О противоречих в подходах США и ЕС к отношениям с Алжиром

В конце 2022 года несколько членов Палаты представителей Конгресса США призвали Госдепартамент  ввести санкции против Алжира, заявив, что сделка с Россией по поставкам оружия на сумму 7 млрд долларов нарушает Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций 2017 года. Действия группы конгрессменов последовали за аналогичной инициативой сенатора Марко Рубио, также в сентябре. В этой связи некоторые европейские  эксперты указывают на то, что такие предложения прозвучали именно в тот момент, когда ЕС лихорадочно ищет новых поставщиков углеводородов. Алжир является крупным производителем нефти и природного газа, который экспортирует 85% своего газа в Европу, что становится крайне актуальной темой для Брюсселя с учетом отказа от российского газа. Как следствие на алжирском рынке наметилась активность европейских компаний. Итальянская  нефтегазовая компания  Snam  на прошлой неделе закрыла сделку по приобретению 49,9% акций, прямо и косвенно принадлежащих Eni, в компаниях, эксплуатирующих две группы международных газопроводов, соединяющих Алжир с Италией. В частности, объем сделки включает в себя наземные газопроводы, идущие от границ Алжира и Туниса до побережья Туниса (TTPC), и морские газопроводы, соединяющие побережье Туниса с Италией (TMPC). Эти доли собственности были переданы Eni новой компании (SeaCorridor S.r.l.), в уставном капитале которой Snam приобрела 49,9%, а остальные 50,1% по–прежнему принадлежат Eni. Eni и Snam будут осуществлять совместный контроль над SeaCorridor в рамках соглашений о совместном управлении. Snam выплатила Eni в общей сложности около 405 млн евро в рамках сделки.   Предприятие работает в Италии и, через ассоциированные компании, в Албании (AGSCo), Австрии (TAG, GCA), Китае (Snam Gas & Energy Services Beijing), Франции (Terēga), Греции (DESFA), ОАЭ (Adnoc Gas Pipelines) и Соединенном Королевстве (Interconnector UK). Она является одним из основных акционеров Трансадриатического трубопровода (TAP). Snam является основным итальянским оператором по транспортировке и диспетчеризации природного газа в Италии.  Сделка использует соответствующие компетенции Eni и Snam в области транспортировки газа по стратегическому маршруту для обеспечения безопасности поставок природного газа в Италию, что позволяет реализовать потенциальные инициативы по развитию в рамках цепочки создания добавленной стоимости в области водорода, в том числе благодаря природным ресурсам, которые может предложить Северная Африка. Соединение Северная Африка-Европа является ключевым элементом прогрессивной декарбонизации на международном уровне в поддержку перехода к чистой энергетике. Сделка получила разрешения, предусмотренные антимонопольным законодательством и так называемым законодательством Golden power, согласие правительства Туниса, а также одобрение акционеров и корпоративных органов различных целевых компаний. Сделка квалифицируется как сделка со связанными сторонами для Snam и Eni в соответствии с регламентом, принятым Consob постановлением № 17221 от 12 марта  2010 года, с внесенными в него поправками и дополнениями.  По данным Исследовательской службы Конгресса США, «Алжир обладает 11-м и 16-м по величине доказанными запасами природного газа и нефти в мире соответственно, и по состоянию на 2019 год был 10-м по величине производителем природного газа. Кроме того, по оценкам, он занимает 3-е место в мире по извлекаемым запасам сланцевого газа».

Алжир имеет четвертую по величине экономику в Африке с ВВП в 2021 году в размере 167,98 млрд долларов. Доходы от нефти и газа выросли на 70% в первой половине 2022 года и, как ожидается, составят 50 млрд долларов к концу 2023 года. Всемирный банк сообщил, что экономика Алжира «выросла на 3,9% в годовом исчислении в течение первых девяти месяцев 2021 года после сокращения на 5,5% в 2020 году», в основном из-за увеличения спроса на газ в Европе. На углеводороды приходится 95% доходов от экспорта и около 40% доходов правительства. Государственные предприятия составляют более половины официальной экономики, но частный сектор надеется, что правительство продолжит курс на реформы, чтобы привлечь прямые иностранные инвестиции в неэнергетический сектор. Правительству предстоит очень серьезный путь о модернизации, поскольку Алжир занимает 157-е место из 190 в последнем по времени рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса. План по привлечению ПИИ в неэнергетический сектор Алжира необходим, чтобы справиться с растущим уровнем безработицы и опасно высоким уровнем безработицы среди молодежи, составляющим почти 32%. План устраняет требование 51/49 для мажоритарного алжирского владения новыми предприятиями, но не для «стратегических секторов» – горнодобывающей промышленности, обороны, транспортной инфраструктуры и производства фармацевтических препаратов

Алжирско-американские отношения начали медленно налаживаться в 1960-х годах, но в целом были позитивными. В 1950-х годах администрации Трумэна и Эйзенхауэра поддерживали Францию в Алжире, но президент Кеннеди поддержал независимость Алжира. Алжир выступил посредником между США и Ираном, что привело к освобождению 52 американских заложников после 444 дней в плену. Алжир также поддержал контртеррористические операции США после 11 сентября. Итак, к чему эта агитация по поводу Алжира? Менталитет США «с нами или против нас» не учитывает прошлого сотрудничества и не может учитывать, что нация в первую очередь заботится о своих собственных интересах. Недавно Вивиан Балакришнан, министр иностранных дел Сингапура, выступая от имени АСЕАН по поводу США и Китая, заявила: «Мы не заинтересованы в разделительных линиях в Азии. Не заставляйте нас выбирать. Мы откажемся выбирать». И многие страны осознают ценность принадлежности к независимым форумам. Группа БРИКС вскоре может принять Аргентину и Иран, а Египет, Саудовская Аравия, Алжир и член НАТО Турция выразили заинтересованность. Итак, что же движет американскими политиками? У них могут быть опасения по поводу российских доходов от Алжира, хотя сделка по продаже оружия стоимостью 7 млрд долларов бледнеет рядом с миллиардами, которые Вашингтон передал Киеву. При этом  они продвигают американских оборонных подрядчиков, чтобы захватить алжирские продажи, хотя ожидать, что Алжир выбросит все свои запасы, поставляемые Россией, — это принятие желаемого за действительное. Отношения Алжира с Москвой восходят к 1950-м годам, когда Советский Союз поддержал войну Алжира за независимость и первым признал Временное правительство Алжирской Республики. На недавнем саммите Лиги арабских государств Алжир выступил посредником в заключении соглашения о примирении между соперничающими палестинскими группировками ФАТХ и ХАМАС. Примирение может продлиться недолго, и Алжир не предложит палестинским боевикам материальной поддержки, то есть оружия, поэтому угроза санкций, возможно, была сигналом добродетели со стороны американских политиков Израилю. Но этот тренд явно противоречит интересам   Европейского союза, который стремится к «долгосрочному стратегическому партнерству» с Алжиром в области природного газа и электроэнергии. Однако, если Европа ожидает увеличения поставок энергоносителей из Алжира или других стран Африки, ей придется не только серьезно вложиться в финансирование  расширения добычи или участвовать в 1 500-мильном Транссахарском газопроводе, по которому нигерийский газ будет поставляться в Европу через Алжир, но и выдержать серьезную конкуренцию с Китаем. Одной из стран, которая является крупнейшим торговым партнером Алжира и будет инвестировать в его экономику, является именно Китай, и Алжир будет координировать свои национальные планы развития с китайской инициативой «Один пояс, один путь» (ОПОП) в рамках Пятилетнего плана китайско-арабского всеобъемлющего стратегического сотрудничества (2022-2026). В настоящее время Китай развивает центральный порт Эль-Хамдания, крупнейший и первый глубоководный порт Алжира. Китай также помог завершить строительство 750-мильной автомагистрали Восток-Запад, соединяющей Алжир с Марокко и Тунисом, и около 1000 китайских компаний работают в Алжире, что облегчено отказом от требования 51/49. Еще неизвестно, будут ли отношения с Китаем включать заходы в порты китайских военных или использование китайских частных охранных компаний, которые активно участвуют в обеспечении безопасности китайских инвестиций в (ОПОП), но перспектива будет тревожной для Вашингтона, у которого возникнет соблазн серьезно надавить на   Алжир . Это диктует необходимость для Брюсселя занять четкую позицию по этому вопросу, поставив в во главу угла тезис о том, что понять, что долгосрочным  интересам США в обеспечении независимой от России  энергетики для Европы лучше всего отвечает именно Алжир вне его отношений с Россией и Китаем.

53.47MB | MySQL:103 | 0,475sec