О трансформации роли России в разрешении сирийского конфликта

По данным британского специализированного издательства Jane’s Information Group, события в рамках специальной военной операции (СВО) ВС РФ на территории Украины заметно снизили интерес России к происходящему в Сирийской Арабской Республике (САР)[i]. Как известно, на территории САР находится российский воинский контингент, размещенный с согласия официального правительства в Дамаске с осени 2015 года, но его численность постепенно снижается[ii]. Полагаем, что главным в данном аспекте является изменение характера присутствия ВС РФ: в 2022 году сокращалась доля представителей Сухопутных войск (СВ) и Сил специальных операций (ССО)[iii].

По данным из американских источников, российских танкистов и мотострелков осталось столько, чтобы обеспечить потребности охраны баз в Хмеймиме и Тартусе и помогать проводить тренировки, а также повышать боеготовность Сирийской арабской армии (САА). Российские советники продолжают играть важную роль в 5-м добровольческом армейском корпусе САА, где служат бывшие повстанцы, примирившиеся с официальным правительством в Дамаске. Однако, мероприятия военного ведомства США, направленные на заметное увеличение вертолетных и сухопутных рейдов в Сирии вкупе с готовностью расширить оперативную зону ставят вопрос о том, насколько такая активность опасна для интересов России на этой арене. В связи с тем, что подобные рейды США проводят в основном на востоке и северо-востоке САР, риски столкновений с российскими или сирийскими военными тут очень невелики. Эти территории по большей части находятся под контролем курдских формирований, а последние тесно связаны с США. Вот в случае попыток проведения рейдов в районах, подконтрольных правительственным силам, вероятность эскалации резко возрастает. Однако выразим надежду, что лица, принимающие решения в США, существование таких рисков понимают[iv].

Изучение баз данных Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) позволяет утверждать, что количество авиатехники на авиабазе Хмеймим снизилось, однако она продолжает полеты. Уменьшилась интенсивность авиаударов по вооруженным отрядам экстремистских движений местных отделений «Аль-Каиды» и ИГ (обе организации запрещены в России), которые стали менее активны. Одновременно в САР выросли численность и боеспособность правительственной армии и не подчиняющихся ей сирийских вооруженных отрядов, которые тоже борются против радикальных исламистов. Засевшая в Идлибе группировка «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России) под руководством Абу Мухаммед аль-Джулани сейчас больше обеспокоена удержанием влияния на подконтрольной территории, нежели ее расширением. Представляется, что российская дипломатия смогла заметно снизить размер иностранной помощи неблагонадежным идлибским элементам со стороны богатых арабских стран[v].

Исследователи американской неправительственной исследовательской организации «Джеймстаунский фонд» считают, что на ситуацию повлияло и то, что с марта 2022 года Турция не пропускала боевые корабли иностранных государств через проливы Босфор и Дарданеллы. Хотя Конвенция Монтрё делает исключения для таковых, построенных на черноморских верфях и эксплуатируемых странами, имеющими выход к Черному морю, тема с пропуском конкретных кораблей весьма сложная и для Анкары, и для Москвы. Обе столицы объединяет заинтересованность в выполнении Стамбульских соглашений, включая вывоз зерна с портов на юге Украины, что имеет определяющий характер в диалоге на морскую тему.

По данным ежегодного бюллетеня с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance, в 2022 году Москва дала понять Анкаре, что особой необходимости в возвращении домой кораблей Черноморского флота, несущих службу в Средиземноморье, нет. Но не следует забывать, что в ней есть носители ударного комплекса «Калибр», включая такие крупные, как фрегат проекта 11356Р «Адмирал Григорович» и дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3. Анализ открытых источников также показывает, что дальность их крылатых ракет достаточна, чтобы из восточной части Средиземного моря поразить цели на территории Украины. Представляется, что присутствие ракетоносной эскадры у берегов САР важно с точки зрения военного сдерживания стран НАТО от вмешательства в конфликт на территории Украины[vi]. Вышесказанное позволяет утверждать, что Турция продолжит в 2023 году придерживаться «конвенционального сдерживания», которое позволит ей сконцентрировать усилия по наращиванию своего военного потенциала в условиях  мирных обстановки[vii].

В заключение отметим, что пока ослабление влияния РФ на ситуацию в САР использует Турция, чтобы укрепить собственное влияние и усилить давление на курдов[viii]. Анкара пыталась наладить диалог с Дамаском, а турецкий президент Р.Т.Эрдоган, в частности, даже выразил готовность прервать 10-летний перерыв в личных встречах с сирийским коллегой Б.Асадом. Выражаясь афористично нынешнюю ситуацию можно описать следующим турецким фразеологизмом: «На аккуратную работу шесть месяцев уходит»[ix]. Пожалуй, что 2023 год является наиболее удачным временем для восстановления отношений лидеров двух стран[x].

[i] https://www.mei.edu/publications/keeping-appearances-ukraine-wars-effect-russian-deployments-syria

[ii] Косов А.П. Сирийский фактор в российско-американских отношениях (2011-2018 гг.) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 4. С. 775-789.

[iii] https://reliefweb.int/report/syrian-arab-republic/what-russian-invasion-means-syria

[iv] https://www.youtube.com/watch?v=KMkO5vQ8Z9s

[v] https://www.youtube.com/watch?v=xsTkh1bpHRY

[vi] https://www.aa.com.tr/tr/gundem/cumhurbaskani-erdogan-suriye-turkiye-rusya-uclu-olarak-bir-adim-atalim-istiyoruz/2764434

[vii] Ганиев Т.А., Задонский С.М. Военная мощь Турецкой Республики. Том I – М.: ИБВ, 2018, – 366 С.

[viii] Риски сухопутного наступления ВС Турции повышают вероятность непреднамеренного столкновения. Пентагон объявил о возобновлении патрулирования находящихся в зоне его ответственности территорий, которое велось совместно с Силами демократическойсилами Сирии (СДС) – неправительственным военным альянсом с сильной курдской доминантой. Оно было прекращено в связи с тем, что турецкие нападения в рамках операции «Коготь-Меч» начали происходить в непосредственной близости от позиций США.

[ix] Епифанов А.А. Турецко-русский паремический словарь // МГИМО МИД России, каф. Языков Ближнего и Среднего Востока. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 277. – (Серия «Энциклопедические словари МГИМО»).

[x] https://www.youtube.com/watch?v=YXuiIJIMkgs

62.82MB | MySQL:102 | 0,589sec