В израильском экспертном сообществе опасаются того, что планируемая политика нового правительства Биньямина Нетаньяху будет иметь широкие стратегические последствия в разных сферах.
Полковник (в отставке) профессор Габи Сибони, эксперт по военным вопросам и безопасности, кибер- и военным технологиям Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), пишет «Письмо вступающему в должность начальнику штаба о кризисе в резервистской службе». Речь идет о генерал-лейтенанте Герци Галеви, который вступил в должность начальника Генштаба Армии обороны Израиля, заменив генерал-лейтенанта Авива Кохави, который занимал эту должность с 2019 г.
Отметим, что граждане Израиля, отслужившие срочную службу в ЦАХАЛе, распределяются в резервистские силы и могут призываться в армию в случае войны, боевой операции или природной катастрофы, а также на плановые задания (учения, охрана поселений и пр.). Солдаты обязаны к резервистской службе до 40 лет (ранее резервисты-мужчины могли призываться до 54 лет), женщины — до 38 лет, боевые офицеры — до 42 лет, а некоторые оговоренные специальности (врачи, техники, водители тяжелого транспорта и т. д.) — до 49 лет. Некоторые резервисты («милуимники») призываются в те же части, в которых служили, а некоторые переводятся в подразделения резервистов. Командует резервистами офицер в звании бригадного генерала[i].
По мнению Г.Сибони, «это не первый кризис, но самый серьезный». Он напоминает, что чуть более 20 лет назад, на фоне кризиса в резервистской службе («милуим») в конце девяностых годов, полковник Шауль Мофаз провел проверку и по ее результатам в 2002 г. ЦАХАЛ и Израильский институт демократии (IDI) подготовили совместный документ под названием «Все люди — армия? Резервная служба в Израиле».
Тогда кризис в основном был вызван «нарушением принципа справедливости», когда «бремя резервистской службы ложилось на малочисленное и растущее население, не получавшее должной компенсации». Г.Сибони ссылается на бригадного генерала Ариэля Хаймана, первого главного офицера «милуим» в 2000 г., который сказал, что «резервист хочет чувствовать себя нужным. Он хочет чувствовать, что его служба имеет значение…»
Г.Сибони пишет о том, что «среди меньшинства резервистов заметно отсутствие чувства необходимости и важности, тогда как это основы, на которых держится вся конструкция. Среди резервистов в сухопутных частях сложилось мнение, что некоторые командиры ЦАХАЛа не видят реальной необходимости в формировании резерва как сокрушительной силы в крупномасштабной войне и предпочитают выстраивать оперативное реагирование с опорой на регулярную армию, технологические средства и точную разведку. В прошлом резервистские части были сокрушительной силой для разгрома врага, а сегодня командующие армией используют их в качестве поддержки и замены регулярных частей только в чрезвычайных ситуациях и войне. Неясность роли частей боевого резерва пронизывает резервистов и усиливает их неуверенность в необходимости службы. Вот и крупные учения резервистов, которые несколько десятков лет назад были свойственны ЦАХАЛу, превратились в стерильную тренажерную подготовку. Бюджет наземных учений использовался как один из бюджетных источников армии для других целей. Компетенция командиров и бойцов в резерве была заменена путем приобретения и усиления передовых технических возможностей».
По мнению Г.Сибони, «такой подход проблематичен и наносит ущерб Армии обороны Израиля, ее способности принимать решения в контексте национальной безопасности. Масштабы угроз Израилю как по внешнему периметру, так и на внутренней арене требуют значительного порядка сил, которые должны базироваться на высококвалифицированном сухопутном резерве. В результате сокращения использования резервистов в оперативной занятости в текущем обеспечении безопасности (по экономическим и социальным причинам) большая нагрузка легла на регулярные войска. Сокращение объема подготовки солдат в резерве приводит к низкой квалификации резервистских частей, а также к значительным трудностям в освоении передового вооружения, которым оснащены регулярные формирования. Такой низкий уровень компетентности подрывает уверенность командующих армией и политического эшелона в способности резервистской системы и неизбежно снижает готовность задействовать резервные части. Этот процесс усиливает разочарование резервистов и снижает уровень их компетентности».
Отмечается, что «в отличие от кризиса конца 1990-х гг., приведшего к протестам, нынешний кризис не характеризуется громкими протестными выступлениями. Это молчание продолжает подрывать формирование резерва, доводя его до точки невозврата. Резервистская служба также теряет своих лидеров». В этой связи, Г.Сибони надеется, что «назначение нового начальника Генштаба — это возможность осуществить глубокие изменения, главным из которых является укрепление статуса и социального облика офицеров резервистской службы, укрепление субординации, ее культивирование наряду с возвращением к оперативным учениям в полевых условиях в подготовке к крупномасштабной войне с углублением обучения, оснащением бойцов улучшенным вооружением и снаряжением, участием резервных частей в оперативной работе и, наконец, поиском модели вознаграждения и компенсации, которая станет справедливым ответом на бедственное положение служащих».
Г.Сибони призывает не забывать тот факт, что «помимо измерения оперативного реагирования формирование резерва вносит огромный вклад в израильское общество, будучи связующим звеном между резервистами (и их семьями) и ЦАХАЛом как народной армией, укрепляя национальную стойкость и сплоченность в чрезвычайных и военных ситуациях. Резкое сокращение численности резервистов и количества выделяемых ЦАХАЛом в последние десятилетия дней, проведенных ими на службе, приводит к тревожному размыванию этих двух компонентов». Таким образом, эксперт настаивает на том, что «вопрос резерва должен стоять на повестке дня нового начальника Генштаба». В этой связи Иерусалимский институт стратегии и безопасности 18 января с.г. провел конференцию на тему «Кризис резервистской службы – готова ли Армия обороны Израиля к следующей войне». В рамках конференции высокопоставленные должностные лица ЦАХАЛа, бывшие и настоящие, обсудили различные аспекты резервистской службы и кризис, в котором эта система пребывает в последние годы. На конференции также были представлены результаты проведенного в JISS комплексного исследования и опроса общественного мнения о службе в резерве[ii].
[i] Резервистская служба Израиля. https://cyclowiki.org/wiki/Резервистская_служба_Израиля
[ii] המילואים ערךבמ המשבר בנושא הנכנס ל”לרמטכ מכתב / JISS. 16.01.2023. https://jiss.org.il/he/siboni-a-letter-to-the-incoming-chief-of-staff-the-reserve-forces/