный купол». Нежелание это сделать он объясняет «двумя фундаментальными соображениями безопасности: во-первых, на границах Израиля, где существует угроза Ирана, «Хизбаллы» и ХАМАСа, необходим нынешний запас батарей и перехватчиков для отражения возможных атак; во-вторых, есть опасения, что передача «Железного купола» Украине может поставить под угрозу передовые секретные технологии системы». Отмечается, что до сих пор «Железный купол» использовался только в одной стране — США, которые являются партнером Израиля в разработке системы. К тому же эксперт указывает на то, что «другие страны также вводят ограничения на поставки оборудования на Украину. Более того, «хотя США, Великобритания и ЕС оказали Киеву щедрую военную поддержку, они не предоставили конкретное современное оружие — танки и истребители стандарта НАТО, а также передовые системы противоракетной обороны. Страны НАТО также все больше обеспокоены истощением своих оборонных запасов».

Согласно М.Регеву, «по оценкам израильского руководства, поставка на Украину израильских наступательных средств, среди множества уже поставляемого западного оборудования, не изменит правила игры на поле боя. Но при этом в Израиле опасаются, что такой шаг может иметь серьезные последствия для нынешнего невмешательства России в ситуацию с его ударами по объектам Ирана и «Хизбаллы» в Сирии, которые часто расположены в непосредственной близости от военных позиций их российского союзника».

По словам эксперта, «в Израиле также обеспокоены тем, что ухудшение отношений с Москвой может подорвать с трудом достигнутые с Кремлем договоренности об урегулировании конфликтов и даже ускорить прямое столкновение между израильскими и российскими военно-воздушными силами, как это произошло полвека назад над Суэцким каналом». Он напоминает, что «30 июля 1970 г. во время Войны на истощение между Израилем и Египтом самолеты израильских ВВС «Фантом» и «Мираж» вступили в ближний воздушный бой с советскими истребителями МиГ. В результате пять российских [советских – здесь и далее прим. автора] самолетов были сбиты без потерь Израиля, который празднуя успехи своих летчиков, сильно опасался начала полномасштабного конфликта с Советским Союзом». В целом,  «учитывая враждебность Советского Союза, Израиль испытывал перед этим страх на протяжении десятилетий. Во время Синайской кампании (1956), Шестидневной войны (1967) и Войны Судного дня (1973) израильское руководство всерьез рассматривало возможность нападения России [СССР] на еврейское государство от имени арабов».

Отмечается, что «с момента распада Советского Союза в 1991 г. сменявшие друг друга израильские правительства пытались выстроить менее воинственные отношения с посткоммунистической Российской Федерацией». Кульминацией такой политики, по мнению М.Регева, стало «заметное улучшение отношений с Россией настолько, что, несмотря на недвусмысленную связь с США и Западом, именно израильский  премьер-министр Нафтали Беннет 5 марта с.г. вылетел в Москву для переговоров с президентом России Владимиром Путиным. Он сделал это по просьбе президента Украины Владимира Зеленского и канцлера Германии Олафа Шольца, который стремился использовать хорошие отношения Израиля с Кремлем для посредничества в прекращении огня и выводе российских войск. Трехчасовая встреча Беннета в Кремле не привела к прорыву, но канал Израиль-Москва остается открытым».

Эксперт указывает на то, что Б.Нетаньяху считает миротворческую деятельность Н.Беннета неудачной, поэтому добровольно вызвался «положить конец этому ужасу» по мере своих возможностей. Б.Нетаньяху, «который наладил отношения с Путиным во время их многочисленных встреч», он приписывает «уникальное положение среди западных лидеров, способных продвигать решение [об окончании конфликта]».

М.Регев считает неправильным называть нейтральной израильскую политику, которая имеет нюансы. В его понимании «политика Израиля соответствует стремлению поддерживать Киев в рамках параметров, которые предотвращают разрушение каналов связи с Кремлем. Эта стратегия направлена на защиту интересов национальной безопасности Израиля, но она также служит общему благу». Дело в том, что по оценкам эксперта, «кровопролитие на Украине может продолжаться годами, и ни одна из сторон не сможет навязать свою волю другой». В этих условиях предполагается, что «для прекращения конфликта потребуется некая форма дипломатии на высшем уровне». Таким образом, М.Регеву представляется, что «решение Израиля предоставить Киеву наступательные средства окажет незначительную помощь украинцам на поле боя, но может подорвать способность Израиля содействовать продвижению достигнутого в ходе переговоров соглашения, когда для этого придет время. По мнению эксперта, Запад и Украина тоже должны быть заинтересованы в сохранении Израилем посреднических возможностей в лице Б.Нетаньяху?[ii]

[i] Israel abstains on UN vote against Russia over Ukraine war // Al-Monitor. 15.11.2022. https://www.al-monitor.com/originals/2022/11/israel-abstains-un-vote-against-russia-over-ukraine-war

[ii] Ukraine-Russia War: Misconceptions about Israel’s neutrality — opinion // Jerusalem Post. 22.12.2022. https://www.jpost.com/opinion/article-725594

52.22MB | MySQL:103 | 0,730sec