Нормализация турецко-израильских отношений и их развитие новым правительством Израиля

По мнению уходящего в отставку «правительства перемен» приход к власти нового ультраправого правительства Израиля, под руководством «старого» премьер-министра Биньямина Нетаньяху может резко изменить приоритеты во внутренней политике страны, что существенно повлияет (не в лучшую сторону) на ее внешнюю политику.  При этом явно видно, что Нетаньяху не хочет выпускаться этот вопрос из своих рук. Ведь даже должность министра иностранных дел он сделал ротационной между двумя кандидатами от своей партии Ликуд. И видимо особых полномочий, да и времени для работы у таких министров явно не будет, так как ротация будет проходить чуть ли не ежегодно. Так что можно предположить, что внешней политикой, как и ранее , будет заниматься только сам Нетаньяху. И это не самый худший вариант, особенно в Ближневосточном регионе, где складываются определенные перспективы для Израиля в плане дружбы с «серьёзными»  соседями.

Так у нового израильского правительства есть возможность активизировать партнерство со средиземноморскими союзниками Грецией и Кипром. Но главное , что возвращается партнерство с давнем, но очень неспокойным  «другом» — Турцией.

Последний по времени признак улучшения турецко-израильских отношений произошел 27 декабря, когда новый посол Израиля в Анкаре Ирит Лилиан вручила свои верительные грамоты президенту Реджепу Тайипу Эрдогану и заняла пост, который оставался вакантным в течение четырех лет. Стоит отметить, что последние два года Лилиан работала временным поверенным в делах посольства.

Двусторонние отношения между Анкарой и Иерусалимом значительно ухудшились с тех пор, как Эрдоган пришел к власти, и особенно после инцидента с судном «Мави Мармара» в 2010 году. Отношения частично восстановились после того, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху принес извинения за инцидент, но затем снова ухудшились. В мае 2018 года в знак протеста против реакции израильской армии на беспорядки на границе с Газой Турция отозвала своего посла и попросила посла Израиля Эйтана Наэ покинуть страну. После изгнания Наэ Израиль изгнал турецкого поверенного в делах.

Однако как уже отмечалось ранее (см. «Б.Нетаньяху и Р.Т.Эрдоган обещают новую эру в израильско-турецких отношениях» от 18 ноября, 2022) ситуация изменилась около двух лет назад, когда Эрдоган начал сигнализировать о готовности к примирению. Ярким признаком в этом направлении стало личное участие Эрдогана в усилиях по освобождению двух израильских туристов, задержанных в Анкаре в ноябре 2021 года. В марте 2022 года Анкару посетил президент Израиля Ицхак Герцог, официально восстановивший двусторонние отношения. Министр иностранных дел Израиля Яир Лапид посетил Анкару в июне и встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. В августе прошлого года после четырехлетнего перерыва две страны договорились полностью восстановить отношения и повторно назначить послов.

Стоит отметить, что Ирит Лилиан, бывший посол в Болгарии и Австралии, сыграла ключевую роль в израильско-турецком примирении благодаря своим прекрасным отношениям с турецким руководством. Она считается одним из ведущих дипломатов Израиля.[[i]]

После вручения верительных грамот Лилиан сказала: «Это была волнующая церемония, которая наполнила наши сердца надеждой. Мы все стремимся к тому, чтобы процесс дипломатического сближения между Израилем и Турцией расширялся, расширялся и расширялся во многие области сотрудничества. Это в наших интересах, в в интересах Турции и в интересах всего региона. Как принято говорить, иншалла! Мы все надеемся, что добрая воля действительно восторжествует». Она также написала в Твиттере: «Сегодня днем ​​был очень эмоциональный момент , когда я вручала свои верительные грамоты президенту Турецкой Республики. С нетерпением жду еще многих позитивных событий в двусторонних отношениях между Израилем и Турцией в ближайшем будущем».

Новый посол Турции в Израиле Сакир Озкан Торунлар ранее в этом месяце вручил копию своей верительной грамоты Министерству иностранных дел. Саму грамоту он должен представить президенту Герцогу 11 января.

В прошлом году израильско-турецкие отношения оживились в нескольких областях, включая туризм, торговлю и академические связи. Например, организованная Торговой палатой Израиля делегация из 100 израильских бизнесменов прибыла в Стамбул 5 декабря, чтобы встретиться с турецкими коллегами и изучить возможные проекты сотрудничества.

На первый взгляд кажется, что турецко-израильские отношения возвращаются к лучшим временам, но остаются фундаментальные вопросы о будущем отношений, в частности, из-за продолжающейся поддержки Анкарой ХАМАСа.[[ii]]

С одной стороны, Национальная  разведывательная организация (MIT) Турции и израильские спецслужбы, как сообщается, чрезвычайно хорошо сотрудничали, чтобы помешать иранским террористам, которые были отправлены в июне для совершения нападений на израильских туристов на турецкой  территории.

С другой стороны, Израиль, по-видимому, еще не получил четких гарантий того, что ХАМАС будет ограничена в своей способности действовать в Турции, откуда он координирует финансирование терактов в Иудее и Самарии, широко известных как Западный берег, и также стремится организовать их. Точный масштаб этой деятельности неизвестен.

Джордж Цогопулос, научный сотрудник Центра стратегических исследований Бегина-Садата и лектор Европейского института в Ницце, заявил JNS: «Я никогда не ожидал, что отношения между Израилем и Турцией полностью вернутся к норме, несмотря на восстановление [полные] дипломатические отношения — без получения Иерусалимом заверений Анкары об ограничении ХАМАСа и наличия доказательств в этом направлении. Правительство Нетаньяху, в частности, будет непреклонно в своем справедливом требовании». «Сказав это, мяч будет на стороне Турции. Эрдоган очень хорошо знает, что он должен сделать, чтобы помочь израильскому правительству, а также рядовым израильским гражданам снова доверять Турции. Это будет долгий процесс», — добавил он.

Усилия по улучшению отношений с Израилем являются частью более широкой тенденции, сказал Цогопулос: «Турция стремится восстановить связи с рядом стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет — в некоторой степени — являются примерами в тандеме с Израилем».

«Поэтому я бы поставил улучшение турецко-израильских отношений в контекст корректировки стратегии Анкары. Эрдоган осознает риски и пределы постоянной вражды с другими и стремится создавать возможности для сотрудничества. Очевидно, что Израиль имеет большое значение для его страны, как показывает история турецко-израильских отношений до 2010 года» — считает эксперт.

По оценке Цогопулоса, в нынешних обстоятельствах Эрдоган особенно заинтересован в том, чтобы угодить Вашингтону, а также в «предотвращении ситуации, когда Турция может оказаться в стороне от региональных дискуссий в Восточном Средиземноморье», касающихся месторождений природного газа и других вопросов.

«Модернизация отношений будет способствовать углублению связей между двумя народами, расширению экономических, торговых и культурных связей, укреплению региональной стабильности», — сказал ранее премьер-министр Яир Лапид и добавил:  «Возобновление отношений с Турцией [Турцией] — это… очень важная экономическая новость для граждан Израиля. Мы будем продолжать укреплять позиции Израиля в мире».

Тем не менее, согласно июльскому сообщению газеты Israel Hayom, ожидания того, что медовый месяц Израиля с Эрдоганом изменит некоторые привычки и модели поведения Турции, еще не оправдались.

«Например, в рамках примирения с Израилем Турция взяла на себя обязательство не допустить, чтобы ХАМАС готовил террористические акты внутри своих границ, и даже сократить присутствие и активность организации на своей территории», — говорится в сообщении. В октябре во время встречи Р.Т.Эрдогана с министром обороны Израиля Бени Ганцем министр обвинил лидеров ХАМАС в Турции в координации и финансировании терактов в Иудее и Самарии.

В ноябре Middle East Eye сообщил, что Турция отказалась выполнить требования Израиля о депортации лидеров ХАМАСа, проживающих в стране, сославшись на комментарии министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу на парламентских слушаниях. «Мы не удовлетворили ни одного запроса [Израиля] в отношении ХАМАСа, потому что мы не воспринимаем ХАМАС как террористическую группу», — сказал тогда Чавушоглу. «Мы всегда стремимся объединить их с ФАТХ», — добавил он.

Турция является четвертым по величине торговым партнером Израиля, а в 2021 году она была пятым по величине экспортным направлением Израиля. С 1 мая 1997 года две страны подписали соглашение о свободной торговле и провели четыре совместных экономических саммита.  Но после событий 2010 года наступил кризис и застой как в отношениях, так и в экономике.

В то же время разрыв с Турцией позволил Израилю получить новых друзей в лице Греции и Кипра.

И даже сейчас,  по словам Цогопулоса, появляется новая возможность для активизации израильско-греко-кипрского альянса. «Я считаю возвращение [Биньямина] Нетаньяху к власти хорошей новостью для израильско-греко-кипрского стратегического партнерства. Это партнерство потеряло импульс во время администрации Беннета-Лапида. Кроме того, президентство Байдена не поддерживает активно трехсторонний механизм Иерусалима, Афин и Никосии, поскольку он стремится устранить некоторые препятствия, которые, возможно, отталкивают Анкару от Запада», — сказал он и отметил: «На мой взгляд, Нетаньяху сможет найти баланс между необходимостью для Израиля нормализовать отношения с Турцией, многообещающим развитием партнерства Иерусалима, Афин и Никосии и необходимым успокоением опасений Вашингтона».

«Правительство Израиля может работать вместе с правительствами Греции и Кипра — после парламентских и президентских выборов, которые пройдут как в Греции, так и на Кипре в 2023 году, — чтобы обеспечить участие Турции в региональных обсуждениях при условии соблюдения ею контактный код большинства стран Восточного Средиземноморья. Даже здесь мяч будет на стороне Турции», — сказал Цогопулос.

Ситуация в регионе, а так же развивающийся энергетический кризис в Европе, способствует сближения позиций Израиля и Турции по многим вопросам, хотя каждый при этом преследует и свои интересы, которые не всегда могут устроить партнера. Тем не менее диалог начатый Нетаньяху с Эрдаганом неделю назад, еще до вступления его должность говорит о том, что и Израиль и Турция заинтересованы развитии этих отношений, а значит они будут развиваться.

[i]   https://www.al-monitor.com/originals/2022/12/israels-new-ambassador-turkey-presents-credentials-erdogan#ixzz7oog4XfDd

[ii][ii][ii]    Full normalcy in Turkish-Israeli relations hinges on restrictions on Hamas   https://www.jns.org/full-normalcy-in-turkish-israeli-relations-hinges-on-restrictions-on-hamas/

52.25MB | MySQL:103 | 0,512sec