2022 г. в турецкой политике. Часть 3

Хорошая партия

 2022 г. стал богатым на события для турецкой политики. Наблюдатели стали свидетелями трансформации общественных и политических трендов. Диспозиция многих партий и политиков за год кардинально изменилась. В этой серии мы сделаем обзор итогов уходящего года для основных турецких партий. Эта часть будет посвящена Хорошей партии (İYİ).

Мы неоднократно отмечали, что в условиях снижения избирательного порога ключевой партией для оппозиции является İYİ. Мы это связываем с двумя причинами.

Во-первых, состояние Национальной коалиции в большой степени определяется Хорошей партией. Это наиболее растущая турецкая партия. На фоне кемалистов, которым сложнее поддерживать повышение рейтингов, способность «хорошистов» сыграть на чувствах избирателя позволяла и позволяет оппозиционному блоку опережать своих оппонентов.

Во-вторых, İYİ перетягивает на себя электорат проэрдогановских партий, тем самым ограничивая их потенциал.

В этих рамках и надо оценивать деятельность Хорошей партии. 2022 год для нее получился контрастным. Четко выделяется два этапа: первое полугодие характеризуется ростом, второе полугодие – стагнацией. Развитие партии в январе-июне было обусловлено контекстом политического  процесса. Антиэлитные настроения (так называют настройки, которые направлены на критику политических институтов и лиц, управляющих государством) стали основной причиной повышения веса партии. İYİ в течение 5 месяцев росла, а 2 месяца ее цифры оставались без изменений. Хотя второе полугодие получилось скомканным, «хорошисты» оказались более устойчивыми. После возникновения влияния противоречий на рейтинг Хорошая партия в цифрах потеряла меньше Народно-республиканской партии (СНР). Примечательно, что İYİ даже в условиях противоречий смогла показать более-менее приличный рост в ноябре. Это указывает на статус и особенность партии в оппозиционной среде.

Что происходило с партией в течение отчетного года? Ключевым фактором стало создание «стола шести». На нем мы делали акцент в части 2, посвященной итогам года Народно-республиканской партии. Здесь мы сделаем акцент на влиянии этого формата на Хорошую партию. Рост рейтинга İYİ в марте-июне был связан с негативными последствиями политики президента Р.Т.Эрдогана: миграционным кризисом и экономическими проблемами. «Стол шести» не считался фактором роста. До определенного момента «хорошисты» шли в одном направлении со всеми участниками этого формата. Однако по мере нарастания противоречий отмечались попытки предложить альтернативную повестку. Это касается и вопроса о расширении «стола шести», и рассмотрения кандидатуры мэра Стамбула Экрема Имамоглу как кандидата на президентских выборах.

Но в практическом смысле этого вопроса на данный момент İYİ в 2022 г. больше потеряла от деятельности «стола шести». Серьезной проблемой стало наличие противоречий с СНР. Мы их также упоминали в предыдущей части. Здесь мы раскроем эти факторы через призму перспектив Хорошей партии. Обе проблемы (процесс определения кандидата и фактор Демократической партии народов), с точки зрения содержания, больше вредят именно правоцентристской партии, а не кемалистам. В 2022 г. существовали опросы, которые показывали способность «хорошистов» получить чуть ли не 20% голосов. Сейчас в эти прогнозы совсем не верится. Однако в апреле-мае вокруг Мераль Акшенер и ее партии была сформирована максимально благоприятная атмосфера. Поэтому вполне реальной могла бы быть ситуация, при которой İYİ могла бы приближаться к этим значениям. Иначе говоря, она демонстрировала свою перспективность. Однако начавшиеся споры и недопонимания ударили именно по светским националистам. Это связано с тем, что рост Хорошей партии приостановился и свелся, на данный момент, почти к нулю. Да, она не теряет в цифрах так сильно как кемалисты. Однако размыв образа, невозможность показать свою волю при необходимости сохранения сотрудничества внутри широкой оппозиционной коалиции ограничивают ее рост.

Для «хорошистов» это принципиальный момент, потому что в 2022 году они сделали важные шаги для фиксации своего имиджа. Как показывает первая половина года, они нашли баланс между центризмом и гражданским национализмом. Специалистами отмечается, что İYİ открестилась от имиджа партии, вышедшей из Партии националистического движения. Акшенер инициировала уход одиозных фигур, сделала перестановки в руководящем составе, пригласила туда представителей различных сегментов общества. Лидер партии продолжила проводить так называемую «уличную политику» (встречи с обычными людьми, выражение близости к народу).  На данный момент, проблема рейтинга этой партии не так явно выражена. Но если ситуация не изменится, оппозиция потеряет, по сути, единственный способ переманивания протестного консервативного электората.

 

Таблица № 1. Динамика средних значений рейтинга Хорошей партии в течение 2022 г.

Месяц Средний рейтинг партии Изменение по сравнению с предыдущим месяцем
Январь 2022 г. 13,5%
Февраль 2022 г. 13,1% -0,4%
Март 2022 г. 13,8% +0,7%
Апрель 2022 г. 14,4% +0,6%
Май 2022 г. 14,9% +0,5%
Июнь 2022 г. 15,3% +0,4%
Июль 2022 г. 14,1% -1,2%
Август 2022 г. 14,1% -0%
Сентябрь 2022 г. 13,6% -0,5%
Октябрь 2022 г. 13,6% -0%
Ноябрь 2022 г. 14% +0,4%
Декабрь 2022 г. 13,3% -0,7%
52.24MB | MySQL:103 | 0,505sec