Об итогах иранских военных учений «Зульфикар-1401»

С 30 декабря по 1 января на юге Ирана, а также в акваториях Оманского залива и Индийского океана прошли ежегодные межвидовые учения иранской армии «Зульфикар-1401» (Zolfaghar-1401). В ходе тренировки Сухопутных войск (СВ), Военно-воздушных (ВВС) и Военно-морских сил (ВМС), а также подразделений противовоздушной обороны (ПВО) Армии Ирана был отработан сценарий отражения атаки противника с ответным массированным огнем.

В первый день иранские моряки и силы береговой охраны продемонстрировали навыки отражения наступления условного противника и высадки десанта на юге провинции Хормозган. Применялись противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Дехлавие» и «Туфан» и переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) «Мисаг-2» иранского производства.

На второй день военнослужащие ВМС, СВ и ПВО Армии Ирана вели комбинированные действия по выявлению и поражению объектов противника у порта в Джаске и береговой линии Ирана в Оманском заливе с высадкой собственного десанта. Со стороны условного противника (так называемые «синие войска») были произведены обстрелы иранских объектов с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и артиллерии, прикрытие которых обеспечивали расчеты тактических зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Маджид» и «Хатам» (иранская модернизированная копия Hawk). С военно-технической точки зрения изучение видео- и фотоматериалов с учений иранской Армии «Зульфикар-1401» также позволило выявить кадры пульта управления разведывательно-ударного БПЛА «Мохаджер-6», что ранее не публиковалось в открытом доступе. Новым моментом в учениях стало то, что впервые в составе ВМС был применен новейший ударный БПЛА «Абабиль-5», оснащенный высокоточной управляемой ракетой серии «Каэм».

Основной этап учений прошел на третий день. По заявлениям иранских властей, эта фаза включала в себя ведение контрнаступательной операции с применением широкого спектра вооружения в зоне от порта Джаск до 10 градуса северной широты в Индийском океане. Как сообщается, в ходе отработки навыков был проведен запуск роя дронов-камикадзе по объектам противника (данная тактика ранее уже отрабатывалась иранцами). В частности, с борта плавбазы «Лаван» был нанесен удар по имитированной в 20 км к востоку от Джаска израильской военно-морской базе (ВМБ) «Эйлат» в Красном море. Помимо этого, иранские подводные лодки «Фатех» и «Гадир» осуществили пуск торпед семейства «Валфаджр», а наземные подразделения ВМС отработали по кораблям противника с противокорабельных комплексов «Гадир».

Достоверно известно, что учения «Зульфикар» проводятся ежегодно. Анализ доступных в сети интернет информационных материалов позволяет утверждать, что в 2022 году в их организации можно отметить несколько особенностей:

Во-первых, «Зульфикар-1401» – это способ отвлечь внутреннего потребителя от насущных внутригосударственных проблем. На фоне громких заявлений правительства Израиля о скорых ударах по Ирану, экономического кризиса и продолжающейся череды убийств сотрудников силовых структур и Корпуса стражей исламской революции (КСИР), в Тегеране таким путем пытаются отвлечь внимание от обстановки в самой стране. Представляется, что удар по макету израильской ВМБ в Красном море, который был нанесен с большой дальности – это демонстрация силы иранского военно-промышленного комплекса (ВПК) и его возможностей по «неминуемому возмездию Израилю»;

Во-вторых, нынешние учения «Зульфикар-1401» стали по сути рекламой продукции иранского промышленного комплекса. Наибольший акцент был сделан на зарекомендовавших себя барражирующих боеприпасах, а также средствах защиты против таких БПЛА. Военный конфликт на Украине и довольно эффективное применение российскими военнослужащими дронов-камикадзе «Герань-1/2» (по косвенным признакам представляющие собой  весьма удачные экспортные копии БПЛА «Шахед-131/136») в ходе специальной военной операции (СВО) повысили репутацию иранского ВПК. На предыдущих учениях 2021 года наибольшее внимание уделялось применению разведывательно-ударных БПЛА большой дальности с управляемым вооружением;

В-третьих, с каждыми новыми учениями иранцы все больше расширяют географию своего присутствия. Выходы кораблей на рубеж 10 градуса северной широты свидетельствуют о растущей силе иранского флота, а следовательно, возможностей его задействования за пределами приморских районов в удаленных акваториях.

В заключение отметим, что геополитические и геоэкономические вызовы как за рубежом, так и на внутренней арене вынуждают иранское руководство действовать в соответствии с угрозами национальной безопасности. Представляется, что государственным и военным руководством Ирана сделана ставка на развитие беспилотной авиации как фактора, способного компенсировать отставание в модернизации некоторых секторов своего ВПК и армии. Так, на верфях в Персидском заливе идет переоборудование двух торговых судов в авианесущие корабли, способные осуществлять запуск и посадку БПЛА палубного базирования. Полагаем, что  потенциальная закупка российских самолетов Су-35 позволит усилить наиболее слабый компонент иранской армии.

53.46MB | MySQL:103 | 0,473sec