Индийские эксперты о причинах ухудшения ношений между США и Саудовской Аравией и их влиянии на мировой рынок нефти

Саудовская Аравия продолжит взаимодействовать с Россией для поддержания стабильных цен на нефть, заявил 19 января  министр иностранных дел королевства принц Фейсал бен Фархан Аль-Сауд. «У нас очень важное партнерство с Россией по ОПЕК +, — сказал дипломат, — партнерство, которое обеспечило стабильность нефтяного рынка…мы будем сотрудничать с Россией в этом вопросе». При этом саудовский дипломат сравнил «относительную стабильность» цен на нефть с «другими источниками энергии», которые испытали «значительные колебания цен». Цены на сжиженный природный газ (СПГ) за последний год резко упали, поскольку Европа отдаляется от России и ищет других поставщиков на ограниченном рынке. Азиатские спотовые цены на СПГ снизились примерно на 67% по сравнению с рекордными максимумами этим летом, но все еще в два раза выше, чем в середине 2021 года. Цена на нефть марки Brent взлетела выше 130 долларов за баррель в прошлом году после начала военной операции России на Украине, но с тех пор снизилась. 19 января цена на нефть составляла 86,30 доллара за баррель, что значительно ниже исторических максимумов прошлого года. В октябре  2022 г. ОПЕК +, группа стран-экспортеров нефти во главе с Саудовской Аравией и Россией, решила сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в день. Запад раскритиковал Эр-Рияд, обвинив своего давнего союзника в поддержке России. Саудовская Аравия защищала этот шаг как необходимый для поддержки цен и дальнейших инвестиций во время растущего беспокойства по поводу мировой экономики. При этом Россия активно входят сейчас на регулярные рынки Эр-Рияда в Азии, снизив тем самым цены на нефть, в то время как королевство продает больше в Европе. 5 февраля  Европейский союз намерен запретить закупки российских нефтепродуктов, таких как дизельное топливо и мазут. Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива вмешались, чтобы занять долю рынка Москвы, даже несмотря на то, что они сами выигрывают от покупки российских товаров со скидкой.

В этой связи аналитики из Института оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара, (Нью-Дели) указывают на то, что поскольку США и Европа становятся менее зависимыми от импорта нефти из Западной Азии, а Китай и Индия становятся основными рынками для экспорта углеводородов из стран Персидского залива, нефтедолларовая система, возникшая в 1970–х годах, оказалась под давлением, поскольку нефть все чаще продается не в  валюте США. Недавняя напряженность в отношениях между США и Саудовской Аравией по целому ряду вопросов в связи с продолжающейся российско–украинской войной и растущими связями государств ССАГПЗ как с Россией, так и с Китаем только усугубила проблемы нефтедолларовой системы, что потенциально может иметь серьезные последствия для глобального финансового и экономического порядка. Недавняя напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией, влиятельным членом Организации стран–экспортеров нефти (ОПЕК), после продолжающейся российско–украинской войны возродила опасения по поводу новых вызовов так называемой «нефтедолларовой системе», которая играет ключевую роль в функционирование глобального финансового и экономического порядка. С появлением азиатских стран в качестве основного потребителя нефтепродуктов нефть все чаще продается в валютах, отличных от доллара США, даже несмотря на то, что западные государства быстро переходят от энергетической зависимости от нефти к альтернативным, в основном возобновляемым, источникам энергии (насчет «быстрого перехода» индийские эксперты сильно поторопились – авт.). Это ослабило нефтедолларовую систему, которая на протяжении почти полувека делала доллар США стандартом мировой торговли и финансов. В основе нефтедолларовой системы лежат отношения между США и Саудовской Аравией, ведущим государством–членом ОПЕК.  В 2022 году напряженность в отношениях между США и Саудовской Аравией по вопросам, связанным не только с добычей нефти, но и с торговлей нефтью в долларах США, возродила опасения по поводу будущего нефтедолларовой системы. В марте 2022 года отношения между США и государствами–членами ОПЕК стали настолько напряженными, что лидеры Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) отказались организовать телефонные переговоры с президентом США Джо Байденом, поскольку США и их союзники пытались сдержать рост цен на энергоносители, вызванный втоенной операцией России на Украине. Это привело к шквалу визитов глав западных государств в Эр–Рияд, главным образом для того, чтобы призвать Саудовскую Аравию поддержать США и Европу и увеличить добычу нефти, чтобы снизить рост цен на нефть во время российско–украинской войны. Так, тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон посетил Эр-Рияд в марте прошлого года. В июне Джо Байден лично посетил Саудовскую Аравию. В июле президент Франции Эммануэль Макрон пригласил наследного принца Мухаммеда бен Сальмана (известного как МБС) в Париж для переговоров. В сентябре канцлер ГФРГ Олаф Шольц посетил Саудовскую Аравию и другие арабские государства. Темой всех этих встреч было удержать Саудовскую Аравию подальше от российско–китайского клуба и призвать ее увеличить добычу нефти для нуждающихся в энергии экономик Европы и пораженных инфляцией США. Фактически, президент Байден изложил «новые рамки для Ближнего Востока» из пяти пунктов, которые включали поддержку экономического развития и военной безопасности,  однако Саудовская Аравия не приняла требования США и их союзников увеличить добычу нефти для снижения цен и не откликнулась на призывы Запада присоединиться к странам, вводящим санкции против России. Королевство также решило поддержать решение 23 государств–членов организации ОПЕК+, основанной в 2016 году, в которую входит Россия, сократить ежедневную добычу нефти на 2 млн баррелей в день. Это привело к сокращению мировых поставок нефти на 2%, что стало самым большим сокращением за последние два года. Решение Саудовской Аравии было воспринято Белым домом и западными комментаторами как согласованное с Россией, которая в настоящее время продает больше сырой нефти, чем Саудовская Аравия. Даже когда Байден попросил Саудовскую Аравию отложить свое решение по добыче нефти на месяц, до окончания промежуточных выборов в США, правительство Саудовской Аравии, возглавляемое МБС, не смягчилось, а подтвердило свое сокращение добычи, заявив, что все решения ОПЕК основаны исключительно на экономических прогнозах и потребностях. Более того, фактически, холдинговая компания Королевства Саудовской Аравии инвестировала 500 млн долларов в три основные энергетические компании России, почти во время начала российско–украинской войны. Что еще более удивительно, так это то, что Саудовская Аравия в 2022 году более чем удвоила импорт российской нефти для удовлетворения своих внутренних потребностей, таких как производство электроэнергии, несмотря на то, что она продавала большую часть своей более дорогой нефти по всему миру. Такое поведение бесконечно раздражало Джо Байдена, который в начале октября прошлого года предупредил КСА о «последствиях». Аналогичным образом, сенатор–демократ Боб Менендес из Комитета по международным отношениям Сената  США пригрозил прекратить продажу оружия Саудовской Аравии, в то время как другие демократы даже попросили США вывести 5000 оставшихся американских войск со многих баз в Персидском заливе.

Усилия США по спасению связей с Саудовской Аравией

Несмотря на это первоначальное возмущение, администрация Байдена пошла на попятный и попыталась вернуть своего старого союзника в лоно западного общества. 2 октября 2018 года обозреватель Washington Post и предполагаемый агент ЦРУ Джамаль Хашогги был убит спецназом Саудовской Аравии в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле. В феврале 2021 года в отчете разведки США наконец было предъявлено обвинение в том, что ударная группа работала под непосредственным командованием наследного принца КСА МБС.Тем не менее, в качестве жеста доброй воли, чтобы успокоить старого друга, администрация Байдена в ноябре постановила, что, поскольку Мухаммед бен Сальман является главой государства дружественной страны, он пользуется иммунитетом от юрисдикции судов США. Решение администрации Байдена фактически не оставило федеральному судье в Вашингтоне иного выбора, кроме как неохотно отклонить иск против МБС, сделав следующее замечание: «Несмотря на беспокойство Суда, Соединенные Штаты проинформировали Суд о том, что он (МБС) обладает иммунитетом». Опять же, администрация Байдена отменила принятие антимонопольного законодательства Nopec, после того, как незаметно исключила его из законопроекта в декабре 2022 года. Законопроект, в случае его принятия, позволил бы возбуждать дела против попыток ОПЕК ограничить добычу нефти для повышения цен. Президент Байден сделал еще одну попытку успокоить наследного принца. 13 декабря, уступая сильному противодействию со стороны администрации США, сенатор–демократ Берни Сандерс отозвал свою резолюцию о военных полномочиях — Закон о военных полномочиях в Йемене, — которая положила бы конец поддержке США войны в Йемене под руководством Саудовской Аравии.

Причины ухудшения американо–саудовских отношений

Тем не менее, все эти  попытки не изменили позицию наследного принца КСА. Фактически, МБС подтвердил свое приглашение председателю КНР Си Цзиньпину посетить Саудовскую Аравию, что последний и сделал 9 декабря, когда две страны подписали «Всеобъемлющее стратегическое партнерство», в котором Китай пообещал продолжать импортировать большие объемы нефти из Саудовской Аравии и стран Персидского залива и даже заявил, что нефтяные сделки, по крайней мере частично, будут оплачиваться в юанях. Фактически, Си сам говорил о перспективе нефтеюаня нескольким другим арабским лидерам, присутствующим в Эр–Рияде, где он сказал, что «Шанхайская платформа обмена нефтью и природным газом будет полностью использоваться для расчетов в юанях в торговле нефтью и газом». Примечательно, что Китай лидирует в мире по импорту нефти и природного газа, большая часть которых поступает из региона ССАГПЗ. Китай ввел нефтяные контракты в юанях в 2018 году в рамках своих усилий сделать свою валюту доступной для торговли по всему миру, хотя 80% мировых нефтяных сделок по-прежнему осуществляются в долларах США.
Существует несколько причин очевидного разрыва между США и Саудовской Аравией. Первой очевидной причиной является различие в самих ментальных реальностях – США — современная светская республика, в то время как Саудовская Аравия — ваххабитское королевство. Запад долгое время обвинял Саудовскую Аравию и ее ваххабитскую разновидность ислама как источник международного терроризма. Даже во время правления бывшего президента Джорджа У. Буша, если не раньше, поднимал вопрос о зависимости США от нефти Саудовской Аравии и стран Персидского залива как о проблеме, вызывающей некоторую токсическую зависимость, от которой Запад должен избавиться. Это не понравилось странам Персидского залива. За последние 20 лет западные экономики в значительной степени перестали зависеть от арабских углеводородов, поскольку Европа развивает возобновляемые источники энергии, а США наращивают собственную добычу нефти и газа, а также делают прорывы в потенциальных будущих источниках энергии, таких как технология ядерного синтеза. Эта ситуация со временем все больше раздражало саудовцев, которые все больше полагают, что США больше не являются надежным поставщиком безопасности, которым они когда-то были. Попытки США приблизиться к Ирану в рамках ядерной сделки и даже не информировать, не говоря уже о вовлечении Саудовской Аравии и стран Персидского залива, о переговорах по СВПД заставили КСА с подозрением относиться к намерениям США. Некоторые саудовские стратеги также обвиняют США в том, что они позволили «шиитскому полумесяцу» укрепиться в регионе, а войны США привели к господству шиитов в Ираке, Ливане, Сирии и Йемене. И все же именно в это критическое время для Саудовской Аравии силы США планировали развернуться в сторону Азии, то есть в Индо-Тихоокеанский регион. По мнению большинства саудовских стратегов, США не полностью выполнили свои союзнические обязательства в рамках кампании в Йемене и даже не сдержала своего слова о защите важнейших нефтяных объектов Саудовской Аравии в соответствии с соглашением 1974 года, поскольку поддерживаемые Ираном йеменские хоуситы применив беспилотники легко атаковали нефтеперерабатывающие заводы на саудовской территории в сентябре 2019 года, несмотря на хваленые системы противовоздушной обороны США.

Страны Персидского залива также опасаются, что в будущем электромобили заменят автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Они опасаются роста  собственной добычи нефти в США (включая сланцевую нефть) и их внезапной энергетической независимости, а также их превращения в более крупного производителя нефти и газа, чем страны Персидского залива. Саудовская правящая семья выбрала молодого лидера в лице Мухаммеда бен Сальмана, чтобы удовлетворить чаяния своей растущей молодежной массы (молодежь здесь не при чем. Вопрос в желании короля Сальмана оставить престол своему сыну, и более никому – авт.)  Он разработал амбициозный план экономического развития в рамках своей программы «Видение 2030», которая недавно пострадала от пандемии COVID-19. Инициатива имеет решающее значение для выживания государства, поскольку две трети его амбициозного и беспокойного населения в настоящее время моложе 35 лет. США продолжают поднимать вопросы о правах человека, трудового законодательства, вопросы религиозного и гендерного равенства, которые часто затрагивают даже такие саудовские мега-проекты, как Neom city и The Line. Однако Китай готов игнорировать все подобные проблемы и, похоже, стремится помочь Саудовской Аравии с технологиями, инвестициями и оборонным сотрудничеством. Саудовская Аравия также считает, что у нее будет больше рычагов воздействия на Иран, если Китай окажется на ее стороне.

Существует также личная неприязнь между МБС и Байденом (это очень точно: называть на Востоке будущего короля «изгоем» чревато последствиями – авт.). Будучи кандидатом в президенты, Байден пообещал превратить Саудовскую Аравию в международное государство–изгоя из-за ее мрачного положения с правами человека и заявил, что прекратит все поставки оружия в Саудовскую Аравию, и даже выступил с критикой, заявив, что «нынешнее правительство Саудовской Аравии имеет очень мало социальной ценности». Таким образом, переосмысление Саудовской Аравией отношений с США имеет довольно простое объяснение. Даже во время своего визита в Саудовскую Аравию президент Байден сказал, что он поднял вопрос об убийстве журналиста Джамаля Хашогги во время встречи с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом.

С уменьшением зависимости Запада от саудовской нефти и выводом США своих сил безопасности из Западной Азии Саудовская Аравия чувствует, что она предоставлена самой себе в противостоянии с угрозами со стороны шиитов Ирана, Ирака и Йемена. Поскольку основными странами–потребителями нефти Саудовской Аравии и стран Персидского залива в настоящее время являются Китай и Индия, Саудовская Аравия находит мало преимуществ в продолжении торговли нефтью в долларах США, а не в своей собственной валюте или валюте своих потребителей.

Нефтедолларовая система

Эта продолжающаяся напряженность в американо–саудовских отношениях может подорвать нефтедолларовую систему и существующую глобальную финансовую систему вслед за ней.
Проще говоря, нефтедоллар – это сочетание двух слов «нефть» и «доллар США». Большая часть нефти, продаваемой сегодня по всему миру, продается в долларах США. Эта договоренность восходит к американо–саудовскому соглашению 1974 года, достигнутому после арабо-израильской войны Судного дня 1973 г. и последующего нефтяного эмбарго, введенного странами Персидского залива. В июне 1974 года тогдашний госсекретарь США Генри Киссинджер и тогдашний наследный принц КСА Фахд подписали соглашение о создании двух совместных комиссий — Совместной американо–саудовской комиссии по экономическому сотрудничеству (JCEOR) и Совместной американо–саудовской комиссии по безопасности (JSCOR). Согласно этим соглашениям, правительство США пообещало увеличить объем экономических и военных инноваций и помощи Саудовской Аравии, а взамен Эр-Рияд согласился устанавливать цены на всю свою нефть исключительно в долларах США. Таким образом, любая страна, которая будет импортировать саудовскую нефть, должна была обменять свою валюту на доллары США до завершения транзакции. Остальные страны ОПЕК последовали нефтедолларовому прецеденту Саудовской Аравии в 1975 году. Целью США при создании этой новой нефтедолларовой системы было защитить стоимость доллара США и увеличить спрос на него. Страны по всему миру начали покупать доллары США и часто хранили их в качестве резервов в банках США, чтобы покупать нефть для своей страны, что сделало доллар сильным и главной резервной валютой мира. Другие сырьевые товары, такие как золото, медь, сельскохозяйственная продукция, природный газ и т. д., сегодня также торгуются в долларах США. Растущая сила доллара США долгое время беспокоила многих мировых лидеров и экономистов. Именно бывший министр финансов Франции Валери Жискар д’Эстен первым заявил, что США пользуются «непомерными привилегиями» из-за резервного статуса своей валюты. Доллар США, однако, резко упал в цене после того, как президент Ричард Никсон отменил привязку американской валюты к золоту в 1971 году. Он нашел новую поддержку в пресловутом «черном золоте» или нефти. Это положило начало эпохе «нефтедоллара». Эта привязка доллара США к нефти, которая сейчас снова начала колебаться, когда крупные производители нефти, такие как Саудовская Аравия, Россия (в настоящее время крупный производитель нефти) и другие страны ОПЕК +, все чаще торгуют нефтью в валютах, отличных от доллара США. Даже Индия и Россия планируют полностью отказаться от использования доллара США и евро в двусторонних расчетах и проводить все торговые операции в рупиях и рублях.

БРИКС и новая резервная валюта

Стоит отметить, что Саудовская Аравия, покупателями нефти которой в настоящее время являются в основном Китай и Индия, недавно проявила интерес к вступлению в БРИКС, группу, в которую входят основные нефтяные рынки Саудовской Аравии – Индия и Китай. Вопрос о расширении блока будет включен в повестку дня саммита БРИКС, который должен состояться в Южной Африке в этом году. В этом контексте любопытно отметить, что в июне прошлого года Министерство иностранных дел России предложило новую резервную валюту БРИКС, основанную на корзине валют БРИКС, обеспеченную золотом и другими товарами. Заявка Саудовской Аравии на вступление в БРИКС с ее запасами нефти может придать дополнительный импульс этой концепции. Предложение БРИКС о резервной валюте является альтернативой доллару США и валюте специальных прав заимствования (SDR) Международного валютного фонда (МВФ). В настоящее время SDR содержит в своих резервах пять валют – доллар США составляет 43% этих резервов, евро — 29,3%, китайский юань – 12%, а японская иена и британский фунт — по 7,5 % каждая. Однако SDR являются расчетными единицами для МВФ, а не валютой как таковой. Они являются стандартной числовой денежной единицей измерения рыночной стоимости товаров, услуг и других транзакций.

Большой вопрос здесь заключается в том, насколько актуальны эти события для индийской экономики. Доллар США сегодня является очень дорогой валютой для покупки такого важного товара, как сырая нефть. Фактически, доля долларовых резервов, хранящихся в центральных банках стран по всему миру, упала до 59% — самого низкого уровня за последние 25 лет — в четвертом квартале 2020 года, согласно обзору валютного состава официальных валютных резервов МВФ (COFER). Но означает ли это, что Индия должна поддержать продвигаемую Китаем инициативу нефтеюаня, поскольку это было бы равносильно переходу от непомерных привилегий одной валюты к привилегиям другой. Центральный банк США, Федеральная резервная система, принимает независимые решения по денежно-кредитной политике в интересах экономики США. Но поскольку доллар США также является мировой валютой, действия Федеральной резервной системы в области денежно-кредитной политики иногда влияют на стоимость валют и товаров других стран, что оказывает особенно пагубное влияние на валюты развивающихся стран. Для Индии настало время не только следить за событиями на мировом финансовом фронте, но и, возможно, участвовать в создании более справедливой и основанной на широкой основе валютной системы, включающей корзину валют и товаров, для более безопасного и справедливого финансового и денежно–кредитного порядка для будущего Индии.

52.33MB | MySQL:103 | 0,438sec