Германские оценки перспектив взаимодействия с новым правительством Израиля

После выборов в Кнессет 25-го созыва федеральное правительство Германии заняло выжидательную позицию, стремясь взять паузу в определении дальнейшей стратегии взаимоотношений с Израилем до завершения формирования нового кабинета министров. В частности, канцлер О.Шольц (СДПГ) попал в число европейских лидеров, одним из последних поздравивших Б.Нетаньяху с победой Ликуда на голосовании 1 ноября 2022. А вот временной интервал между объявлением об успехе при создании нового правительства ближневосточной страны и звонком германского контрпартнера оказался минимален. Уже 29 декабря 2022 г. О.Шольц поздравил коллегу с возвращением к власти. В связи с этим кажется интересным обратиться к оценкам и прогнозам немецких экспертов и обозревателей, отражающим их взгляд на перспективы межгосударственного сотрудничества.

Анализ публикаций в СМИ ФРГ, появившихся в последнее время, демонстрирует недовольство журналистов и аналитиков тем, как повел себя федеральный канцлер во время первого разговора с израильским коллегой. Как отмечено в стенограмме, размещенной на сайте правительства Германии, О.Шольц выразил Б.Нетаньяху «наилучшие пожелания в связи со вступлением в должность», а также акцентировал внимание на «особой и близкой дружбе», намереваясь «впредь развивать эту основу партнерства между двумя странами». Столь доброжелательная риторика озадачила многих представителей прессы, с точки зрения которых глава правительства ФРГ должен был сделать как минимум «предупреждение» израильскому коллеге по вопросу поселений и мирного процесса.

Как полагает бывший «зеленый» политик, занимавшая пост государственного министра в МИД Германии, а ныне эксперт Немецкого общества внешней политики (DGAP), специализирующийся на Израиле, К.Мюллер, Берлину более не следует быть столь дипломатичным по отношению к Иерусалиму[i]. Свою позицию специалист мотивирует тем, что к власти в ближневосточной стране пришло «вероятно, самое правое и религиозное правительство, которое когда-либо было» и оно, «изменит Израиль больше, чем когда-либо – внутренне и внешне». В результате, кабинет министров под руководством Б.Нетаньяху в такой конфигурации, как считает К.Мюллер, сделает все, чтобы создать условия для превращения концепции урегулирования на базе принципа «двух государств для двух народов» в невыполнимую.

По версии эксперта DGAP, наступление на судебную ветвь «нанесет серьезный ущерб израильской системе разделения властей и верховенству закона», а попытки продвинуть тезис об «исключительном праве еврейского народа на все районы Земли Израиля» будут стимулировать строительство новых и легализацию уже имеющихся поселений. Все это, по словам К.Мюллер, создает «ценностный вызов» для федерального правительства Германии, а особенно для МИД под руководством «зеленого» министра А.Бербок. В таких обстоятельствах, ФРГ получит «все основания приостановить консультации, по крайней мере временно».

Чуть более сдержан в своих прогнозах экс-посол Израиля в Германии Ш.Штайн[ii]. Он согласен с К.Мюллер в том, что касается «ценностного вызова», состоящего в отказе от устоявшейся формулы мирного урегулирования с палестинцами, расширения поддержки поселенческой активности, а также угрозы израильской демократии. Вместе с тем, бывший дипломат полагает, что есть фактор, способный сдержать кабинет Б.Нетаньяху от резких шагов. Состоит он в том, что правительство и лично его глава поставили перед собой задачу добиться продолжения процесса нормализации отношений с умеренными региональными режимами, что не представляется возможным в случае эскалации палестино-израильского конфликта.  Кроме того, он указывает, что, хотя шестой кабинет Б.Нетаньяху по своей конфигурации выглядит более радикально настроенным, в целом «непрерывная ползучая аннексия» идет давно, и политика ЕС не сумела каким-то образом на нее воздействовать. Несмотря на это, Ш.Штайн все же полагает, что в случае обострения ситуации Берлин «не сможет хранить молчание».

Оба эксперта сходятся во мнении о нецелесообразности попыток координировать давление на Израиль по линии Евросоюза, что связано с невозможностью ЕС обеспечить единство. Так, по словам Ш.Штайна, возвращение Б.Нетаньяху к власти означает новый виток тесного сближения с Венгрией благодаря личным контактам лидера Ликуда с В.Орбаном, что помещает консенсусу при принятии решений, невыгодных ближневосточному государству. При этом путей обхода этого препятствия специалисты, судя по всему, не видят.

Обозреватель Deutschlandrundfunk Б.Хаммер, согласен с процитированными выше экспертами в том, что касается будущего мирного процесса на базе принципа «двух государств для двух народов», но не солидарен с ними в вопросе предпочтительной реакции ФРГ[iii]. На его взгляд, более целесообразно стало бы скорректировать международную поддержку палестинцев. Правительство последних Б.Хаммер называет «частично коррумпированным», что ставит под сомнение выделение им «нескольких миллиардов евро в год». Этот ставший привычным образ действий, в том числе свойственный ЕС и Германии, для журналиста выглядит неправильным, а вместо него он предлагает «напомнить израильскому правительству» об обязанностях «оккупирующей державы», что подтолкнуло бы власти страны к тому, чтобы искать выход из конфликта.

В целом эксперты так или иначе, но приходят к общему выводу, что правительство под руководством О.Шольца должно ужесточить свою риторику в адрес контрпартнеров из Израиля. Однако готовность коалиции «светофор» взять на вооружение именно этот курс, пока вызывает сомнение.

Во-первых, нечто аналогичное федеральная республика намеревалась сделать уже после того, как альянс СДПГ, СвДП и «Зеленых» пришел к власти, но помешала реализовать задуманное ситуация на российско-украинском треке. С одной стороны, ЕС столкнулся с необходимостью обеспечить своей позиции максимальную израильскую поддержку. С другой, Израиль сам стал предпринимать попытки выступить в качестве посредника между Москвой и Киевом. На возможность повторения аналогичных усилий, кстати, ранее намекал и Б.Нетаньяху.

Во-вторых, с учетом миграционной ситуации в Германии, характеризующейся притоком выходцев с Востока, актуальность не теряет проблема антисемитизма, которая требует от властей федеральной республики сочетать ее решение с выверенным курсом в диалоге с Израилем. Более того, и Израиль, и антисемитизм – темы, все чаще встречающиеся в повестке ныне главной оппозиционной силы ХДС, которая призывает не опираться исключительно на специфические особенности нового кабинета министров ближневосточной страны, а поддерживать особый характер партнерства как таковой. В результате, кардинальная смена стратегии коалицией «светофор» рискует усилить ее критику со стороны парламентской оппозиции.

[i] Monath H. Berlin und Israel rechte Regierung “Eine Herausforderung für wertegeleitete Außenpolitik” // Tagesspiegel. URL: www.tagesspiegel.de/politik/berlin-und-israels-rechte-regierung-eine-herausforderung-fur-wertegeleitete-aussenpolitik-9133200.html

[ii] Ibid.

[iii] Hammer B. Zweistaatenlösung: Zeit für einen Weckung // Deutschlandrundfunk. URL: www.deutschlandrundfunk.de/kommentar-israel-palaestina-zweistaatenloesung-100.html

62.39MB | MySQL:101 | 0,624sec