О планах военно-политического руководства Турции начать серийное производство ОБТ «Алтай» в 2025 году

Согласно информации, опубликованной турецкой газетой Akit 9 января, в ходе посещения турецкой компании BMC президент Турции Р.Т.Эрдоган объявил, что в мае 2023 года Вооруженные силы (ВС) Турции будут поставлены два основных боевых танка (ОБТ) «Алтай» для проведения войсковых испытаний. После завершения комплексных испытаний в 2025 году совместно с партнерами по проекту планируется приступить к серийному производству танков.

Как известно, разработка ОБТ «Алтай» выполнена в соответствии с контрактом на реализацию «Проекта производства современного танка с использованием национальных источников», подписанным Секретариатом оборонной промышленности Турции (SSM) с компанией Otokar в июле 2008 года, при техническом содействии южнокорейской компании Hyundai Rotem. Стоимость данного контракта составила около 500 млн долл. В общей сложности проект «Алтай» предполагает поставку ВС Турции четырьмя траншами по 250 единиц до 1000 новых танков, стоимость которых может составить до 7 млрд евро (8,24 млрд долл.). Контракт на поставку первой партии из 250 серийных ОБТ «Алтай», а также обеспечение сопутствующей логистической поддержки в ноябре 2018 года по итогам тендера был заключен с компанией BMC.

Опытный образец «Алтай» был оснащен дизельным двигателем мощностью 1500 л. с. немецкого производителя MTU Friedrichshafen GmbH. Немецкая компания Rheinmetall также создала совместное предприятие с турецкой BMC с целью наладить совместное производство бронетехники, в частности, ОБТ «Алтай». Турция рассчитывала оборудовать «Алтай» двигателем MTU и трансмиссией Renk, но взаимоотношения с немецкими производителями прекратились после наложенного руководством ФРГ эмбарго на поставки Турции оружия из-за ее действий в Сирии.

В 2020 году компания BMC подписала с двумя южнокорейскими компаниями, Doosan Infracore Co. и S&T Dynamics Co., соглашение о поставке и интеграции для оснащения танка 4-тактного 12-цилиндрового дизельного двигателя с водяным охлаждением DV27K мощностью 1500 л. с. и трансмиссии. Известно, что ОБТ «Алтай» имеет длину 7 м, ширину 3,6м, а высоту (по верхнему срезу башни) 2,5 м. С учетом длины орудия суммарная длина танка составляет 10 м.

При этом представители турецкого оборонного ведомства неоднократно заявляли, что двигатель, который будет закуплен за границей, планируется использовать только на первых партиях танков. Последующие партии планируется оборудовать национальными двигателями.

Для разработки двигателя мощностью 1500 л. с. под названием Batu еще в марте 2017 года BMC учредила дочернюю компанию BMC Power. Планы предусматривали получить работающий образец к 2023 году. Испытания силовой установки начались в мае 2022 года.

Следует отметить, что первоначально турецкие специалисты возлагали серьезные надежды на сотрудничество с предприятиями оборонно-промышленного комплекса Германии, а именно надеялись, что немецкие специалисты разработают необходимый двигатель мощностью 1500 л. с и адаптируют под него автоматическую коробку переключения передач, которая обеспечит скоростные (максимальная скорость 70 км/ч) и маневренные характеристики для ОБТ снаряженной массой от 55 до 57 тонн.

Турецкие конструкторы и военные рассчитывали на то, что немецкие партнеры поставят для ОБТ «Алтай» турбированные дизельные двигатели MT893 (пр-во компании MTU, Германия) и АКПП HSWL серии 354 от компании Renk. Однако политические разногласия между президентом Турции Р.Т.Эрдоганом и канцлером ФРГ А.Меркель стали камнем преткновения для дальнейшей реализации турецко-немецкого проекта.

С учетом неудач, постигших турецких и южнокорейских конструкторов в вопросе создания мощного турбированного дизельного двигателя представители ОПК Турции были вынуждены прорабатывать другие источники силовых установок. В качестве одного из вариантов рассматривали украинский двухтактный двигатель 6ТД-3, однако его конструкция не предусматривала стыковку с гидравлической автоматической трансмиссией западного производства, а осуществление таких работ по адаптации двигателя к АКПП было признано бесперспективным, поскольку максимальная мощность рассматриваемого мотора составляет всего 1029 кВт.

В качестве еще одного источника двигателей необходимой мощности турецкие специалисты рассматривали Австрию, однако европейские производители сразу выставили такие условия, которые привели к отказу от сотрудничества.

Судя по публикациям, фактически, турецкий ОБТ «Алтай» представляет собой сборную солянку из компонентов южнокорейского, немецкого, итальянского, израильского и национального производства, что указывает на основной недостаток – низкий уровень локализации производства компонентов, а зависимость от поставок из-за рубежа, как уже было установлено турецкими военными, отрицательно влияет на боеготовность любого из видов и родов войск национальных ВС.

В этой ситуации турецкой оборонке необходимо действовать по двум направлениям: во-первых, расширять производство собственных компонентов для ОБТ, а, во-вторых, искать альтернативных поставщиков в других странах, обладающих полным циклом разработки и выпуска современных танков. Инвестиции в оба направления вполне оправдают себя поскольку число стран, которым необходимы недорогие и современные ОБТ постоянно растет и в данном аспекте ОПК Турции могут занять определенную долю международного рынка вооружений.

52.28MB | MySQL:103 | 0,573sec